TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

07.11.2015
16:29

Как увидеть в детали идею целого и оценить.

    Америку каждый открывает – для себя. Но это не с каждым случается. И мешают… авторитеты. Вот что говорит иной авторитет про такую скульптуру? Микеланджело . . .

30.10.2015
17:05

Ай да Гоголь!

      "Положительный”, “светлый”, “высокий” смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Этот смех, . . .

12.10.2015
12:16

Лезу в подсознание Некрасова.

    От “некрасив” его фамилия? Мне неуютно от такой своей находчивости. Я похож на выскочку. Но здорово интересно, проводя некий принцип, которого никто не . . .

03.10.2015
15:03

Аниш Капур и Высоцкий.

    Если лапидарно, - как подытоживал мои ему разглагольствования один мой товарищ, фантастически здорово не понимавший искусство, - искусство – это то, что не понятно.

    А мой страстный пафос – придавать словесный, рациональный смысл этому непонятному. Плюс – находить этому рацио социологическое и историческое обоснование.

    Аниш Капур в 17 лет в 1971 году поехал в Израиль и вступил в кибуц. Это колхоз. 2 года там поработал и уехал. И вообще этот социалистический порыв – самоуправление ж, залог коммунизма – потерял популярность. Кругом социалистические порывы кончаются. В Ауровиле в Индии вот тоже…

    Капур молодец, что он хотя бы поехал, попробовал. Не то, что я, в 17 лет лишь – даже и не знаю, как сказать – мечтавший поехать в Сибирь на стройку коммунизма какую-нибудь, но ограничившийся лишь тем, что всё рисовал и рисовал Падунский порог на стройке Братской ГЭС.

    Зато я не разочаровался в коммунизме как будущем человечества, а Капур – разочаровался. Да так, что раз за разом изображает Безочарование.

    Капур. Небесные врата. 2004.

    Вот как я объясняю, что тут выражено.

    Тут аналогия Врат Рая или входа в Царство Божие на небе, куда попадёт бестелесным всё прощённое Богом человечество. Но – аналогия сатирическая. Потому что видно ж, что Там – то же, что и Здесь. Как теперь не верит, по сути, никто в Бога, так и нечего верить никаким утопиям лучшего будущего.

    И что-то обратное – вера в лучшее будущее несмотря ни на что – в песне Высоцкого (слушать тут) “Райские яблоки” (1978).

     

    Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем, -

    Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом:

    Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, -

    Не скажу про живых, а покойников мы бережем.

    В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок -

    И ударит душа на ворованных клячах в галоп,

    В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок…

    Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

    Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:

    Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел.

    И среди ничего возвышались литые ворота,

    И огромный этап - тысяч пять - на коленях сидел.

    Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом

    Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.

    Седовласый старик слишком долго возился с засовом -

    И кряхтел, и ворчал, и не смог отворить - и ушел.

    И измученный люд не издал ни единого стона,

    Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.

    Здесь малина, братва, - нас встречают малиновым звоном!

    Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.

    Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!

    Мне - чтоб были друзья, да жена - чтобы пала на гроб, -

    Ну а я уж для них наберу бледно-розовых яблок…

    Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

    Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:

    Это Петр Святой - он апостол, а я - остолоп.

    Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок…

    Но сады сторожат - и убит я без промаха в лоб.

    И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых, -

    Кони просят овсу, но и я закусил удила.

    Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок

    Для тебя я везу: ты меня и из рая ждала!

    Лирическое “я” в том раю узнаёт сталинский ГУЛАГ, "в коих прорва мороженых яблок” и убивают неперевоспитавшихся за кражу их.

    Подсознательный идеал Высоцкого был – неведомо для него – идеалом анархии, что без центральной власти. А централизация, на которую совратился СССР из-за Маркса, неминуемо извратит – для подсознания Высоцкого – и сам будущий коммунизм.

