Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
09.01.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.01.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.01.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.01.2016 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.12.2015 |
Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.12.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.12.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.12.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.11.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.11.2015 |
Принципиально всё позволяю себе!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.11.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.11.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.11.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.11.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.11.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.11.2015 |
Продолжение предыдущей статьи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.11.2015 |
Как увидеть в детали идею целого и оценить.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.10.2015 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.10.2015 |
Лезу в подсознание Некрасова. От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не придерживается (хоть он естественный), следить, как в прошлом маялись из-за отсутствия этого принципа. (Я ниже буду его писать увеличенным шрифтом.) Я это к тому, что вот читаю Чуковского о мастерстве Некрасова и поражаюсь. Строка за строкой тянется текст, и всё нет и нет демонстрации какой-нибудь детали из произведения Некрасова, которая б удивила неожиданностью, которая б мне – за неожиданность – намекнула, что она рождена подсознанием Некрасова и выражала б его идеал. Как можно так долго толочь воду в ступе? Вершиной творчества Некрасова назвал Чуковский поэму “Коробейники” (1861). Так я бросился её читать. И там странным мне показался сюжетный ход, что один из купцов как бы напророчил несчастье, спев песню о несчастье. Могла ли эта странность родиться в подсознании Некрасова? Думаю, да. Она – из установки (а установка – подсознательное психическое явление), дескать, ВСЁ – ПЛОХО, раз такой ужас, как капитализм, наползает на Россию вслед за отменой крепостничества. "Желаемая действительность – вот куда ведут художника его "интимные установки"” (http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st082.shtml). И что ж может быть желаемым, если капитализм – ужас? – Крестьянский социализм. Но удовлетвориться я не могу. Потому что "Желаемая действительность” – действительность следующего после крепостного строя, крестьянского социализма – была для Некрасова совершенно осознанной (хотя бы из-за простого факта пропаганды Герценом того строя, что соответствует народному менталитету). Итак, идеал Некрасова крестьянский социализм, который, вероятнее всего, не состоится из-за капитализма, есть идеал осознанный. И тогда у Некрасова – слишком явная тенденциозность. А это “слишком явная” слишком сильно умаляет её художественность-происхождение-из-подсознания. Впрочем, слишком ли явен идеал Некрасова? Рассмотрим противопоставление систем образов, выражающих крестьянский социализм (1) и выражающих капитализм (2).
Повторяем вопрос: слишком или не слишком явно виден идеал крестьянского социализма, что вряд ли сбудется при таких капиталистических замашках всех и всюду? Может, и не слишком. До меня, например, не сразу дошло. Но явная тенденциозность насчёт ВСЁ – ПЛОХО сквозит чуть не в каждой строке. Например, последняя строка: "Лесника в острог свезли...”. Лесник, - мы уже знаем, - убийца обоих коробейников, позарился на их выручку. Так Некрасов не против именно лесника, а против всей пирамиды нового российского Зла (против тяги к максимальной выгоде), состоящего больше, чем из частных (лесник, например) злых сил. А вот первая строка: ""Ой, полна, полна коробушка…”. Ух, как хорошо! А это – ложный сюжетный ход. Правда же – наоборот: сомнение, будет ли счастье на Руси, как ни хотелось бы. Такое всепроникновение идеи – чудо, называемое словом “целостность”. И чудо такое творить может лишь подсознание. И оно-таки его и творит. Но это не то, сложнейшее подсознательное (подсознательный