TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.01.2015
16:00

Я попал?

    Рассказ Буйды “Повесть о князе Алёшеньке” (2014). Стои`т в книге перед уже разобранным мною (тут) рассказом “Новый Дон Жуан” (2014). Надо решить, можно ли один . . .

26.01.2015
11:47

Хорошо, когда сходится.

    По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя. У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть . . .

21.01.2015
11:15

История и Бунин, изнасилованные Михалковым.

    Мне легче всего начинать с себя… Ну и всё же я – инструмент познания… Так я, кажется, виноват перед Буниным. Дело давнее… Я назвал его реалистом в “Солнечном . . .

19.01.2015
17:30

Получится ли?

    Взять предложенное стихотворение: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если . . .

08.01.2015
10:56

Заметка зануды.

    Зануда эта – я. Я часто начинаю с себя, потому что иначе меня могут вообще не понять. Есть разные жанры критики. Я представляю тот, когда критик ищет идеал, которым . . .

07.01.2015
14:14

С рыжим дружбы не води...

    Может ли кто согласиться со мною, что это неприятно, если ты читаешь роман или смотришь на живописное полотно и тебе понятны движущие автором силы? И наоборот, если . . .

03.01.2015
22:20

Из-под палки.

    Так получается, читатель, что то, что вы сейчас принялись читать, я пишу нехотя. Первый раз такое. Разбирать произведение, словно из-под палки… Объясниться? Я как-то . . .

01.01.2015
15:46

Что сказал Кончаловский и что сказалось.

    Мой дядя (самых честных правил, мещанских, не в укор будь сказано) вспомнился мне из-за фильма Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014). Он . . .

28.12.2014
11:45

Ты что, с Урала?

    Что меня подвигло писать данную статью? – Главным образом отъезд Гельмана из страны. А это с его, думаю, подачи как главного реализатора проекта “Пермь – . . .

25.12.2014
11:11

Что есть правда, а что - ложь.

    Признаюсь сразу, я не могу успокоиться с этим, так сказать, этностроительством на Украине, направленным против России. Поэтому те, кому претит безответственный . . .

21.12.2014
10:16

Бедный Врубель.

    Â первую очередь потому Врубель бедный, что так оценят те, кому не нравится, - как они скажут, - политизация. А я в самое начало выношу это, потому что уверен, что не . . .

20.12.2014
18:49

Могу ли я?

    Сработать на заказ… Сработать смогу точно, если окажется, что выработанная ранее творческая история поэта наведёт меня на подтверждение её реалиями . . .

20.12.2014
13:42

Недопостижимое.

    Îдной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне . . .

19.12.2014
20:10

Поддаюсь на провокацию.

    Провокация состоит в демонстрации мне такого стихотворения Ахматовой. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку, Богом в самом деле, Кто был убит - и чье . . .

19.12.2014
11:33

Загадка в квадрате.

    Мало, что, как оказалось, Мандельштам впадал было в “правоверный” акмеизм где-то в надцатых годах, он ещё и акмеистскую богиню брал тогда темой своих стихов . . .

17.12.2014
18:52

Разгадка.

    И кто посмеет отрицать, что художественное произведение – обязательно загадка, прочтя такое:

     

    Отравлен хлеб, и воздух выпит.

    Как трудно раны врачевать!

    Иосиф, проданный в Египет,

    Не мог сильнее тосковать!

    Под звездным небом бедуины,

    Закрыв глаза и на коне,

    Слагают вольные былины

    О смутно пережитом дне.

    Немного нужно для наитий:

    Кто потерял в песке колчан,

    Кто выменял коня — событий

    Рассеивается туман.

    И, если подлинно поется

    И полной грудью, наконец,

    Все исчезает — остается

    Пространство, звезды и певец!

    1913

    Почему так гипнотизирует первая же строка? Неужели из-за повтора “в”?

     

    Отравлен хлеб, и воздух выпит

    Или обилие согласных (16 на 9 гласных)? Труднопроизносимость… Схождения согласных часты: тр, вл, нхл, зд, хв

    Чёрт его, Мандельштама, знает.

    В конце, когда полная свобода, – такие же 5 сгущений: Пр, стр, нств, зв, зд, – а ощущения трудности нет…

     

    Как трудно раны врачевать

    Нет. Повторы тут в каждой строке есть. Если согласиться, что 2 раза и звонкая с глухой – повтор.

