TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.04.2017
13:02

Жалоба максималиста.

    Сначала надо сказать, почему я максималист. А то будет непонятна жалоба. Или наоборот? Кому я интересен? Тогда как жалоба моя – на очень известного человека – . . .

20.04.2017
13:53

Берязев.

    Я хочу порассуждать о таких абстракциях, что, чтоб привлечь к ним ваше внимание, читатель, я сперва вам продемонстрирую то стихотворение, по поводу которого я хочу . . .

19.04.2017
14:58

Первые серии «Анны Карениной».

    Умница Шахназаров понял, что роман Толстого “Анна Каренина” не об Анне Карениной (она, ведь и в самом деле даже не главная героиня). Он понял, что территорию романа . . .

16.04.2017
17:43

Каков Щедрин-то...

    Внимание, авантюра. Я услышал о существовании у Родиона Щедрина произведения “Звоны”. Я узнал, что это – Второй концерт для оркестра (1968). Я почёл о нём: . . .

15.04.2017
19:38

Продукт скуки.

    В названии есть два смысла. Один – чеховское повествование скучно (даже если это юмореска; здесь – “Господа обыватели”, 1884). Второй смысл – я этой юмореской . . .

05.04.2017
18:18

С историзмом наперевес.

    Что началось в США ко времени вступления в литературу Эдгара По? – “…настал период остужения так называемого фрондирского настроения, конец героической, . . .

04.04.2017
13:31

Тяжело.

    Тяжело – брать на себя ответственность быть определённым, когда имеешь дело, кажется, с произведениями искусства… "Я бы не стала воспринимать эти питерские . . .

03.04.2017
20:49

Надо, пожалуй, и мне отозваться.

    Надо и мне отозваться на смерть Евтушенко. Он был одним из тех, кто пару раз нашёл отклик в моей душе, когда мне в жизни моей вдруг понадобились стихи (до того я их . . .

31.03.2017
11:38

Издевательство Леонида Гиршовича?

    Разрешите начать издали (а писать я буду о романе Леонида Гиршовича “Арена ХХ”, 2016). Я знаю одного математика, ужасного рационалиста, а в прошлом – большого . . .

25.03.2017
19:58

Неужели...

    Неужели мне надо дочитывать эту книгу (Петра Алешковского, “Крепость”, 2015)? Мой хороший товарищ говорил мне когда-то давным-давно: “Вот состаришься, надо будет . . .

22.03.2017
23:57

Как проверить идеал Литвиновой.

    Недавно я прочёл фундаментальный такой упрёк: "В гуманитарной области с представлением о предсуществовании [знания] связана идущая от Филона Александрийского . . .

20.03.2017
12:37

Я против Ирины Антоновой.

    При всей комичности: кто я – и кто Ирина Антонова, - я серьёзен. Вот кусок интервью Закамской у бывшей многолетней директрисы Музея изобразительных искусств им . . .

18.03.2017
15:41

Антиакционизм.

    Я получил очередное возражение на свой акцент, что художественно только то, что происходит от подсознательного идеала: "ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА чего-нибудь . . .

15.03.2017
14:31

И мои две копейки.

    Про фильм Кравчука “Викинг” (2016). Меня не удивляют обиды многих за то, какими плохими и отсталыми показаны восточные славяне в Х веке. Иной патриот даже пускается . . .

12.03.2017
16:44

Всё возвращается.

    Когда-то, - и помню, что взял это у Луначарского, - я высшим в искусстве считал идеологическое искусство. И потом к нему, как более низкое, пристроилось в моём . . .

11.03.2017
14:48

Загадка.

    Признаюсь, хотела набежать слеза, когда я прочёл в “Макаре Чудре” (1892) Горького: "А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос…”. Столкновение . . .

09.03.2017
12:13

Как понимать непонимаемое.

    Я читаю “Двойника” (1846) Достоевского и недоумеваю: что б могла означать эта несусветная выдумка – до натурализма описывать то ли сумасшедшего, то ли не знаю, что . . .

01.03.2017
12:00

Я в восторге.

    Я в восторге от чтения. Читаю Минаева. “Мягкая ткань” (2015). И вот в этом месте: "Люди стояли порой в ожидании чего-то целыми часами. Конечно же, это было ожидание . . .

26.02.2017
21:59

Антигомбрих 1.

    Начну с признания. Мне показалось скучным просто читать книгу Гомбриха “История искусства” (1950). И я решил, читая, с ним спорить, если захочется. А захотелось с первой строчки.

    "Не существует на самом деле того, что величается искусством”.

