TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2017
12:36

Фантазия.

    Со временем я стал себя пугать чаще. Своим якобы могуществом. Да. Представьте себе. Хилый такой человечек – и… Первый раз, помню, это случилось… После двадцати . . .

18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – физику. И совсем немыслим был урок образности. Из-за восторга от естественной науки, умеющей открывать скрытые законы природы, мне пришло в голову так же доподлинно узнать когда-нибудь самостоятельно, почему именно гений, скажем, художник Леонардо да Винчи. – Я стал читать трудные книги. Мне повезло. Я наткнулся на две, копавшие очень глубоко. Они открыли и секрет, почему преподавали литературу плохо. Впоследствии (не без вмешательства привычки копать глубоко) до меня дошло, что и государственная политика в СССР была тоже виновата. Воспитывали физиков, а не лириков. От первых зависело, существовать государству и народу или не существовать под дамокловым мечом ядерной войны. Впрочем, эта проблема была и с самого начала образования государства, образованного под влиянием ошибки Маркса, победившего в XIX веке в споре с Прудоном, говорившим, что к коммунизму надо идти, в общем, мирно, а не силой. Дальше во мне сработало чутьё, что человечеству грозит смерть от неограниченного материального прогресса из-за перепроизводства и перепотребления. Я Маркса и в том виню (раз он гений), что он не сообразил про такую перспективу. Но то стало потом. А до того я подучился эстетике и принялся рассказывать (писать, сперва для знакомых и в стол, тем паче, что тоталитаризм не давал размахнуться), - стал рассказывать вещи типа, почему именно художник имярек – гений. Одна из двух упомянутых книг совершенно не применялась, хоть она и была революционная, в науке об искусстве ("Психология искусства" Выготского). Оттого я, получалось, пахал целину и получал столько положительных эмоций, что это меня навело на мысль, что жизнь в искусстве (автором или восприемником) может стать содержанием существования человечества в будущем. То будет коммунизм. Потому что только его лозунг "каждому – по РАЗУМНЫМ потребностям!" способен спасти человечество от упомянутой смерти. Ну и кажется очевидным, что такое спасение возможно только в конце эры Потребления. Это будет в этом веке, наверно, ибо уже сейчас в Швейцарии провели референдум, нужен ли гарантированный доход. Они ответили: НЕТ. Они ещё под чарами Потребления. Но чары продлятся недолго, хоть им затопление территории от изменения климата не грозит. Под всеобщим страхом мыслим мирный переход к коммунизму. А сто лет назад была сделана ошибка.

    Обидно – ладно. Но и ошибившись можно было в СССР догадаться, что делать нового человека можно только акцентируя гуманитарную сферу, пусть и живя в режиме осаждённой крепости. Мало было гнобить религию. Надо было взамен повышать культуру. Я б хотел, чтоб в программу максимум включили то, до чего позже додумался я: что будущие люди смысл существования будут видеть в жизни в искусстве. Оно потрясает всего человека, вплоть до подсознания. Никакой спорт, увеселение или наркотик не сравнятся по сладости переживания.

    В том же Исаакиевском соборе повесили маятник Фуко. Это было, конечно, здорово. Ненароком намекалось на разницу скрытостей: законов природы и существования Бога. Верность первых подтверждалась проверкой (как вращение Земли вокруг оси доказывалось поворотом плоскости качания маятника Фуко из-за закона, что плоскость качания маятника в абсолютном пространстве не изменяется), а верность второго предлагалось просто не подвергать сомнению, что плохо выглядело рядом с опытом Фуко.

    Но то был акцент на материальное. Из-за него (ну и из-за менталитета: "Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца") и произошла реставрация капитализма. Работать не хотелось, а жить, как на Западе, хотелось. Вот и…

    А нужен же был – в том же Исаакиевском соборе – ещё и гуманитарный акцент.