идеал), которое присуще высочайшему искусству – неприкладному. Ибо “Коробейники”, осмелюсь сказать в первом приближении, искусство прикладное. Оно приложено к идее отрицания исторически опозорившегося в середине XIX века в Западной Европе строя – капитализма и к идее утверждения никогда не существовавшего крестьянского социализма. Тут нет испытания сокровенного. Тут внушение заранее знаемого (крестьянского социализма). Как в философском эссе, присяге, клятве, заговоре, молитве (перечень отсюда: http://www.gramota.ru/biblio/research/hudtext0/hudtext2/hudtext3/) – тоже не испытание. Даже в простой гладкой русской речи есть сперва подсознательная установка на именно русскую речь, а потом уже сама речь льётся. Я ищу другое подсознательное в “Коробейниках”. Почему? Потому что Некрасов – слишком громкое имя в русской литературе, и думается, что не может быть, чтоб он никаким боком не касался сложнейшего подсознательного – непосредственного образа идеала, да такого образа, который бы был настолько необычен, чтоб его происхождение можно было отнести к подсознательному, как бы иному, чем установка. И я не думаю, что дальнейшее чтение работы Чуковского даст мне какую-нибудь текстовую конкретику-элемент, из-за которой я возникшее подозрение о нехудожественности Некрасова переменю. Ну вот, казалось бы, тут же и опровержение: "…говоря о хореях и ямбах, Чернышевский счел необходимым напомнить, что “у одного из современных русских поэтов (то есть у Некрасова. — К. Ч.) — конечно, вовсе не преднамеренно [подсознательно?!] — трехсложные стопы, очевидно, пользуются предпочтительною любовью перед ямбом и хореем”. Это прозвучало большой похвалой, так как за несколько строк до того Чернышевский утверждал, что “трехсложные стопы (дактиль, амфибрахий, анапест) и гораздо благозвучнее, и допускают большее разнообразие размеров, и, наконец, гораздо естественнее в русском языке, нежели ямб и хорей”” (http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Masterstvo/Dan.htm). Так в “Коробейниках” как раз хорей… Другое дело, что Некрасов сообщил стиху растянутость, добавив в конце ещё один слог:
"…знаменитое некрасовское дактилическое окончание строки, на которое обратил внимание Чернышевский” (Журавлёва. http://iknigi.net/avtor-anna-zhuravleva/49374-lermontov-v-russkoy-literature-problemy-poetiki-anna-zhuravleva/read/page-9.html). Журавлёва, правда, тут переиначила Чернышевского, но… Она думает, что "не преднамеренно” означает приближение к естественности, к прозе, что было нужно разночинцам: "В 1860-е гг. расширение круга читателей за счет разночинцев приводит к новому восприятию поэзии. На фоне общего перемещения интереса от поэзии к прозе в самой поэзии, в стихах начинает цениться то, что кажется новому читателю более “естественным”, приближающим к прозе и стих” (Там же). Так почему б не думать, что это-то приближение к прозе как раз и есть подсознательный демократизм (трёхдольники): "Свою мысль Чернышевский доказывает подсчетом в прозаическом не художественном тексте количества безударных слогов, приходящихся на один ударный” (Там же). И подсчёт показал близость по числу безударных нехудожественной речи и трёхдольников. А недостаточно чуткие люди сочли, что Некрасов не поэт. На самом же деле, получается, поэт, и – как раз по признаку подсознательности происхождения такого элемента, как ритм, помня, что этот элемент образно выражает целое. - Ну а как быть с тем, что это целое – демократия – не есть подсознательное для Некрасова и всех его современников? - А сделать исключение: художественно, мол, и то, что выражает идеал образно, но происходит это выражение из подсознания (соответственно и воспринимается читательским подсознанием же, т.е. тут “в лоб” не сознанию, а подсознанию). Это не пресловутое единство содержания и формы, которое не предполагает наличия сложнейшего подсознательного. Вот и ура. Великий русский поэт и по моей, извиняюсь, мерке оказался творцом художественного произведения. Но. Читаю: "…ничто, по-видимому, не оттеняет так резко дактилическое окончание стиха (то есть два безударных слога в конце!), как такой размер, в котором стих заканчивается ударным слогом. В этом случае особенно очевидно, что перед нами явное и неспроста сделанное к ритмической схеме приращение” (Там же).
