Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

21.06.2004
17:01

Писательство как форма существования

16.06.2004
12:32

Чиcтильщики Сети. Новый Jouli Андреев

05.06.2004
06:53

Русская самоненависть Салтыкова-Щедрина

28.05.2004
11:29

Человек-оркестр

24.05.2004
13:32

В помощь студенту-филологу: славянский триумвират

24.05.2004
13:09

Сердюченко о самом себе. Выдержки из "автобиографического"

11.05.2004
11:57

Евреи и я. Между Амстердамом и Нью-Йорком

26.04.2004
12:54

Между Валентином Катаевым и Михаилом Жванецким

21.04.2004
18:42

Русский камертон

19.04.2004
13:05

Автопортретное

01.04.2004
13:57

Первоапрельское. Гимнописец Григорий Гончарук

27.03.2004
18:47

Литературные поминки 2004

25.03.2004
11:21

"Юзьо" из "Поступа"

22.03.2004
13:52

Калифорнийские деконструкции

09.03.2004
12:26

Ностальгическое

26.02.2004
12:57

Антиинтеллигентские советы

22.02.2004
12:16

О Достоевском. В последний раз.

16.02.2004
20:50

Объяснение в ненависти

     

    ⌠Я┘ с Пушкиным на короткой ноге■

    Н. Гоголь, ⌠Ревизор■

     

    ⌠Чтобы выпрямить, надо перегнуть■

    Мао-дзэ-Дун

     

    С некоторых пор ваш покорный слуга только тем и занимается, что выясняет отношения с профессором калифорнийского университета Юрием Дружниковым. Не успев придти в себя от его ⌠Узника России■, обнаружил в своём почтовом ящике увесистый том ⌠Дуэли с пушкинистами■, который читал, обвязав голову мокрым полотенцем, выпив бутыль валерьянки и погрузив ноги в таз с холодной водою. Дважды и трижды пройдясь в Узникекаленым железом по биографии Пушкина, растворив ее в чане с серной кислотою, сей величайший антипушкинист всех времен и народов принялся на этот раз за семейное, литературное и светское окружение поэта. Результаты впечатляющи.

    - Наталья Гончарова? Малообразованная мещанка во дворянстве, совершенно не понимавшая поэтической музы мужа.

    - Каролина Собаньская? ⌠┘Жаль, что одно из лучших в мире стихотворений о любви обращено не к будущей жене, а к леди-вамп, ⌠черной душе■, которую Пушкин называл демоном, к стукачке, которая стала одной из самых мерзких окололитературных особ Х1Х столетия.■ (с. 122).

    - Пушкинская няня? Умная крепостная бестия, поставлявшая Пушкину в постель дворовых девок, и почти бытовая алкоголичка.

    - Николай 1-ый, граф Бенкендорф? Циничные иезуиты, вычислившие с точностью до запятой стоимость пушкинского таланта в деле идеологической обработки подданных и сделавшие поэта ⌠агентом влияния■ за счет денежных подачек.

    ┘И так далее, и тому подобное. Деструктивный пафос книги тотален. Мы открыли эту рецензию двумя эпиграфами. К ним можно было бы присовокупить еще один: ⌠Все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если правду сказать, свинья■.

    Чтобы читательРусского переплета реальнее представил себе уровень свирепости дружниковского письма, прибегнем к цитации, предварительно попросив слабонервных и дам из аудитории удалиться. Вот портрет основоположника Великой России:

     

    ⌠Он ел руками √ без ножа и вилки. Посреди разговора мог плюнуть в лицо собеседника. После еды он спал, даже в гостях. Хронический алкоголик, он угрозами заставлял пить других. Гостей запирал и ставил охрану, следящую, чтобы все пили, а сам уходил спать. Шута назначил председателем Коллегии, то есть Министром Всепьянейшего Собора, для которого сам написал Устав. Параграф первый устава гласит: ⌠Напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми.■

    Легко впадающий в гнев, он терял рассудок и становился зверем под влиянием вина. Протрезвев, он назначал казни. Он сам участвовал в пытках своих оппонентов, выбивал им зубы кулаком, работал палачом. Он приказал пытать сына. Он лично удостоверялся, что его противники мертвы. Война делала его маньяком. Людские потери в его войнах не подсчитаны до сих пор. Мудрость и доброта Петра √ больше легенды подхалимов, чем правда. Петербург построен на костях десятков тысяч крестьян. Чудовищные расходы на войну разоряли государство. Налоги и хитрости, как выкачивать больше денег, умножаются: не будучи грамотным, он использовал наиболее изощренные советы своих подчиненных, часто противоречащие одни другим. Доходы шли, минуя казну, прямо в руки его генералов.