    Понятно, что Гомбрих под этим что-то разумел. И, я уверен, что не то, что разумею я, произнося то же. Когда это говорю я, я имею в виду, скажем пока, двухсоставность произведения искусства: 1) его “текст” и 2а) то в душе автора, что двигало созданием этого “текста” или 2б) то в душе восприемника, что породило произведение. Тогда как под произведением искусства обычно понимают только его “текст”.

    Гомбрих имел в виду другое:

    "Искусства с заглавной буквы вообще не существует”.

    И потому, в частности, что "в разные времена и в разных странах это слово обозначало разные вещи”.

    Я же хочу Искусства (с большой буквы) как фетиша, по выражению Гомбриха. И состоит он в том, по-моему, что Искусство – это средство общения подсознаний по глубокому поводу, называемому подсознательным идеалом автора. Не всегда и даже редко, мол, это качество в произведение прорывается.

    Поэтому я не хочу согласиться, что:

    "мотивы, по которым человек получает удовольствие от картины или статуи, не могут быть ложными”.

    Наоборот, по-моему, чаще всего они не имеют отношения к Искусству. Тем не менее, каким-то чудом, что ли, всемирную и вечную славу получают произведения именно Искусства. Наверно, переживание катарсиса восприемником (а оно часто остаётся подсознательным в какой-то мере: чувствуешь что-то, а что, не можешь сказать адекватными словами) людьми выделяется особо, и людская молва мимо этого не проходит и фильтрует Искусство от искусства.

    Поэтому, по-моему, надо отличать категории ценить и нравится. Очень ценным может быть и то, что непосредственно не нравится. Достаточно, по-моему, почуять в произведении наличие следа подсознательного идеала автора, как его надо ценить, даже если оно тебе душепротивно. Например, картину Малевича “Чёрный супрематический квадрат” {1915 года, супрематизм (от лат. supremus — наивысший)} непосредственное чувство обычного человека подсказывает не ценить. А тот факт, что этот квадрат занимает чуть не всю площадь картины, говорит мне, что он явно что-то собою заслонил, может, и бывшее способным мне почему-то понравиться. И тогда надо погодить презрительно фыркать, ибо тут пахнет драмой, если не трагедией. Что подтверждается зафиксированным свидетелями сильнейшего переживания автора, когда он неожиданно для себя самого замалевал бывшее изображение этим чёрным квадратом. Я при таком известии замечаю сию неожиданность. Она для меня является признаком вмешательства авторского подсознания. И – готово: я уже не могу себя хвалить за фыркание. Что показало рентгеновское исследование, мне даже и не важно. Важно, что ждёшь, что там были-таки изображены прямоугольники малевичского супрематизма (такое ожидание подтверждает и сохранившаяся фотография первого экспонирования “Квадрата” на выставке: он окружён обычными супрематическими фигурами). Ими он, ницшеанец, хотел до “Квадрата” дать образ недостижимости ощущения Абстракции – пространства без предметов – как идеала в Этом скучном, вечно воюющем, материальном мире, - идеала, уже осознаваемого как идеал просто потому, что он не первый раз его так (прямоугольниками) выражал. И вдруг, получается, его не удовлетворила эта повторяемость, эта осознаваемость. Он рванулся и замазал всё, не понимая, зачем это делает. А это “зачем” было тогда, думаешь, в его подсознании. И до моего подсознания, может, тоже с самого начала дошла некая жуть. И я только потом, в последействии Искусства, озарён, что то была сама Недостижимость. И я уже и не смогу теперь на ту картину фыркнуть. Плюс, она ж всемирную славу имеет. Видно, не зря. Предшественник Малевича Альфонс Алле, на треть века раньше нарисовавший то же, так не славен, ибо он подписал картину как фигуративную (“Битва негров в пещере глубокой ночью”). Плюс у него не квадрат с фоном нарисован, а всё пространство под квадратной рамой чёрное. И обе особенности не предполагали никакого участия подсознательного идеала автора. Это было произведение прикладного искусства. Оно было приложено к задаче насмешить. Аллевская неожиданность не намекала на какие-то невыразимые глубины духа. И всё это рассуждение неприложимо к повторению Малевичем своего шедеврального произведения (а он зачем-то его повторял).

    Поэтому я не могу признать Искусством первую же иллюстрацию, привлечённую Гомбрихом, хоть вещь принадлежит великому Рубенсу:

    Рубенс. Портрет сына Николаса. Около 1620. Бумага, итальянский карандаш, сангина.