     

    Иосиф, проданный в Египет

    Это просто высокий класс поэтичности. А ведь тут же ещё глубиной смысла веет.

    Признаюсь, я пишу, уже глубину ту разгадав. И мучает меня лишь то, что разгадка оказывается содержательно экстремистской, тогда как прежние мои подходы к Мандельштаму открывали его как певца некой уравновешенности.

    Правда, наконец, он теперь оказывается заодно с акмеистами, что признано многими. Но что мне многие…

    Акмеисты – ницшеанцы. А ницшеанцы – не довольны серыми буднями. Да не просто не довольны, а доведены до состоянии предвзрыва. Взрыв же предполагается, что унесёт вообще в какую-то метафизическую бездну и безвременье.

    Наверно, меня потому гипнотизирует первая строка, что она сразу помещает в это состояние предвзрыва от колоссальной нуды. Сразу! "Отравлен хлеб, и воздух выпит”.

    Чехов до такого состояния доводил. Вспомните “Степь”, эту неизменную ровность, эту затяжку описания езды… А тут – раз. И готово. И уже лирический герой на последней стадии терпения. Не кушать вы можете несколько дней, раз "Отравлен хлеб”. А сколько секунд можно продержаться без воздуха? Тут он уже "выпит”. И как быть? Это похлеще, чем "трудно раны врачевать”. И, как ни велики библейские образы, но и тоска Иосифа в рабстве не сравнится с безводушностью. Тоска Иосифа, впрочем, нужна, чтоб сориентировать, что тут речь идёт о духовной му`ке.

    А вот дальше вопрос: му`ка – одного и всех бедуинов?

    В конце "певец” в единственном числе. Но что-то мне шепчет, что слушатели, каждый, могут его заменить. И уж, во всяком случае, полностью отдаются впечатлению от того, что "подлинно поется”. Они все – ницшеанские сверхчеловеки. Все причастны метафизическим улётам, пусть эта метафизика у Мандельштама (тут, в финале, его сочувственный голос слышится) дана – в пику символистам – очень материально: "Пространство, звезды и певец”. Но это всё же ирреальные субстанции, потому что "Все исчезает”. Просто тут материальность "звёзды”, “певец” – образ метафизического. А "Пространство” – прямая метафизика (вы видели пространство само по себе? без предметов в нём?). Или чёрное небо между звёздами над пустыней ночью очень похоже на такую отвлечённость, как пространство…

    Не его ли рисовал Малевич?

    Супрематизм. 1915.

    И эти прямоугольники – не предметы, собственно… И тогда то, что между ними – что? Пространство?

    Зачем бедуины закрыли глаза? – Потому что смотреть в пустыне не на что.

    Когда я в очень сознательном возрасте оказался в пустыне, я был в восторге и оторваться не мог от окна автобуса. Не то привыкший бедуин. Ему скучно. Во всяком случае, Мандельштам таким его себе представляет. По крайней мере можно ожидать, что в такой обстановке люди склонны к ницшеанству. Быт – ерунда, не стоящая запоминания. И вот появляется понятие "О смутно пережитом дне”, негативное понятие. С ним в душе уничижительно относишься к тому, кто вдохновляется потерей колчана или меной коня. – Быт. Низменное. Слушая "былины” о такой фигне (то есть совсем не "вольные былины”, а как раз подневольные) можно лишь сильнее почувствовать состояние предвзрыва и невозможности всё-таки взорваться и оказаться в иномирии.

    То есть всё-таки не каждый бедуин – ницшеанец… Или же не синхронно они впадают в транс, когда "подлинно поётся”… Но что-то такое с ними происходит "наконец”.

    Жуть?

    Есть немного. Но какая-то сладкая эта жуть. Как любовь к смерти…

    Если посмотреть в собрании сочинений предыдущее стихотворение, увидим что-то подобное.

     

    От легкой жизни мы сошли с ума:

    С утра вино, а вечером похмелье.

    Как удержать напрасное веселье,

    Румянец твой, о нежная чума?

    В пожатьи рук мучительный обряд,

    На улицах ночные поцелуи,

    Когда речные тяжелеют струи

    И фонари, как факелы, горят.