    У царя было хобби: он любил рвать зубы у других и собирал их. Причем, часто ошибался или нарочно, в назидание, рвал у своих приближенных и их жен здоровые зубы. После его смерти остались импортные щипцы да мешок с выдранными им зубами.

    При нем заложена тайная политическая полиция, подчиняющаяся ему лично. Его приказ: ⌠Иметь смотрение┘ чтоб в жителях не было шаткости■. Петр признавался иностранцам о русском народе: ⌠Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей■. Петр умер от уремии, а, по мнению профессора М. Покровского от сифилиса.■ (с.280-281).

     

    Если читатель думает, что иные русские самодержцы вызывают у Ю. Дружникова иные чувства, он ошибается. Владимир Путин? В зубодёрстве и еде руками покамест не замечен, но об уровне сарказма судите сами:

     

    ⌠ ┘Великий дзюдоист, лыжник, летчик, подводник и, как Петр, академик. Правда, сперва только Туркменской академии, но зато знает, как мочить людей в сортире. Не успели мы написать эти строки, как новый президент России повесил портрет Петра Великого у себя в кабинете.■ (с.286)

     

    Был такой фильм, ⌠Сегодня ночью погибнет город■ польского режиссера Анджея Мунка. Он повествовал об уничтожении Дрездена союзнической авиацией. Оказавшийся в дрезденском аду английский военнопленный вздымает к небу руки и призывает бомбить и бомбить, но конце концов даже он ужасается и начинает молить: Dosc! Dosc! (⌠Хватит! Хватит!■). Тщетно. Апокалиптическая бомбардировка продолжается.

    Вот такое же ⌠dosc!■ возникает при чтении книги Ю. Дружникова. Хочется напиться и куда-то бежать. Да не может такого быть, чтобы вся история России состояла из одних только ⌠мочить в сортире■!

    Может, - горестно ответствует Ю. Дружников и продолжает вываливать на голову читателя горы антирусского компромата. Можно было бы заподозрить автора в бездоказательном очернительстве, если бы не скрупулезная прошнурованность каждой инвективы сизифовым количеством библиографических ссылок и справок. Уму непостижимо, когда и где сей калифорнийский аннигилятор нарыл такую бездну документального материала. Перед нами беспощадный рентгенологический портрет многовековых национальных кумиров и святынь России. В рецензии на предыдущую книгу Ю. Дружникова мы уже выразили изумление этим геростратовым нигилизмом и признались в решительной неспособности понять духовно-психологическую ауру автора. Здесь требуются какие-то чрезвычайные параллели и ассоциации, и мы их в конце концов нашли: перед нами √ русский извод гегелевского ⌠несчастного сознания■.

     

    ⌠Как сладостно отчизну ненавидеть!

    И жадно ждать ее уничтоженья!

    И в разрушении отчизны видеть

    Всемирного денницу возрожденья!■

     

    Это из Владимира Печерина, одного из бесов, искушавших русскую культуру с момента её зарождения. Рядом же - Чаадаев с его ⌠Апологией сумасшедшего■ и какой-то гранью своей души √ внимание! внимание! √ сам Пушкин. Русская самоненависть √ вот как это называется. Её первым идентификатором и исследователем стал Достоевский. Именно ⌠Бесами■ он назвал один из своих величайших романов, и именно там, в образе Николая Ставрогина следует искать мировоззренческого диагноза нашему новейшему Диссиденту и Эмигранту. В статье о предыдущей книге Ю. Дружникова мы цитировали:

     

    ⌠Франция не только показала, но и внесла бы в жизнь более высокую культуру, - бытовую, экономическую и духовную. Наполеон мог бы сделать то, на что России потребовалось еще полстолетия: отменил бы непродуктивное крепостное право, открыл границу и создал более совершенный общественный строй, как в европейских странах. В России появились бы надежды на конституцию и права человека.■ (); ⌠Нам кажется, победи Наполеон Россию, он дал бы ей прав и свобод больше, чем о том мечталось самым либеральным из декабристов■ (⌠Узник России■, сс.14-15, 268).

     

    В новой книге читаем то же или почти то же самое, как если бы автор настаивал на сакральной ценности своих строк.

    Ю. Дружников своего добился. Ваш покорный слуга полез в закоулки слабеющей филологической памяти и извлек оттуда следующее:

    ⌠┘Хорошо, как бы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе.■

     

    Как ты думаешь, читатель, кому принадлежит это высказывание? Совершенно верно, дорогой читатель, ты не ошибся. Увы. Это Достоевский, ⌠Братья Карамазовы■, Смердяков.

