Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.12.2018 |
О бедном поэте замолвите слово
|
15.12.2018 |
|
14.12.2018 |
Незамеченный церковью бунт Караваджо
|
12.12.2018 |
Сал-ах, какой хороший художник!
|
09.12.2018 |
|
06.12.2018 |
Пощёчина? - Или я отвечу? На днях я впервые столкнулся с Веронезе (см. тут) и истолковал его, как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма, надеющегося на скорейшую победу над клириками и на торжество идеи тела, скажем так (как тогда же – поздний Тициан, а в недавнее время было с Галичем, мечтавшем о скором возвращении капитализма в СССР, да простится мне такое огрубление). Как вдруг я читаю, что он – прямая противоположность этому, будучи по-прежнему представителем Позднего Возрождения. Но – за скорейшую победу духа (как тогда Микеланджело, а в недавнее же время был Высоцкий, хотевший спасти социализм от вещизма, да простится мне и это). Веронезе. Обращение Савла. 1570. "Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростерт на земле, пораженный обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело. В картине нет присущей Ренессансу четкости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины. Все эти приемы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины” (http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-paolo-veroneze-obrashhenie-savla/). В “реальности” 1-го века новой эры Савл был против чувственности христиан, человека сделавших Богом, и был за духовность иудаизма, не признававшего за человеком, пусть и мессией, божественного ранга. Но за полтора тысячелетия после превращения гонителя христиан Савла в Павла и устроителя Церкви чувственность самого первого христианства позабылась. Христианство с его на небо улетевшим Иисусом стало воплощением духа (и умерщвления плоти). И по ассоциации получалось, что Савл – раз он враг этого – враг духа и друг плоти. Поэтому слова "упавшая на землю лошадь Савла”, “деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников”, “люди бегут и падают”, “Савл распростерт на земле, пораженный”, “персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично” кажутся образами поражения плоти, а слова "луч с небес обладает мощной силой”, “Микеланджело” - образами победы духа. И, мол, перед нами картина победы духа над плотью. И я получил пощёчину. Потому что не может большой художник писать то в одном, то в противоположном духе. И, если прав только что процитированный искусствовед, то не прав был я, и я должен признать это. А я не хочу признавать. И вёрткий ум мне шепчет… Что Микеланджело привлечён для толкования зря. Микеланджело. Обращение Савла. 1542-1545. Ибо тот мышечной утрированностью тел (для того он их раздевал), где б они ни были, на земле или на небе, издевался над чувственностью католической церкви. А Веронезе своё отношение к жизни выражал цветом. Он – за чувственность Савла. – Вот потому и сияет его голубая одежда. Он против духовных перегибов клерикалов. – Вот и бледен аж сам луч с неба. А надругательства над телами в виде "выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна”… Так "По сохранившемуся на изнанке холста оттиску старого подрамника выяснилось, что картина была обрезана с левого края примерно на 40 см” (http://www.theartnewspaper.ru/posts/4776/). Если эту величину к длине холста (329 см) прирастить, получится, что описанного издевательства (в понятиях XVI века) над телом Веронезе не делал. Он был ЗА чувственность. Микеланджело во имя всё-таки духовного преображения, уважаемого Микеланджело, с Савлом кое-что сделал: его лицо сделал уже начавшим изменяться в сторону духовности. Тогда как у Веронезе этого заметить нельзя. И не только потому, что ничего о лице нельзя судить из-за его перевёрнутости для зрителя. Мы теперь имеем возможность перевернуть на 180є. Видим лицо пострадавшего от Бога. Такой момент, да, есть в самой Библии: " 4 Он упал на землю…” (Деян. 9). Но там есть много больше этого. А Веронезе именно этим негативом и ограничился. Что тоже за себя говорит. Думаю, я хорошо постоял за честь Веронезе. А заодно и за верность мысли, что идеал художника – инерционен. Если художник не конъюнктурщик, он не станет рисовать то, что ему душепротивно. Громкость имени Веронезе говорит, что он – не конъюнктурщик. Что и подтвердилось вот. Но дадим голос адвокату и дьявола, как говорится. Есть текст, пытающийся доказать, что тут не обрубленное действие в духе трагического героизма борьбы сторонников* чувственности с превосходящими силами клерикалов и с безумной надеждой тем не менее вот-вот победить духовное, а попытка действие длить, наоборот, в сверхбиблейском и клерикальном духе: как обращение всех присутствующих в христианство. "Прежде всего бросается в глаза динамическое разнообразие пространственных положений действующих лиц. Это разнообразие подчинено, однако, достаточно строгому порядку: если фигуры в центре картины ориентированы головой к небу и ногами к земле (за исключением главного героя), то по мере приближения к периферии изображения оси фигур становятся все более наклонными, тяготеют к горизонтали, [Почти можно согласиться] и как бы итогом последовательного их преобразования воспринимается “обратная" пространственная ориентация Савла — головой к земле и ногами к небу. В этом смысле всех героев картины Веронезе можно рассматривать как “обращающихся", как участников одной метаморфозы — ее завершает буквально перевернутый Савл. Слово, воплощенное в луче света, и здесь производит “величайшее движение”. Стремясь максимально выявить динамику, Веронезе прибегает к резко асимметричному перспективному построению, так что правая часть композиции оказывается сильно “перегруженной” относительно левой, а вся группа воинов представляет собой стремительно уносящийся от зрителя поток тел. Однако пристальный взгляд без особого труда найдет в композиции две точки, через которые проходят линии зеркально-симметричного членения плоскости. Композиция обнаруживает “веерообразный” характер. В центральной части формы образуют “водоворот", служащий признаком поворотной симметрии. Совмещение симметричного членения плоскости с асимметричным перспективным построением создает эффект драматического напряжения атмосферы, в которой совершается “обращение"… Духовный переворот, испытываемый Савлом, выражен здесь переворотом пространственным, динамика которого охватывает изображение в целом и отзывается в самых малых его частях” (Даниэль. Язык живописи). Теперь вернитесь к цитате, чтоб посмотреть, какие слова я подчеркнул. – Даниэль давит на подсознание читателя, внушая ему идею обращения, которой у Веронезе нету. Драматизм, да, есть. Но его вполне можно понимать как негативизм чувственных людей натиску духа на тело. Веронезе сказал “фэ” Богу.
Надо бы, чтоб удовлетворить мою идею-фикс, попробовать доказать неконъюнктурность Веронезе хоть одним признаком подсознательности его чувственного идеала. Никто не возразит, что то, что описал Даниэль в зрителе действует на подсознание, а не на сознание. Большой соблазн это перенести и на художника. Но нельзя. Они учёные на этот счёт. Для них плоскость картины не простая. "…всякое изображение так или иначе — прямо или “от противного” — выявляет скрытую структуру поля [прямоугольника картины]" (Там же). Ну разве что… из ряда вон антихристианскость, антидуховность, антиаскетизм, дыхание которых чувствуется во всём. Но, тем не менее, до сознания самого Веронезе могло это не доходить. Дошло б – не знаю, стал ли б он рисовать вообще. Ведь играл со смертью. Тогда инквизиция свирепствовала. При всём продолжавшемся разврате католической церкви. (Над чем издевательскую – деформацией – наготу в микеладжеловском “Страшном суде” было велено зарисовать накидками…) 13 октября 2018 г. * - Это не ошибка – множественное число? Индивидуализм же. Как может быть множественное число?- Очень просто – коллектив индивидуалистов. Как может быть и коллектив коллективистов. Это образно выражается, в частности, не единственной точкой схода перспективных линий и не единственным для всех горизонтом. Веронезе. Брак в Канне. 1563. 14.10.2018.
|
01.12.2018 |
|
30.11.2018 |
|
29.11.2018 |
|
22.11.2018 |
|
14.11.2018 |
Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.
|
12.11.2018 |
|
11.11.2018 |
|
08.11.2018 |
|
07.11.2018 |
|
06.11.2018 |
Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.
|
01.11.2018 |
|
28.10.2018 |
В связи с юбилеем Марка Захарова.
|
27.10.2018 |
|
26.10.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"