TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из Козловки” Вяткина. – Читаешь – и как бы ты несколько пьяный.

    Человек только что кончил школу… - Есть только одно упоминание о маме. – Ну обуреваем он жаждой женщины. Но всё-таки… Так витать. Потом это странное гаданье цыганки… И герой, Иван, живёт, как заговорённый этим гаданием. Старухи на него клюют… А он отзывается…

    "Порой Ивану казалось, что некоторые поступки сейчас он совершает как бы помимо воли, плывя по течению и не ощущая прежнего стремления к целенаправленному действию”.

    Это – формула незадолго перед концом повести. Но то же пробивалось и раньше ж.

    Вот начало:

    "Женское общежитие располагалось в центре села рядом с медпунктом. Иван приходил сюда каждый вечер и настолько к этому привык, что делал всё машинально…”.

    Машинально.

    "В тот вечер всё было точно так же”.

    “Между тем Иван и Марина дошли до реки. Сели там на знакомую скамью под старыми соснами и стали смотреть на воду”.

    “Он не знал, как дальше действовать, что говорить, как объяснить ей всё то, что с ним произошло и происходит в последнее время. И нужно ли это всё объяснять?”.

    “Вступительные экзамены в институт для Ивана начались неожиданно”.

    Всё как-то не предвзято.

    Совершенно противоположный мне человек, этот Иван. Я – если одним словом – это стремление. Потому, наверно, мне в диковинку – описание противоположного человека. Но. Как ненавязчиво он выставлен!.. Я даже не могу отчитаться, как это сделано Вяткиным.

    "Ему было даже приятно так плыть, не ощущая голоса разума, не подвергая осмыслению тот или иной свой поступок. Пьянящее чувство полной свободы и полной безответственности захватило его”.

    Пробуддизм какой-то? Русскость… Понятна какая-то таинственная симпатия (я её ощущаю каким-то образом) которую испытывают друг к другу Индия и Россия. – Недостижительность, как уничижительно клеймят таких либералы в эпоху Потребления.

    "Сладко и бесцельно. Обжигающе безответственно и томительно непоправимо…”.

    Экий обломовец…

    И тут я вспомнил слова Пришвина:

    "Обломов. В Этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольга, Штольц). Никакая “положительная” деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, а только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою…

    Антипод Обломова не Штольц, а Максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошёл, да как пошёл!..” (Контекст·1974. М., 1975. С. 323-324).

    И свой Штольц вот, читаю, появился у Вяткина:

    "Только уезжать надо. Это же настоящая трясина, эта наша русская провинция. Она затянет - не успеешь оглянуться. Ведь тут у вас ничего не меняется, как я погляжу. Всё замерло, всё остановилось”.

    И “Штольц” прелагает:

    "Собирайся, и поехали ко мне в Воронеж. Там я тебя на работу устрою. К примеру, пивом торговать”.

    "Деньги!” - трубит проамериканкий глобализм.

    А Иван Вяткина – не Илья Ильич Гончарова?

    Или новый “Штольц” – не Штольц?

    "- Да ну его к лешему, дело-то! Устал я от дела, Иван. Простора душе хочется... Вот я на тебя гляжу и радуюсь. Живет себе человек, как хочет, ни о чем не тревожится и не клянет себя за каждую потерянную минуту. Вот так и надо жить. Вот так и надо, наверное…”.

    Русские все.

    Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца.

    У Вяткина – не реализм Гончарова, открывшего в России назревание революционной ситуации перед концом крепостничества, - ситуации, требующей нового Илью Муромца не арену истории (и он бы явился, если б его появление его не упредили освобождением крестьян сверху). У Вяткина – околобуддизм с уклоном в ницшеанство. Ценен лишь миг! Плевать на Историю!

    14 декабря 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337682  2016-12-14 17:10:45
Константин Бучельников
-

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

25.11.2016
22:27

Расследование.

    Когда-то Раззаков своим поклёпом на Высоцкого заставил меня написать целую книгу по его книге (см. тут). Нечаянно я натыкаюсь на его – новый для меня – такой . . .

24.11.2016
15:08

Три статьи о Тургеневе.

    Хочу всё знать! Название серии научно-художественных сборников, выходившей с 1957 по 1990 год Попытка и пытка. Берусь проверить своё предположение, что роман . . .

23.11.2016
22:55

Подсознательное предвидение разрыва.

    Согласитесь ли вы, что это НЕ красивая рука? Если думать о женской руке… С набрякшими жилами. С посинениями, и даже зелёные оттенки встречаются (если можно . . .

14.11.2016
19:27

Почему такая тоска?

    Может быть много предположений, почему у меня такая тоска от смотрения сериала Фурмана “Таинственная страсть” (2015), снятого по мотивам одноимённого романа (2007) . . .

13.11.2016
20:02

До чего доводит то, что нечего читать.

    Я уж надоел, наверно, тем, кто меня постоянно читает, своими жалобами на то, что нечего читать. Одно обнадёживает: что меня так мало читают, что я не успел никому . . .

12.11.2016
21:33

Знает ли историю Сванидзе?

    Слова Сванидзе Слова историка Фамилия и эл. адрес слов историка …Н.С. Михалков вдруг переходит к апологии Ивана Грозного, . . .

09.11.2016
12:37

Детский вопрос.

    Если было – плохо, то стало – хорошо? Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией . . .

06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

28.10.2016
16:48

Голубые воришки?

    Извиняюсь за странность названия: множественное число и вопросительный знак образовались непредусмотрено, из-за неожиданного появления второй части статьи. 1 . . .

26.10.2016
15:22

С насмешкой над собою.

    За мною есть грех. Его называют: замыслился. Это значит, что я так глубоко погружаюсь в материал, что забываю, каковы обыкновенные люди (тот же я сам, . . .

24.10.2016
14:21

Впечатление.

    Эта статья началась с недовольства. Недовольства столь многим, что лучше туда и не погружаться. А оно, недовольство, происхождением имеет, подозреваю, в душе моей . . .

21.10.2016
15:25

Я поражаюсь.

    Поражаюсь я на Ортегу-и-Гассета. Почему-то думалось, что знаменитый философ хорошо чует, что “говорят” нам великие живописцы. Поражаюсь я и тому, как этот философ, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100