Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.01.2017 |
Беда. - Беда? Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке и с диадемой на голове подошла к озеру – это ничего не сказать. Озёр Свитязь есть два: в Белоруссии и на Украине. Про украинское есть легенда. "Колись в цій місцевості були розкішні поля та луки, десятки сіл і величезний замок, яким правила молода княгиня. Однак, прийшла війна, і фортеця була оточена ворогами. Не бажаючи здаватися в тяжку неволю, княгиня звернулася з молитвою до Бога, щоб той захистив її і вірних людей. Як тільки вона вимовила останні слова, замок пішов під землю, а навколо нього розлилися води, потопивши військо агресорів. З тих пір тут і з’явилося озеро, а величні дерева острова нагадують фортечні вежі. Це всього лише одна з десятків легенд, записана Адамом Міцкевичем під час його перебування в цьому чудовому краю” (http://nester-house.com.ua/legenda-pro-poyavu-ostrova-posered-svityazya/). Про белорусское озеро – такая же легенда: "Стоял на этом месте город, прекрасный, как мечта. Но однажды напали эту землю иностранцы. И стар и млад, опоясавшись мечом, пошли драться, остались в городе лишь беззащитные дочери и жены. Уже трещат кованные медью ворота, уже гордые свитязянки готовятся умереть в пламени, чтобы не склониться перед врагом. И тут произошло чудо. Разверзлась земля и поглотила город, не отдали его врагу на поругание. На месте города разлилось озеро невиданной красоты, а на его прозрачной поверхности появились “царь-цветы” - таких больше нет нигде” (http://svityaz-centr.com/ru_info_pub_legend.html). Или такая: "на том месте, где сейчас находится озеро, стоял когда-то город Свитязь. Князь, владевший им, был в союзе с новогрудским князем Миндовгом. Однажды на Новогрудок напали враги. Князь с дружиной поехал на помощь Миндовгу, в городе остались старики, женщины и дети. Среди них была и красавица-девушка, дочь князя. Войска Миндовга и князя были разбиты, неприятельское войско подошло и к городу Свитязь. Тогда перед дочерью князя появился старик и сказал, что превратит город в озеро, а людей в цветы. И город стал исчезать, на месте его появилось озеро с чудесными цветами, которые в народе называют “царями”. С тех пор каждой весной расцветают на озере эти цветы” (http://vodablog.livejournal.com/329239.html). Или такая: "Еще одна легенда гласит, что есть церковь посреди озера, и порой, в тихий день, слышен звон ее колоколов. Располагается церковь по центру озера. Поговаривают, что смельчак один заплыл туда, да и поцарапал свой живот о крест церковный” (http://posmotrim.by/article/ozero-svityaz-mify-i-legendy.html). Вот и Ващенко нарисовал какую-то свою легенду. Явно иную, не трагическую. И, возможно, не важно, какую именно. Важно – что что-то скромное. Хоть и сказочное. Но отличающееся от броских сказок соседних народов. Как отличается таинственной непритязательностью сама Белоруссия. – А? Объяснит это бледнопись Ващенко? Если я что-то угадал, то такими же должны быть и другие картины художника. Ващенко. Вясну сарока прынесла. 2008. Х. м. Угадал. Причём на теме весны, казалось бы, уж можно было б размахнуться яркостью. – Нет. Не хочет. А повторится такое? Ващенко. Тайна ночи. 1991. Х. м. Ващенко. Последний луч. 1995. Х. м. Мне вспоминается, как меня впечатлил один художник (мы оба задержались перед абстракционистской картиной), когда сказал (в ответ на моё недоумение), что нарисована последняя теплота в Этом мире. Так у Ващенко в "Тайне ночи" даже жёлтые и оранжевые тона отдают холодом (уж и не пойму, как он это сделал). А несмотря на сплошь, казалось бы, теплоту во всей картине "Последний луч", в ней ощущается этот всемирный холод. - Вот что написал в связи с нею Олег Курашов: ""Последний луч”. Он вспоминал, что в его серой послевоенной деревне новые ворота в лучах заходящего солнца смотрелись настоящим порталом в неизвестность" (http://artkurator.com/articles/vaschenko_ru.html). С некоторой натяжкой можно принять, что тусклятина повторилась. Без натяжки повторяется и во многих других вещах, но они в интернете то не датированы, то без названия. Похоже, что в XXI веке художник особенно расковался на ниве блеклого письма. Однако зародыш можно заметить и гораздо ранее. Ващенко. Балада пра мужнасць. 1974. О тусклости этой картины можно поспорить. Зато сдержанности – нет. А меня особенно тронула какая-то завёрнутость макушек сосен. Лес укрывает. Вспомните ту же легенду про озеро Свитязь. Оно тоже укрыло от врага. – Скромное такое сопротивление. Вглубь идут женщины и скот, на нас – вооружённые люди на конях. Не бой показан. Не феноменальные, всем известные, военные успехи белорусских партизан. А – сама скромность. Я задал себе вопрос: а зачем художник так выпятил смолосборные надрезы на стволах? Оказалось, что смола – "настоящая находка для выживальщика” (http://nepropadu.ru/blog/guestroom/9222.html). Как только народ ни использует смолу! Из неё делают клей, добавляя на треть растолчённые в порошок угольки из костра. Ею исцеляют волдыри, нарывы, ожоги. Они имеет кровоостанавливающее и ранозаживляющее свойство. Сжигая смолу, и вдыхая получившийся дым, лечится хронический кашель, насморк, и заболевания верхних дыхательных путей. Ещё рекомендуется использовать дым от сосновой смолы для улучшения зрения в темное время суток (лечение так называемой куриной слепоты). Можно ею герметизировать швы в обуви, заделывать дыры в лодках, сапогах. Сжигаемая, она используется для каганцов и факелов. Щепки, обмазанные смолой будут гореть, даже если они влажные. И времени их горения вам хватит, чтобы высушить более крупные сырые ветки, а затем и нормальный хворост. Наконец, жуя смолу, вы также укрепляете десна. Также она благотворно сказывается на здоровье зубов. Но я буду не я, если не отнесу живописца национального характера белорусов к… ницшеанству. Почему? По аналогии со многими художниками других стран, писавшими внеисторические произведения о незаметном, не обращающем на себя внимания и как бы не существующем – о вечном менталитете своих народов (он аж социологическими опросами не выявляется). По аналогии с Левитаном, Бакшеевым, Рыловым, С. Жуковским, Бялыницким-Бирулей, Грабарем... Но почему именно ницшеанство у них? – Описано там, где я о них писал. Повторю лишь, что ницшеанство – это тяга к вечности. А вечно что? – Природа страны и менталитет её народа. – Вот и ницшеанство. И никакие политические передряги и иные катастрофы на таких художников не влияют. И потому иные из них иным властям, претендующим на руководство слишком многим, не нравятся. Как тот же Ващенко – светской власти в Белоруссии. 19 декабря 2016 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.01.2017 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.12.2016 |
Некоторые картины Вадима Киреева.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.12.2016 |
Я живу жизнь или жизнь живёт меня?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.12.2016 |
Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.12.2016 |
Дуракам полработы не показывают?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.12.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.12.2016 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"