    "Бессознательный процесс играет важную и неустранимую роль…

    Нравственное развитие человечества приспосабливается к реальным потребностям. “Но, - по словам Плеханова, - исторический процесс этого приспособления совершается за спиною у людей, независимо от воли и разума индивидов”. И в другом месте: “С эволюционной точки зрения столь же нелепо говорить, что люди сознательно приспосабливают свои… моральные чувства к своим экономическим условиям, как утверждать, что животные и растения сознательно приспосабливают органы к условиям своего существования. В обоих случаях перед нами бессознательный процесс, которому надо дать материалистическое объяснение”…

    Мы лучше уясним себе взгляд, изложенный Плехановым, если спросим: сохранит ли своё значение бессознательный элемент нравственности также и в эпоху полного коммунизма? На это без всяких колебаний отвечаем: сохранит непременно…

    “…когда общество применяет свой, основанный на интересах целого критерий к оценке поступков отдельных лиц, оно хочет, чтобы выгодное для него действие было продиктовано внутренним влечением лица, его совершившего, а не соображениями этого лица о своей собственной пользе… Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью…”” (Днепров. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970. С. 173 - 184).

    То есть, по Высоцкому, разное бессознательное будет у членов коммунистического общества, построенного мирным, анархическим путём и силовым, тоталитарным. По-разному будут воспитывать – и разный результат получится. И Высоцкий – за первый вариант.

    Нет, в обоих случаях получится коммунизм – строй с самоограничением потребностей: "много ли требовал я благ?!” – в смысле – мало по сравнению со строем с неограниченными потребностями ("Всем нам блага подай”).

    Вспоминается один фильм… Пассажирский самолёт – где-то в начале эры полётов на самолётах – потерпел крушение (мало что поломалось, и все живы остались) где-то в пустыне, так далеко от какого-либо оазиса, что им осталось или умереть, когда припасы кончатся, или улететь. И нашёлся среди них инженер, который думал, что знает, как самолёт починить. И он потребовал власти приказывать, кому как ему помогать чинить. Все согласились. Но он захотел за это бо`льшую порцию воды и еды. Предприниматель в плохом смысле слова (капитализм же!). На это группа не согласилась (коммунизм-самоограничение естественно возникает всюду, где есть опасность для жизни всех).

    И, казалось бы, ничего, кроме таких коммунизма и капитализма и не мыслимо. Действительно, в ХХ веке с его знаменитыми идеологиями: либерализмом (всех победившим), совсоциализмом и фашизмом, - самой затурканной по известности оказалась идеология анархизма. С его предпринимательством как естественной потребностью, но и с разумными вообще потребностями ("много ли требовал я благ?!”).

    Исключительная идея получилась.

    И образом её в песне, получается, оказывается то, что лирическое “я” на тройке приехал к вратам Рая-коммунизма. Тогда как все остальные, для которых тоже благ на земле требовалось немного, пришли пеши, и их – "огромный этап”. Они, к тому же, лжесоциализмом доведены были до состояния, называемого "измученный люд”. Не из-за капиталистического страдания ("Всем нам блага подай”) все они измучены, а из-за лжесоциалистического (ГУЛАГ). Они ничего, кроме централизованного коммунизма, не знают в мечтах своих. Поэтому лирическому “я” неимоверно трудно их мечты переиначить с централизованного коммунизма на анархический (без центральной власти). Но! Он, лирическое “я”, совершает невозможное (не меньше): удирает с того света, с того Рая-коммунизма, где стреляют в лоб за посягание на анархические, бледно-розовые и бессемечковые, яблоки. А сила ж личного примера – великая сила… Невозможное – сделать возможным!

    "…ты меня и из рая ждала!” – Кто эта ты? – Жизнь с друзьями и женой, которые не только по материальности, так сказать, но и по духу друзья и жена. Духовность против душевности.

    То, что было у меня с покойной женой. И потому, наверно, я неожиданно для себя самого (ну что волнует медленно сходящего в могилу?) прослезился при последних словах песни.

    Да здравствует то, чему отдана бо`льшая часть жизни! Идее самоуправления, федерации федераций и самоограничения. Короче: новой (неэкспроприаторской) левизне, открытой Высоцким и всем левым течением авторской песни.

    А Капур и этому (не зря оно красное) не верит.

    Капур. Самостоятельная организация. 2009.

    Это глыба красного воска, которая двигается по рельсам. – Так какая, к чёрту, самостоятельная, если она только по рельсам – чему-то инородному – и может двигаться? Правда, и её собственная форма такая, чтоб – если даже и по рельсам – по габаритам и форме проходила. Так что… Полный крах самостоятельности. Самовнушение одно.

    Но спасибо Капуру за то хоть, что он явление назвал, пусть и по-санскритски – Svayambh. А то ведь для миллиардов людей новой левизны не только как бы и существовало на свете, но и немыслимо её существование. Проделайте эксперимент, читатель, попросите кого-нибудь иным словом назвать слово “анархия”. Правда ж, он ответил: “Беспорядок”?

