без устали
21.06.2004 |
|
16.06.2004 |
|
05.06.2004 |
|
28.05.2004 |
|
24.05.2004 |
|
24.05.2004 |
|
11.05.2004 |
|
26.04.2004 |
|
21.04.2004 |
Русский камертон Читательницам "Русского Переплёта" посвящается У каждого из
здесь присутствующих есть свой любимый писатель. У автора этих строк он тоже имеется.
Это - Иван Тургенев. Положа руку на сердце, до Тургенева Запад почти не знал русской литературы. Оставаясь безусловным патриотом, Тургенев половину жизни провел в салонах европейского Парнаса и чувствовал себя там, как рыба в воде. Он был на ╚ты╩ со всеми его знаменитостями: Гюстав Флобер, Эдмон Гонкур, Проспер Мериме, Жорж Занд, Эмиль Золя, Мориц Гартман, Альфонс Додэ, Гюи де Мопассан √ вот круг и уровень его европейских знакомств. Погружаясь в тургеневскую переписку, обращаешь внимание на то, что в абсолютном большинстве это письма, писанные из-за границы, либо за границу. С середины 19 века вояжи в Западную Европу становятся для русских писателей обязательными. В долговременных европейских паломниках оказываются Белинский, Гоголь, Некрасов, Гончаров, Тютчев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Достоевский. Результаты этих визитов выливаются в литературные произведения. ╚Рим╩ Гоголя, ╚С другого берега╩ Герцена, ╚Зимние заметки о летних впечатлениях╩ и ╚Игрок╩ Достоевского, ╚Люцерн╩ Льва Толстого, ╚Письма с того берега╩ С.-Щедрина √ далеко не полный список русской художественно-публицистической "европианы". В основном она заряжена иронией и скепсисом. Будь то щедринские ╚Письма с того берега╩, или приватная писательская переписка, в ней преобладает отрицательная интонация. Даже Главный русский эмигрант Герцен, переселившийся на Запад раз и навсегда, жил там с головой, повернутой назад, к России, и так и остался до конца дней ╚чужим среди своих╩, критически настроенным иностранцем. Творчество Тургенева лишено этого антизападного синдрома совершенно. Европа является местом действия доброй половины его романов, но в отличие от своих собратьев по перу он воздавал должное и российской, и западной цивилизации, и не торопился с апокалиптическими пророчествами о неизбежной гибели второй из них. ╚Ни Европа настолько стара, ни Россия настолько молода, как это может представиться╩, - писал он одному из корреспондентов, предостерегая его от русофильских излишеств. На страницах своих романов он позволял себе быть еще более категоричным, а то и беспощадным: "Лезут мне в глаза с даровитостью русской натуры, с гениальным инстинктом, ┘ Да какая это гениальность, помилуйте, господа? Это лепетанье спросонья, а не то полузвериная сметка. Инстинкт! Нашли, чем хвастаться! Возьмите муравья в лесу и отнесите его на версту от его кочки: он найдет дорогу домой; человек ничего подобного сделать не сможет; что ж? Разве он ниже муравья? Инстинкт, будь он хоть распрегениальный, не достоин человека: рассудок, простой, здравый, дюжинный рассудок - вот наше прямое достояние, наша гордость; рассудок никогда таких штук не выкидывает; оттого-то на нем все и держится. А что до Кулибина, который, не зная механики, смастерил какие-то пребезобразные часы, так я бы эти самые часы на позорный столб выставить приказал; вот, мол, смотрите, люди добрые, как не надо делать. Кулибин тут не виноват, да дело его дрянь. Хвалить Телушкина, что на адмиралтейский шпиль лазил, за смелость и ловкость - можно; отчего бы не похвалить? Но не следует кричать, что, дескать, какой он нос наклеил немцам-архитекторам! И на что они! Только деньги берут┘ Никакого он им носа не наклеивал: пришлось же потом леса вокруг шпиля поставить, да починить его обыкновенным порядком. Не поощряйте, ради Бога, у нас на Руси мысли, что можно чего-нибудь добиться без учения! Нет! Будь ты хоть семи пядей во лбу, а учись, учись с азбуки!" (Монолог Потугина из ╚Дыма╩) Воистину, более ядовитого антирусского
пассажа трудно сыскать в русской, а то и в мировой
литературе. Изъяны отечественного бытия были известны Тургеневу не понаслышке.
Живя в своем родовом Спасском, он сталкивался с ними
каждый день. Вслед за Пушкиным (╚История села Горюхина╩), Чаадаевым
(╚Философические письма) С.-Щедриным (╚История одного города╩) Тургенев сокрушенно
свидетельствовал, что русские √ уникальное изделие в мастерской у Господа Бога.
