TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.12.2018
16:53

О бедном поэте замолвите слово

    Как ни дико это звучит, иномирие существует объективно. То, что вне нашей Вселенной, есть иномирие. И им является физический вакуум. В каждой частичке этого . . .

15.12.2018
21:23

Вот я и дочитал...

    Вот я и дочитал до конца книгу Шаргунова “Свои” (2018). Последний рассказ – о Катаеве времени после написания им романа “Алмазный мой венец”. Ницшеанского (см. тут). . . .

14.12.2018
13:34

Незамеченный церковью бунт Караваджо

    Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а . . .

12.12.2018
14:36

Сал-ах, какой хороший художник!

    Две недели тому назад Таиру Салахову исполнилось 90 лет. А два года тому назад в Третьяковке впервые открылась персональная выставка его работ. Наверно же, он . . .

09.12.2018
11:16

Чары Клода Лоррена

    B>

    Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125.

    Меня не устраивало всеми принятое для них слово идиллия. Идиллия никуда не влечёт. А Лоррен считается представителем классицизма. Классицизм же в моей, для себя придуманной упорядоченной систематике, является неким повторением идеала Гармонии. Идеала типа Высокого Возрождения. А такой идеал – для меня – подразумевает ожидание свершения идеала в историческом будущем. И идиллия тут не к месту.

    Лоррен. Пейзаж с отплытием святой Урсулы. 1641.

    А Сапронов мне открыл, в чём изюминка созданий Лоррена. В чрезвычайной постепенности изображения воздушной перспективы. Хоть он так и не написал.

    Гляньте на розовое двухбашенное здание. Дальняя башня бледнее ближний. Уж, казалось бы, как они недалеко друг от друга, и могли б быть одного цвета. – Нет! И тут – тончайшая градация. Мало того. Градация есть даже в цвете листьев дерева, что справа. Которые больше просвечиваются солнцем (где уже не густо), они бледно-зеленовато-розовые. Где чуть гуще – зелени побольше. Где ещё больше густоты – одна зелень. Где уже глубокая тень – коричневое появляется. – А гляньте на красные флаги на кораблях. Как дальний чуть-чуть бледнее ближнего! – То же с мачтами. Казалось бы, совсем не намного дальше отстоит от левого по центру корабля правый по центру. А уже мачты правого бледнее. – Или тень от них и от лодки, что между ними, на воде. Насколько тень от левого (поскольку она ближе к нам подходит) гуще, чем тень от лодки и от правого по центру корабля. Причём от лодки гуще, чем от того корабля. – То же с тенями от ступеней под двумя правыми колонами! Кругом, кругом тончайше проработана воздушная перспектива.

    Это как бы приглашение, что историческое ослепительное будущее – пошагово достижимо!

    А так и тянет продолжать рассматривать градации… Насколько светлее левое дерево по сравнению с более близким правым.

    В левом по центру корабле корма бледнее носа.

    А как понемногу от приближения к нам темнеют уступы набережной, что в тенях.

    А то же с волнами.

    Я уж не говорю о небе.

    Целая бесконечность, в которой хочется не переставая купаться. И можно понять, что таких картин можно написать множество, и смотреть на них никогда не надоест.

    Причём, это не туман. Это воздух какой-то влажности. Я не исключаю, что такая влажность только около Рима и бывает. И это может объяснить, почему Лоррен не смог из Рима уехать на родину.

    Интересно, что по преданию путешествие Урсулы кончается трагически. Но Лоррен, как настоящий художник, в том числе не без того, чтоб через наоборот выразить свой оптимистический идеал. (Мог бы и иначе назвать свою картину.)

    Впрочем, тут работает классицистский канон. (И Лоррен ему подчинился, может, с ехидством – в одном названии, способном навести тень на этот ослепительно начинающийся день в картине.) Пейзаж тогда считался низким жанром. Высоким был исторический. Героев надо было изображать. “Ну так нате вам”, - как бы сказал Лоррен названием. А изображением дал образ исторического оптимизма. Судьба абсолютизма в его родной Франции представлялась уже безоблачной.

    "Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет” (http://chtooznachaet.ru/religioznye-vojny-vo-francii-kratko.html).

    Достоевский не зря дал Версилову из “Подростка” плениться одной из картин Клода Лоррена, сделав своего героя бесплодным дворянским идеалистом. Сам-то Достоевский свершение своего идеала – религиозного социализма – отнёс в свехбудущее, а не в историческое будущее.

     

    Ну и как моя идея-фикс? Есть тут след подсознательного идеала? – По-моему есть. Вот эта тщательнейше выписанная воздушная перспектива настолько увлекала себя бесконечно разнообразно осуществлять, как запой (а это требовало сознательного рационализма), что движущая сила этого действа могла спокойно прятаться в подсознании.

    14 октября 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340989  2018-12-09 17:27:15
Sweetheart
-

06.12.2018
09:51

Пощёчина? - Или я отвечу?

    На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу . . .

01.12.2018
11:25

Про муть

    На днях я услышал мысль, меня чем-то поразившую. Что Павлов, намереваясь перейти с собак на людей в опытах на рефлексы, предполагал испытуемыми взять артистов. Те, . . .

30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100