TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал у него там был – ницшеанский. Причём именно такой, каким я это экстремистски понимаю: иномирие метафизическое, принципиально недостижимое, что радостно.

    Это была, как я теперь понимаю, картинка из альбома, называемого “Вокноглядящий Архипов” (1975). Картинка была взята из сайта, искажающего смысл (помещена на чёрный фон, и этот фон начинается сразу за границами картинки). На самом деле картинка должна быть на большом листе бумаги, а изображение – в верхней его части. Несколько теряться оно должно. Но главное, лист – лишь один из нескольких, содержащих то, изображение, то текст. А главное: "отдельные страницы не могут выставляться как самостоятельные произведения” (https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-albomy-1970-h-godov-ilya-kabakov-i-viktor-pivovarov). Потому что перед нами не произведение изобразительного искусства, а перформанс. То есть представление, включённое в жизнь (то есть не театр). Вы приходите не как в музей, смотреть, причём по своему выбору, порядку и времени смотрения. А вас, в числе немногих, приглашает художник к себе домой, вам листает “альбом”, своим голосом, интонацией и темпом читает тексты на листах и в своём темпе показывает картинки, несколько теряющиеся на больших белых листах. Вам должно стать непереносимо скучно… ещё и от ассоциации с непереносимо скучной действительностью. Автор иногда доводил количество листов до большого числа и, я думаю, притворно радовался, что "во время одного из показов отчетливо был слышен храп кого-то из зрителей… художник достиг своей цели, т. к. добился от публики адекватной реакции на длительный и монотонный процесс” (Там же). Так смею сказать, что это не было адекватной реакцией. От чтения Чехова тоже становится некоторым (даже многим) скучно. Но Чехов хотел довести читателя до предвзрыва, подсознательно переживая (вместе с читателем) при этом приближение взрыва такой силы, который уничтожит весь Этот проклято-скучный мир и наступит, нет, не наступит, но мыслимо (не визуально) какое-то иномирие, пусть недостижимое, а лишь мыслимое, пусть Абсурд, Вневременье или что такое.

    Но, если Чехов это делал под вдохновением от такого вот странного-престранного мироотношения, подсознательного… Вспыхивание необъяснимостей типа вдруг поправления Треплевым галстука дяде в первом действии “Чайки” многими даже не замечается. (Вообще многие не догадываются, что Чехов в своём творчестве – ницшеанец, а думают, что он – гуманист, каким был в жизни вне творчества. И многие режиссёры так – по-бытовому – и ставят его пьесы, думая, что это – критический реализм.)

    Так вот Кабаков – на стадии предъявления альбомов – с такой неэффективностью Чехова мириться не стал, как видим.

    Что говорит о том, что ни в каком не в подсознании у него ницшеанский идеал, для большинства всё ещё непостижимый. Он непереносимо скучал от пошлой официальной советской действительности и хотел выразить недостижимо-достижимое иномирие осознанно. Тем лишая – для меня, по крайней мере – свои альбомы статуса неприкладного искусства, а процесс их предъявления – статуса искусства вообще. Потому что искусство – условно. А жизнь – безусловна, принудительна. Он своих гостей принуждал, играя на их вежливости. – Таков любой перформанс в принципе. На чём-то играя, автор заманивает (или застигает) восприемника и – заставляет. Как Павленский, как Пусси Райот и мн. др.

    Но с самого начала ницшеанство было всё-таки ещё в подсознании Кабакова. Он тогда ещё рисовал иллюстрации к детским книжкам. Ненавидел эту работу. Признался:

    "Если бы существовали “датчики”, с какой силой страсти ты отдаёшься изображению зайца, то многие “погорели” бы. Но у нас, слава богу, таких экспертиз нет. И заяц, нарисованный бесчувственным способом ради заработка, и заяц, нарисованный с любовью, дают примерно одинаковые результаты в материальном выражении” (http://www.arterritory.com/ru/teksti/statji/1958-dvojnaja_zhiznj_konceptualista/).

    Платили больше за сложность рисунка. Поэтому он громоздил много фигур.

    Кабаков. Дом, который построил Джек. 1967.

    Уже несколько лет, как начался период так называемого застоя. А и до него хрущёвская весна явила себя слякотью. – Было отчего разочароваться в жизни. Она вообще умеет так действовать на некоторых. Но Кабакова проняло, видно, очень сильно. Белый цвет его гипнотизировал как символ смерти. И тогда началось так называемое “рисование по краям”. А в центре – небытие.

    Кабаков. Дом, который построил Джек. Задняя обложка.

    Соответствует и стишок.

    ПИРОГ

     

    Пирог сидел на ёлке,

    Пирог сидел на ёлке,

    На ёлке, на иголке.

    А спрыгнуть он не мог.

    Но вот он спрыгнул с ёлки,

    На землю спрыгнул с ёлки,

    И тут его мы съели.

    Наш праздничный пирог.

    У других, если и случалось рисовать по краям, то случайно.

    Траубер. Дом, который построил Джек. 1958.

    А ещё характерна рамочная конструкция. Как в первой иллюстрации – для названия. И почти как в третьей иллюстрации. Это как картуш – "мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка”, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись” (Википедия).

    “Разумеется, рамка и вписанный в картуш рисунок существовали и прежде у других художников как декоративный элемент, но Кабаков первый, кто обыгрывает эту встречу двух пространств – расположенного “за листом” с пространством листа” (http://www.arterritory.com/ru/teksti/statji/1958-dvojnaja_zhiznj_konceptualista/).

    Как утверждает М. М. Аленов, это перед нами в стиле концептуализма "образ границы между здесь и там” (https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2,-%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-459312.html). Нечто неопределённое, как ницшеанское иномирие. Только в 1967 году Кабаковым ещё не осознаваемое.

    Но ницшеанство – совсем не постмодернизм, для которого нет вообще ничего, что достойно быть идеалом.

    И как ни мало людей читало ту статью, где я нарёк вещь Кабакова постмодернистской, я прошу теперь прощения за свою ошибку. И, вот, исправляюсь.

    21 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340830  2018-09-07 22:45:46
Sweetheart
-

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100