Когда история или власть предоставляют их самим себе, они перестают ударять
пальцем о палец и впадают в благодушную обломовскую спячку. Прочитайте ядовитые
монологи Потугина до конца. Если вы россиянин, вас ждет разлитие желчи и
готовность бежать куда глаза глядят. Но тот же Тургенев написал ╚Записки охотника╩, где поднял национальный характер своих земляков на небывалую нравственно-поэтическую высоту. ╚Записки охотника╩ по сей день остаются непревзойденной энциклопедией народного русского ╚множества╩. Ленин сказал о Льве Толстом: ╚До этого графа настоящего мужика в русской литературе не было╩. Посмеем возразить, что сам Лев Толстой отдавал в этом смысле пальму первенства автору ╚Записок охотника╩. Западник Тургенев послужил славянской культуре, как никто из славянофилов. Потому что он был абсолютно, беспримесно талантливым художником слова. Попросту говоря, лучше, чем Тургенев, в Европе 19 века не писал никто. Даже Лев Толстой выглядит на фоне Тургенева немного тяжеловесным. О Достоевском не приходится и говорить: тургеневского изящества в нем не ночевало. Сюжетно выверенные, композиционно отбалансированные, стилистически безупречные вплоть до последней запятой произведения Тургенева читаются на едином дыхании и проглатываются, как яичный желток. Эмоционально-эстетическое наслаждение √ точнее не скажешь о чувстве, рождаемом его прозой. Он извлек из русского языка такие обертоны, какие до него умел извлекать только Пушкин. Тому из иноземных читателей ╚Русского Перпеплёта", кто хочет познать этот язык до его семантического дна, рекомендуем именно книги Пушкина и Тургенева. Великий стилист Владимир Набоков, заявивший в ╚Даре╩, что ╚вся русская литература занимает после самого снисходительного отбора не боле трех - трех с половиной тысяч листов╩, благоговел перед тургеневским языком и выразил причину своего благоговения в изысканном bon mo: ╚за серый отлив черных шелков, за русалочью полежку иной его фразы╩. Прошу поверить филологу с 25-летним стажем: в устах у невероятно самолюбивого и завистливого Набокова этот комплимент многого стоит. Формальное совершенство тургеневской прозы уступает лишь ее содержанию. Начиная с ╚Записок охотника╩, каждое произведение Тургенева становится в России общественно-политическим событием. Их читают и о них спорят на студенческих вечеринках и в аристократических салонах, на революционных сходках и в семейных палатах Зимнего дворца. Еще бы, если в ╚Дыме╩ тайным возлюбленным героини оказывается сам царь! Нейтральный во всех отношениях автор обладал поразительной способностью попадать каждым очередным произведением в болевые нервосплетения российской действительности. Он, так сказать, объяснял россиянам самое себя: - Благодаря роману ╚Отцы и дети╩, русская история второй половины 19-го века была осознана именно как конфликт аристократических "отцов" и разночинных "детей", а главный герой этого романа Дмитрий Базаров стал знаменем нескольких поколений "нигилистов"; - В ╚Рудине╩ и ╚Накануне╩ схвачено внутреннее бесплодие русских революционеров и революций; - Изумленный Лев Толстой констатировал, что до Тургенева в России не было женщин, им описываемых. Но появился Тургенев √ и они появились тоже - и под именем ╚тургеневских женщин╩ существуют по сей день. Назовите-ка кого-нибудь из ваших собеседниц ╚тургеневской женщиной╩. Почти уверен, вам ответят благодарной и польщенной улыбкой. Наталья Ласунская из ╚Рудина╩, Елена Стахова из ╚Накануне╩, Ася из одноименной повести, Джемма Розелли из ╚Вешних вод╩, Лиза Калитина из ╚Дворянского гнезда╩, Татьяна Шестова из ╚Дыма╩, Марианна из ╚Нови╩ - вот коллективный портрет тургеневской героини и одновременно женский идеал автора этих строк. Перефразируя Ленина, ╚до Тургенева настоящей женщины в русской литературе не было╩. Добавим в этот перечень пушкинскую Татьяну Ларину, толстовскую Наташу Ростову и закроем ряд. Но все тургеневские героини, как правило, несчастны. Почему же? Потому что слабые тургеневские мужчины бегут их любви. О, это еще одно из психологических √ и мучительных открытий писателя. Он создал образ ╚лишнего человека╩. До него этот тип уже прозревали в российской действительности Пушкин и Лермонтов. Но пушкинский Евгений Онегин и лермонтовский Печорин не могут пожаловаться на мужскую