Опять нечто явное, т.е. не из сложнейшего подсознательного родом… Оказывается, отталкиваясь от пушкинской двустопности (ямб, хорей), выражавшей одическое, гармоническое, государственническое, уже протестант Лермонтов вынужден был искать отличие в трёхстопности. И что было делать протестанту же Некрасову? – Вот то, что я процитировал выше. Одно из двух: или Некрасов (ну в “Коробейниках” хоть) не поэт в высшем смысле, или это Журавлёва такая пронзительная, а Некрасовскому сознанию не так всё ясно было, как ей, теоретику, полтора века спустя. Мне хочется выбрать второе. Пусть выработалась установка на ритм после сочинения первых же двух строчек “Коробейников”. И пусть эта установка (да, подсознательная) гроша ломанного не стоит потому, что просто работает на сочинение в стиле себя (мало ли людей умеет писать стихи в стиле имярек?). Пусть это всего лишь мастерство и талант. Но самые-то первые две строки родились по ритму из сложнейшего подсознательного. – Всё! Вещь художественна. Именно это-то и призван распознать вкус. Спросите меня, как в этой связи отнестись к тому факту, что начало “Коробейников” сделалось народной песней? Я отвечу: народ пошёл по пути наименьшего сопротивления. Радость в этих стихах – значит, её и надо, мол, усилить мелодией! Народ пошёл против замысла Некрасова: похоже, не будет счастья в крестьянской Руси. В содержательном ходе от обратного сквозит поэтическое мастерство. Да. Но слово “поэтическое” я тут применяю не как относящееся к сложнейшему подсознательному. Слово “поэтическое” без отношения к сложнейшему подсознательному можно применять и для ремесленника: здорово умеет делать что-то, заданное сознанием. Вот такое “здорово” (помимо "единства содержания и формы”, которое бывает и в присяге и т.д.) и рассыпано во множестве в статье Чуковского. Иногда – зря, иногда – по делу. "…слово “красота” звучит в его поэзии все чаще”. Так от произнесения слова “халва” во рту слаще не станет, как говорится. Это ж абстракция – слово “красота”. Слава богу, нет его в “Коробейниках”. А вот – дело: "чисто изобразительное дарование”. Когда изображение (наподобие разобранного выше ритма, который не изображение) выражает идеал Некрасова – это максимум выразительности. И вот такое изображение: "Распрямись ты, рожь высокая”. – Это ж образ желаемого невозможного: крестьянского социализма! (Помятая рожь не может распрямиться.) Это такое КАК, за которое – мы договорились выше – надо признавать Некрасова большим художником. Ещё одно такое – вот:
Мало, что это – тончайшее наблюдение: роса, отражает синь, ещё оставшуюся между тёмным зенитом и красно-жёлто-зелёной зарёю. Это отражение – образ надежды на спасение жизни (вдруг лесник всё же не застрелит). А шире – это образ вдруг да прорвущегося сквозь капитализм крестьянского социализма. (Я зря сердился на Чуковского: худо-бедно – уже три нашлись элемента, произошедшие из сложнейшего подсознательного.) Вот другое замечательное изобразительное КАК:
Бычки опасные… рогатые… Тоже совершенно неожиданное, как и распрямившаяся рожь, сравнение. Но оно не желаемое невозможное выражает, а угрозу. Одна невозможность. Желаемое не непосредственно имеется в виду, а опосредовано, умопостигаемо. Сложнейшего подсознательного нет. То же можно сказать про "множество зорких наблюдений”.
Живописуется рухнувшая надежда, что двустволка не стреляет. Зоркость работает на страх. То же – о звукописи.