    Нет у большинства того понимания, что анархия – мать порядка. Особого. Консенсусного.

    Капур, собственно, постмодернист. Он считает, что нет того на свете, что достойно быть идеалом. Он все ценности отрицает. В том числе и основополагающую западную ценность – исключительность Запада.

    Это она привела Запад к конфронтации с СССР, чуть не втянула его в союз с Гитлером, а теперь накатывает (НАТО и ПРО) на Россию, "забывая", кто Гитлера победил чуть не в одиночку.

    Капур. Память для Берлина и Нью-Йорка в лице фонда Гугенхейма. 2008.

    Там, за этой глыбой, как раз и лежит первоисточник внутреннего глубокого родства Запада с нацизмом ХХ века (да простится мне это смелое озарение).

    Так издавна пошло, - наверно, с расслоением людей, - что произведение искусства остаётся непонятным для большинства. Потому, в частности, Запад – в условиях информационной войны с Россией в первую очередь – разрешает Капуру ставить у себя критикующие его создания.

    Как апологеты капитализма подсознательно, - наверно, вполне в духе выше процитированного Плеханова, - защищают свой строй от Капура? – Они, искусствоведы, ни за что не интерпретируют, что хотел сказать автор: "оставляя огромное пространство для воображения и фантазий” (http://design-union.ru/portalnew/noosphera/names/1871-anish-kapoor).

    Сам Капур – из-за оскорбительности для окружающих его замыслов и исполнений – тоже темнит напропалую:

    "Я размышляю о мифических чудесах Света — Висячих Садах Семирамиды и Вавилонской башне. Это как если бы коллективная воля создала нечто, что имеет резонанс на индивидуальном уровне и таким образом становится мифическим. Я уверен, что это нужно взять в качестве модели для образа мышления. Искусство способно на это, и я буду стараться двигаться в этом направлении насколько смогу. Я хочу оккупировать эту территорию — территорию идей и образа мышления, которая превращается в контекст, генерирующий объекты” (Там же).

    Правда, и требовать слов от выразителя подсознательного в принципе нечего.

    Вообще же, интерпретация теперь (любого произведения) естественно оказывается антикапиталистически направленной.

    Впрочем, и антирелигиозной (обман-де – религия).

    С превалированием Запада на планете с его показной политкорректностью капиталистический мир можно называть иудео-христианским. И в некотором смысле столицей этого мира является Иерусалим. Тем интереснее Капуру поставить там своё “фэ” этому миру.

    Капур. Переворачивая мир вверх дном. 2010.

    Впрочем, всё, что зеркальное, есть некое самоповторение.

    Оно как может быть оправдано? – Если предположить, что автору – из-за подсознательности его идеала (или отсутствия идеала, как при постмодернизме) – не вполне ясно, что им двигает, то и уже сделанное раз выражение этого неуловимого кажется недовыраженным. Вот и тянет на повторения… Высоцкого по той же причине тянуло и тянуло на выражение запредельного напряжения и победы.

    Что можно противопоставить такому толкованию? Не Высоцкого (у того масса песен запросто интерпретируется как выражение новой левизны). Что можно противопоставить постмодернистскому (с конкретикой) толкованию Капура? – Многие и многие его работы, которые – хоть убей – не поддаются рациональному объяснению. Только слабостью меня как интерпретатора такую непостижимость большинства, можно сказать, его вещей не объяснишь. Так что не исключено, что и то, что я сумел объяснить, есть ошибка.

    3 октября 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
328760  2015-10-03 17:05:11
-

328784  2015-10-04 07:31:22
- «Если предположить, что автору – из-за подсознательности его идеала (или отсутствия идеала, как при постмодернизме) – не вполне ясно, что им двигает, то и уже сделанное раз выражение этого неуловимого кажется недовыраженным. Вот и тянет на повторения…»

И зaмeнили тe, кoтopыe были нecпpaвeдливы, cлoвoм дpугим, чeм им былo cкaзaнo... (Коран 2:58)

Bcякий paз, кoгдa мы oтмeняeм cтиx или зacтaвляeм eгo зaбыть, мы пpивoдим лучший, чeм oн, или пoxoжий нa нeгo... (Коран 2:102)

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100