невостребованность. Они ╚лишние╩ не у женщин, а у России, отвергающей их ум и таланты. А вот тургеневские герои лишние у самой жизни. Их мужское ╚эго╩ пребывает в недоразвитом состоянии. Из романа в роман они спотыкаются об обстоятельства, капитулируют, исчезают за безопасным углом и в конце концов наносят смертельные раны любящему их существу. ╚Мадам Бовари √ это я╩, - сказал Гюстав Флобер. Проза Тургенева (как и любого большого художника) тоже автобиографична. Увы, своих ╚лишних мужчин╩, пасынков на вечнозеленом празднике жизни он писал в основном с себя. Его многолетний платонический роман с Полиной Виардо вызывает горестную гримасу у любого нормального, сексуально компенсированного мужчины. Тургенев был буквальным приживальщиком у многочисленного семейства Виардо, и не случайно одна из его пьес называется ╚Нахлебник╩. Автор ╚Дворянского гнезда╩ так и не создал своего собственного, семейного гнезда: ╚Этак жить нельзя. Полно сидеть на краюшке чужого гнезда. Своего нет √ ну и не надо никакого╩ (из письма Некрасову о прозябании ╚на краюшке╩ семьи Виардо). Обстоятельства появления на свет его внебрачной дочери от крепостной крестьянки тоже весьма загадочны. Их не могут прояснить самые дотошные биографы писателя. О прочих любовных увлечениях Тургенева неизвестно ровным счетом ничего. Этот великий знаток женской души был, скорее всего, девственником. Но что же это доказывает? Только то, что физическая близость с женщиной не есть гарантия познания её человеческого, духовного естества. Среди читателей этого очерка есть читательницы? Тогда они согласятся, что глубже и талантливее, чем целомудренный Тургенев, об их подлинном ╚я╩ не написал никто. Любая писательская судьба знает взлеты и падения, вдохновение и творческие неудачи. А вот Тургенев мог писать только хорошо или очень хорошо. Рискнем предложить читателю ╚Русского Переплёта╩ абсолютный шортлист тургеневской прозы: ╚Записки охотника╩ ╚Рудин╩ ╚Накануне╩ ╚Отцы и дети╩ ╚Дворянское гнездо╩ ╚Дым╩ ╚Новь╩ Даже если бы Тургенев написал только это, его место в пантеоне мировой словесности было бы ему обеспечено. Но есть еще ╚Вешние воды╩, ╚Пунин и Бабуин╩, ╚Бригадир╩, ╚После смерти╩, ╚Песнь торжествующей любви╩, великолепная гроздь ╚Стихотворений в прозе╩, а также пьесы, статьи, литературно-критические эссе и тринадцать томов epistolaes, читать которые такое же наслаждение, как и его художественную прозу. Назвать Тургенева
первым европейцем среди русских писателей позволяет и то, что он воплoтил в русском национальном материале вечные
человеческие коллизии и архетипы. Об этом говорят сами названия: ╚Степной
король Лир╩, ╚Гамлет Щигровского уезда╩, ╚Фауст╩. Он сумел рассмотреть в
провинциальном русском быте знаменатели общечеловеческого бытия, а иногда
создавал эти знаменатели сам. В ╚Стихотворениях в прозе╩, обозначенных самим
писателем как ╚Senilia╩, мы имеем философско-психологическую
штудию последнего из пяти шекспировских возрастов. Наука умирания √ самая
трудная и жестокая наука. Новейшим экзистенциалистам, любящим
пококетничать на этот счет, рекомендуем переписать тургеневские ╚Senilia╩ в свои компьютеры и
обьявить тему закрытой: мудрее Тургенева о смерти написали немногие, а, может,
и вообще никто. Тургенев не был религиозен. Cлова Базарова: ╚одно знаю, я
умру, и из моей могилы лопух вырастет╩, √ это и его слова. Но в ╚Senilia╩
даны рекомендации, как мужественно и достойно донести до конца свой жизненный
крест. Тургеневу можно верить. В силу загадочных особенностей психической
конституции он почуствовал себя старым в 40 лет. С этого момента идефикс
╚преждевременного увядания╩ становится одним из лейтмотивов его творчества и
частной переписки. Он ушел из жизни трагическим одиночкой, оставив после себя
бессмертную чреду мудрых и поэтически совершенных произведений о жизни, смерти,
России и о себе.
┘Если вы впервые оказались у книжной полки
с русской классической прозой, начните её с Тургенева. Вы почувствуете себя
взрослее и умудрённее на прожитую сумму лет.
|
19.04.2004 |
|
01.04.2004 |
|
27.03.2004 |
|
25.03.2004 |
|
22.03.2004 |
|
09.03.2004 |
|
26.02.2004 |
|
22.02.2004 |
|
16.02.2004 |
|
11.02.2004 |
|
30.01.2004 |
1|2|3|4|5|6|7|8|9 |
Добавить статью |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"