TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно… Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым. Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я . . .

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой.

     

    Пустых небес прозрачное стекло,

    Большой тюрьмы белесое строенье

    И хода крестного торжественное пенье

    Над Волховом, синеющим светло.

    Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв,

    Кричит и мечется среди ветвей,

    А город помнит о судьбе своей:

    Здесь Марфа правила и правил Аракчеев.

    1914

    Новгород

    2) Помним, что Ахматова – акмеистка, то есть ницшеанка, супервумен, воспевает вседозволенность.

    3) Пробуем подогнать что-нибудь в стихотворении к этой вседозволенности и ницшеанству.

    4) Марфа – значит, Посадница. Значит, воительница за свободу Новгорода от власти московского царя, царя вся Руси, пока ещё на Новгород не распространивший свою власть. Трагическая фигура, ибо царь был уже очень силён, но и сдавать волю – стыдно. Подвигла новгородцев на сражение, на поражение, на выдачу её на казнь. И на вечную память о свободе от царской власти. С последней ассоциируется и Аракчеев, ревностный поборник строгой царской власти. Столкнулись Порядок и Свобода, два полюса. Но Свобода – в виде нематериальном. А Порядок, даже и в акте принуждения к Порядку ("Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв, / Кричит и мечется среди ветвей”) – как-то материален. Не говоря о религии, призывающей подчиниться Порядку. В случае с Марфой это благочестивый Феодосий, и отговаривавший Марфу от битвы, и благословивший подчинение, будучи после поражения избранным смирившимися невоенными и выжившими военными новгородцами посадником и вручивший ключи от города царю. Ассоциация с ним, - кто знает эту историю, - тоже материальна ("хода крестного торжественное пенье”). И материальность самой "Большой тюрьмы белесое строенье”, вроде, прославляется, раз осветляется.

    5) Получается, полная сдача Ахматовой своего (заведомо нам известного) идеала идеалу полюсно противоположному.

    6) Вспоминаем, что ницшеанство отличается недостижительностью своего идеала в Этом мире. И вспоминает упование ницшеанства разве что на достижительность художественного творчества, как-то сопричастного с Вечностью, как чертой иномирия (чему ж ещё быть в ранге идеала, как не иномирию, раз в Этом мире идеал недостижим).

    7) Обнаруживаем (хоть с чтения об этом всё и началось – как смутное предчувствие возможности открыть художественный смысл данного стихотворения), - обнаруживаем открытие Ахматовой в первых двух строках стихотворения:

    "Смещения значений, в совокупности образующие новый смысл, который идентифицируем как тему пространственной замкнутости, порождаются здесь не отождествлением мира с тюрьмой, а контекстной связью по смежности, причем это синтагматическое сцепление подкрепляется естественной связью между денотатами (“стекло”, “здание”): (небо & стекло) — тюрьма” (Смирнов. Смысл как таковой. С-Пб., 2001. С. 25-26).

    8) Пробуем объяснить эту, на взгляд обычного человека, абракатабру.

    8.1) До Ахматовой царил символизм. Символисты, в ужасе от этой ужасной, ужасной, ужасной жизни (и не веря христианству), стремились к чему-то всё же очень похожему на христианское сверхбудущее. Для чего слова соединяли так, чтоб получалось что-то неопределённое (хотя бы потому неопределённое, что нечто приравнивали – мало, что совершенно невероятным образом – так ещё и к одному, другому, третьему, и всё к очень разному).

    8.2) А Ахматова, - при виде этой всё также ужасной, ужасной, ужасной жизни не хотела улетать и в христианоподобную неопределённость символистов. Ей подавай, наоборот, тесную-претесную смысловую связь между словами (как между стеклом и зданием), такую тесную… что вот-вот взорвёшься от этой тесноты, и… вообще в иномирие улетишь, в свой такой вот совершенно необычный идеал. Вон от этой многажды повторённой торжествующей на Этом свете материальности. Через наоборот.

    9) Неожиданно обнаруживаю себя после такого словоизвержения в позиции 2).

    ЧТД (что и требовалось доказать).

    10) То есть "синтагматическое” (Ахматовское) – это имеющее отношение к связи слов. Синтагма – сопорядок. В противоположность которому парадигма – взаимоотношение духовного и реального. У Ахматовой оно тоже в итоге получилось, но – нецитируемым образом.

    Не могу с удовлетворением не констатировать, что и невероятица образов символистов и нецитируемость Ахматовой восходят к моему любимому понятию подсознательного, без огромной роли которого в произведении я произведению отказываю называться художественным.

    21 мая 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335097  2016-05-21 19:20:44
Константин
-

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100