    Или вот ещё: ⌠Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна■. (Из тех же реплик того же персонажа.)

    Но Смердяков у Достоевского не самоценен. Он озвучивает умонастроения великих самоненавистников Ивана Карамазова и в первую голову Николая Ставрогина. Вот он, родовой прототип Александра Герцена, Владимира Набокова, Юрия Дружникова и всех вечных перекати-поле, носящих Россию на подошвах своих башмаков. Заходится сердце от сострадания к этим русским Байронам, обреченным выражать любовь к своему народу и отчизне лишь через ненависть к ним.

    В отличие от них, ваш покорный слуга никогда не угрызался подобными Pro et Contra. Он любит именно ту Россию, которую ненавидит Ю. Дружников, и именно за то, за что он её ненавидит. Автор, видите ли, не страдает и не страдал от отсутствия гражданских прав, свободы слова и прочих попраний своей единственной и неповторимой личности. ⌠Я полковник ты дурак, ты полковник я дурак■ - вот истина, которой он подчинялся всю жизнь и мечтал бы подчинить всё человечество. Вы скажете, что это дурацкий армейский фольклор и будете неправы. Перед нами редуцированное изложение заветной идеи Великого Инквизитора. Сумел ли его визави что-нибудь возразить на это? Отправляемся в пределы романа и читаем:

     

    Иисус Христос молча приближается к старику и тихо целует в бескровные девяностолетние уста■.

     

    Вот видите? Молча■! Ему нечем возразить на тоталитарные максимы великого старца.

    А теперь процитирую, пожалуй, самого себя: ⌠Если усвоить, что ты никакой не чемпион, а "тварь дрожащая", тебе станет в десять раз легче жить. Не надувай поэтому пуз и щек, не пускай пыль в глаза, а ненавидь себя, плюй в свое изображение, высказывайся в Internet не возвышаясь над компьютером, а стоя перед ним на коленях √ перед ним и перед всеми людьми. Стань в Интернете не соцреалистом, а Франциском Ассизским. Увидь себя в виде арифметической дроби, где числитель есть то, что думаешь о себе сам, а знаменатель - то, что думают о тебе другие. Если ты станешь думать, что ты есть сплошной нуль, прореха на теле человечества, жертва аборта и вообще никто, то неожиданно станешь цельной, сверкающей, великолепной единицей, и к тебе единственному обратится лик Господа и его перст, указующий :"Се человек".

    Но мы воспарили в слишком высокие горния. Возвратимся к ⌠Дуэли с пушкинистами■ и констатируем ещё раз, что каждый фрагмент этой дуэли сопровождается караваном ссылок, едва ли не превышающим по объему авторский текст. Книга претендует на роль альтернативной энциклопедии по Пушкину и его эпохе. Ну, например, занимался ли кто-нибудь из пушкинистов антропометрическими измерениями четы Пушкиных? А у Ю. Дружникова и на это достало исследовательского азарту. Он изучил метрическую систему пушкинских времен, перебрал бездну паспортных сведений-документов, и вот итоги:

     

    По данным музея в Бордзянах, где имеется зарубка роста жены поэта на дверном проеме, росту в ней 175,5 сантиметра, и она была на 15,5 см выше Пушкина. А на каблуках выше на голову.■ (с. 23)

     

    Что же касается главы о Гоголе, то она вообще читается, как психоаналитиеческий детектив и требует отдельного разговора, который, черт возьми, обязательно состоится. Следите за прессой.

    Книга сопровождена статьей Льва Аннинского, одного из литературно-критических кумиров автора этих строк. Аннинский назвал свой посткриптум Послесловием секунданта■. Подписуюсь под каждой строкою этого замечательного эссе, выстроенного таким образом, что комплименты в адрес Ю. Дружникова постоянно оборачиваются своей противоположностью. Лев Аннинский, можно сказать, прошелся по Ю. Дружникову так же скрупулезно, как сам Дружников по Пушкину, и дезавуировал интеллектуальную двусмысленность большинства его инвектив. Пользуюсь случаем, чтобы из своего прикарпатского угла поздравить коллегу с отличным секундантством.

     

    Но в заключение и несмотря ни на что: отныне всяк, кто захочет проверить свою любовь к Пушкину и к оссииРоссии по высочайшему патриотическому счету, должен будет экзаменовать себя по Дружникову■.

     

11.02.2004
17:36

Достоевский-полифонист

30.01.2004
12:04

Казанские сироты в усадьбе Ростовых

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100