    Собор же полон произведений религиозного искусства, призванного усиливать религиозное переживание. А как это достигается? Поучением. Что скучно для современников, уже более 200 лет живущих в так называемой художественной эре. Она характерна испытанием сокровенного, а не поучением. Поучение достигается образами. Иносказанием. Например, сверхценность потусторонней жизни на небе – золотым цветом неба (а не голубым) в той же фреске, скажем, "Святой Дмитрий, царевич Угличский" (безгрешным мальчиком же покинул он этот свет, зарезанный людьми Годунова, и на небо попал). А испытание достигается иначе: дразнением, противоречиями. В "Явлении Христа народу", например, какое ни почтение оказывают персонажи Иоанну Крестителю, указывающему на Христа, никто Христа не видит! Александр Иванов хотел сказать этим противоречием, что сомнительна вера в Бога, когда забрезжил сенсимонизм как спасение человечества. Представляете, какое воздействие – при соответствующей наводке – оказывает Александр Иванов при намёке, что правее были Сен-Симон и Прудон, чем Маркс, как пойти к коммунизму. И пусть-де мы ошиблись и теперь надо ежедневно физически, так сказать, драться за само существование государства, но зато мы знаем об ошибке и спасаем дело хоть тем, что переделываем человеческую душу в неспособную к реставрации капитализма, который манит своими материальными благами. И поэтому фрески Исаакия – ерунда, прикладное искусство по сравнению с бОльшим искусством, неприкладным, общающим подсознание автора (Ал. Иванов хоть и интересовался сенсимонизмом, хоть и ездил к Герцену, теоретику крестьянского социализма, но не осознавал, какой идеал вдохновляет его рисовать свою картину) с подсознанием восприемника (у того тоже никакой мысли о коммунизм не возникает в голове, когда он смотрит на неявление Христа нарду).

    Обидно стало за Исаакия советских времён за потерянные возможности по созданию новых людей. Тем более обидно, что нынешняя передача его РПЦ символизирует движение по пути игнорирования отделения церкви от государства, записанного в конституции. Написано – одно, а делается – другое, мол. И всё больше вмешивается церковь в светскую жизнь.

    И на что нацеливает?

    Что на традиционные ценности, в том числе и на отказ от перепотребления, то хорошо. То спасёт человечество не в той жизни, бестелесной, а в этой – от смерти, упомянутой выше. Но можно ж в Конституцию РФ внести национальную идею-максимум (мессианскую, что и подстать менталитету народа): подача идеи человечеству, что спасение – в коммунизме. Безрелигиозная национальная идея. Религиозная не может служить призывом многоконфессиональному человечеству. И даже самой России, многоконфессиональной и, в большинстве, атеистической по большому счёту. Клерикализация России – шаг назад.

    Потому Исаакий надо РПЦ отдать, но в Конституцию РФ внести безрелигиозную национальную идею.

    Иначе обидно за Исаакий.

    17 января 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337948  2017-01-18 14:35:26
Константин
-

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке . . .

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма. Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это . . .

02.01.2017
14:28

Почему мне стыдно?

    Я читаю такие минирассказы, и мне стыдно за себя, как воителя за художественность. "ЧЕЛОВЕКА РАССТРОИЛ" Мой знакомый, Николай Михайлович рассказывал: "Ехал вчера в . . .

31.12.2016
12:28

Некоторые картины Вадима Киреева.

    Я хочу повести разговор вокруг такой картины. Киреев. Земля отцов. 2012. Холст, масло. О ней самой можно сказать, что это – произведение прикладного искусства, . . .

23.12.2016
11:29

Отчёт о чтении.

    Попробовать, что ли?.. Читать “Зимнюю дорогу” (2015) Юзефовича, получившую главную премию на конкурсе “Большая книга” 2016-го года… Строго говоря, я уже попробовал до . . .

21.12.2016
17:24

Скрежет на Валерия Куклина.

    Начинаю читать “Пять невыдуманных историй о деньгах” (2003) Куклина для проверки мысли, что он давно исписался. По моим понятиям – не стало в его текстах следов . . .

21.12.2016
11:52

Я живу жизнь или жизнь живёт меня?

    - Это просто смешно. Не всё на свете, поверьте, крутится вокруг вашей идеологии и вокруг СССР. Тем более - в США. - Я думаю, что вы заблуждаетесь, что для творческих . . .

16.12.2016
15:47

Принудиловка?

    Вообще-то я брался открывать скрытый смысл художественных произведений. Потом я всё больше впадал в экстремизм. И сейчас нахожусь в стадии, когда художественным . . .

14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из . . .

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100