    Для меня это не обоснование Искусства (которого для Гомбриха не существует):

    "…он [Рубенс] наверняка гордился его [сына] миловидностью".

    Для меня это – нехарактерное произведение Рубенса, представителя барокко как соединения несоединимого. Во всяком случае, до тех пор, пока я не дойду до объяснения более глубокого. Объяснения этому отсутствию контраста, которое неизбежно в барокко.

    И только я это написал, как мне стало ясно, что контраст есть и тут. Надо только вспомнить эпоху, когда портрет рисовался.

    Это было время религиозных войн по всей Западной Европе. Мол, нравственных протестантов против безнравственных, мол, католиков. А безнравственны все. И нравственны все. И ужасно (для протестантов) – торговать индульгенциями (как католическая церковь) и извлекать выгоду из грешности людей, а честнее представляется вовсе не иметь такой практики, для чего вообще на срок и по очереди избирать себе духовника из прихожан, и верить в Бога по сути, а не по форме. И кажется более честным (для католиков) не думать о грехе, а просто свято верить, что Бог простит, если покаешься, и – богохульство – избирать себе духовника, как протестанты. – Это – про нравственное, высокое, духовно-божественное. Под ним же скрыто низкое, материальное. Святоши задавили испанской военной силой Бельгию, чтоб её предприниматели не смели возмущаться большими налогами. И что такое предпринимательство? – Материальное. – А большие налоги? – Духовное, ибо стимулирует помнить, что главное – не в этой жизни, а в той, загробной, что тоже правда.

    Так что если духовному соответствует стиль наброска (это истаивающее тельце, эта бледность рисунка, почти его бесцветность)… И что если материальному соответствует эта упитанность натуры, круглые щёчки мальчика, густые волосики…

    Тогда контрастность есть и тут!

    И что выбрать? – Неизвестно. И то, и то – верно. И то, и то – ценимо. И – не разорваться. А, тем не менее, счастлив почему-то… в самом этом соединении несоединимого.

    А жизнь всегда – противоречива. И… всегда найдутся люди, которые, глядя на эту исчезающую на листе бумаги пухлость дитяти, взволнуются аналогией со своими обстоятельствами. И… так и получится бессмертная жизнь произведения Искусства.

    Может, это словоблудие у меня: противоречивость, мол, есть всегда (уже хотя бы в изображении объёма на плоскости), - и можно всегда, мол, подвести противоречивость под барокко как соединение несоединимого? – Не знаю… Но удовольствие от таких микрооткрытий – определённо есть. С этим наброском, например, я и не чаял, что смогу сам вывернуться. Вон, подстелил соломки на всякий случай, дескать, нехарактерное это произведение Рубенса… Но. Дал задание своему подсознанию: проверить, нет ли контрастности пусть и в наброске. И – получил в сознание ответ через минуту-другую…

    А ну, попробуем ту же операцию с этюдом другого ребёнка Рубенса, где и речи не может быть об истаивании.

    Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс. 1616.

    Нет! Есть и тут истаивание – во мрак. И он – аналог христианского того света и духовного. А этюдная грубость мазков белилами на бликах – аналог материального. Зная, что девочка через семь лет умерла, так и хочется сказать, что счастье – в самой зыбкости детского существования (думая, что детская смертность была велика в Средневековье). Но. Тогда это станет произведением экзистенциалиста (ведь стили повторяются в веках; и можно мыслить стиль ХХ века существующим и 300 лет до ХХ-го). А экзистенциализм – гораздо пессимистичнее протрезвевшего от залётов барокко века XVII. Не хочется тому стилю отозвать оптимиста Рубенса. Но в чём может быть грешен ребёнок 5-ти лет? – А хоть в детском деспотизме… Вы посмотрите, какая неангельская прямота во взоре этой девочки. Под стать грубым мазкам белил.

    25 февраля 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
338311  2017-02-27 12:53:41
Константин Бучельников
- да интересно

338313  2017-02-27 14:25:12
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- К.Бучельников. Да, Интересно // К.Бучельников, как Вы его беднягу, - ЗАГРУЗИЛИ... ПОНЯТНО, что это попытка как-то уйти от наукообразных рассуждений к откровенности и человеческому языку.

Короче, стиль изложения и суть Вашего эссе меня не зацепили.

20.02.2017
15:01

2-я премия "Большой книги" 2016 года.

    ,Казалось бы, ого что, а я боюсь об этой книге, "Авиатор", писать. – Почему? – Потому что недавно я написал о книге, получившей 1-ю премию, не признав книгу . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100