То же – о градации. Сперва коробейники узнали в леснике того, кто слышал их расспросы про дорогу напрямик, через болото, а тот открещивается, и они опростоволосились: ""Что вы шепчетесь?"”. Потом они соврали ему, что не расторговались, а лесник их поймал: "И лесник приподнял коробы / На плечах у торгашей. / "Ой! легохоньки коробушки…"”. Опять плохо. Потом он снял ружьё с плеча. Потом прицелился в одного из них. Они закричали, а он: "- "Так, я пробую прицел..."” Снова они опростоволосились. Всё усиливает страх и провальную игру коробейников. Частная задача решается. И вот таким частностям посвящена вся статья Чуковского. Он думает, что они обеспечивают художественность великому поэту. Увы, многие так думают. И нельзя тогда различить, где мастерство художника, а где – ремесленника. Но перейдём к следующему плодотворному (по-моему) наблюдению Чуковского: "упоение <…> связано <…> с русскими крестьянами, с их великолепными душевными качествами”. В “Коробейниках” я его вижу в обильном применении уменьшительных и ласкательных суффиксов: "моченьки”, “стволики-голубчики”, “охотничек”, “Одежонка”, “Лычко”, “пояска”, “куро`чки”, “ребятушки”, “золотца”, “рученьки”, “онученьки” – это касательно самого злого, лесника. Касательно персонажа, самого соответствующего капитализму XIX века согласно Даннингу и процитировавшему его Марксу: "…при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы” (Маркс. http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-24.html). Не удостоены таких суффиксов мужики, направившие коробейников прямой тропинкой через болото. Так это – совсем второстепенные персонажи. Правда, ещё более второстепенны встречные "солдатики”, которых Тихоныч называет “братики” со страху, боясь, чтоб те не отобрали вырученные деньги. Так те хоть близки Тихонычу по классовой сущности. А чего далёким такие суффиксы назначать: "А охотничек покрикивал” (помещик на охоте), "Именины были званые - / Расходился баринок!”? Чего их крепостным – понятно ("нянюшки”): почти свои. А дворянский ребёнок при чём ("рубашечки для Ванюшки”)? Всё дело в рождённости из подсознательного. Оно неточное. Главное же в том, что это – сложнейшее подсознательное, напрямую, не опосредовано рождающее образ крестьянского социализма. Тот, с опорой на традиционализм, сильнее прокапиталистического налёта на менталитете. Из-за чего и можно было Некрасову как-то всё же надеяться на победу его идеала на Руси в историческом будущем. Доказательством, что именно сложнейшее подсознательное распоряжалось распределением уменьшительных и ласкательных суффиксов по персонажам, является тот факт, что читательское сознание это распределение не улавливает. (Меня очень не сразу и совершенно внезапно озарило – от простой погружённости в материал и от привычной нацеленности искать в тексте неожиданный образ идеала автора, раз он – великий поэт.) Это же сложнейшее подсознательное выдвинуло в главные герои людей промежуточного общественного состояния: ни купцы, ни крестьяне. Тех, кто естественно перетянется на сторону крестьянского социализма: вон, аж в сюжет попало, как то один, то другой мучается от назначения несправедливой цены (справедливая цена – это пережиток средневековья). Признаться? Я изрядно переделывал то, что вы только что прочли. Словно шёл с завязанными глазами. Я даже склонен возвести этот метод в благой принцип. Принцип амёбы – можно его назвать. Амёба выбрасывает ложноножку в каком-то направлении, и, если там нехорошо, убирает её в себя и выдвигает новую ложноножку в другом направлении: вдруг там лучше. Единственно что – она твёрдо знает, что такое хорошо и что такое плохо. У меня хорошо – это сверхценность подсознательного выражения осознаваемого идеала (своеобразное КАК). Какой он, этот осознаваемый идеал, для меня не важно. Идеалов много, и все они враждуют. А я, получается, над схваткой. Мне такая позиция представляется очень выгодной в нынешние времена жесточайшей информационной войны. Быть ангажированным какою-либо стороной – это быть несвободным. А быть свободным – это сласть. Тебя несёт логика, и дух захватывает, куда она вынесет. Рекомендую. Похлеще наркотика, пожалуй (хоть сам я наркотика не пробовал). Признаться ещё? Почему мне нравится объективность? – Она могла б нравиться ницшеанцу или его пассивной ипостаси – пробуддисту. Я-де выше ваших ничтожных ценностей. Но я не ницшеанец и не пробуддист. Я верю, что в сверхбудущем будет на моей улице праздник. Как бы пока история ни петляла. Мне можно и не вмешиваться в её теперешний ход подыгрыванием своему мировоззрению – она всё равно к моей правоте приведёт. Можно и не подыгрывать. Даже особая гордость – не подыгрывать, быть предельно объективным. 9 октября 2015 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.10.2015 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"