    Мы смерти ждем, как сказочного волка,

    Но я боюсь, что раньше всех умрет

    Тот, у кого тревожно-красный рот

    И на глаза спадающая челка.

    Ноябрь 1913

    Насколько скучно было в пустыне, настолько скучно среди богемы: веселье – напрасное, обряд – мучительный. И я подозреваю, что не боится лирическое “я”, а завидует самому принципиальному субъекту-ницшеанцу с чёлкой, "что раньше всех умрет”. Ибо правильно: скучно тут, на этом свете.

    Ну а что в том собрании сочинений после бедуинов?

     

    Черты лица искажены

    Какой-то старческой улыбкой:

    Кто скажет, что гитане гибкой

    Все муки Данта суждены?

    1913

    Гитана – испанская цыганка. А Дант при чём? Он известен как автор “Божественной Комедии” со знаменитым сюжетом путешествия по Аду. Так что: она сильно грешит, эта гитана? Но ницшеанец славен не столько вседозволенностью, сколько улётом в мечтах в метафизику из этого скучно-плохого мира. Так, может, намёк именно об этом дан "старческой улыбкой”?

    И что, если всё – не так?

    "Было время, - годы 1912-1916, - когда Мандельштама воспринимали как “правоверного” акмеиста. Поэт в ту пору сам содействовал такому восприятию его литературной позиции и творчества, вел себя как дисциплинированный член объединения” (http://area7.ru/referat.php?16582).

    Что если не только вёл себя, но и сочинял в их, ницшеанцев, духе?..

    Тогда б сошлось его преобладающее миросозерцание – уравновешенность.

    13 декабря 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
319445  2014-12-17 19:01:12
Воложин
- Лилиомфи.

Разрешите поблагодарить за стих Мандельштама. Удалось его разгадать.

319605  2014-12-21 07:31:43
Л.Лисинкер
- Браво, С.Воложин ! Блестящий анализ. Но его вывод:

==

"Но ницшеанец славен не столько вседозволенностью, сколько улётом в мечтах в метафизику из этого скучно-плохого мира"

==

Такой вывод нас с вами успокаивает, дескать он (О.М.) - малахольный, а мы - нормальные. Мы, нормальные, никогда в жизни не напишем такое:

==

И если подлинно поётся, / И полной грудью, наконец,

ВСЁ исчезает, ОСТАЁТСЯ

ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ и ПЕВЕЦ !

==

Так что, в конечном итоге, вы славно поработали в этом анализе на славу поэзии О.Мандельштама.

319607  2014-12-21 09:03:16
Л.Л. - С.Воложину
- А знаете, - вот вам стихи Новосибирского автора - О.Дубровиной:

==

Расставаться надо смеясь.

Ни к чему эта дрожь в коленках,

Суетливость в прищуре глаз

И авоська душевной лени.

Расставаться надо смеясь.

Жалость - прочь! Веселей держаться.

Не ударить улыбкой в грязь

Обессиленного паяца.

Краски - в тюбики, в воду кисти.

На прощание - взмах руки.

Горький запах сожженных листьев.

Я - уже - у реки.

Заждалась над волнами ива

И манит глубины прохлада.

Без упрёков, легко, красиво

И - смеясь расставаться надо.

==

Вот так: ЖАЛОСТЬ - ПРОЧЬ! Недурно?!

319608  2014-12-21 09:03:17
Л.Л. - С.Воложину
- А знаете, - вот вам стихи Новосибирского автора - О.Дубровиной:

==

Расставаться надо смеясь.

Ни к чему эта дрожь в коленках,

Суетливость в прищуре глаз

И авоська душевной лени.

Расставаться надо смеясь.

Жалость - прочь! Веселей держаться.

Не ударить улыбкой в грязь

Обессиленного паяца.

Краски - в тюбики, в воду кисти.

На прощание - взмах руки.

Горький запах сожженных листьев.

Я - уже - у реки.

Заждалась над волнами ива

И манит глубины прохлада.

Без упрёков, легко, красиво

И - смеясь расставаться надо.

==

Вот так: ЖАЛОСТЬ - ПРОЧЬ! Недурно?!

319611  2014-12-21 10:42:06
Воложин
- Лилии.

Как почти всегда я вас опять не понял. Что значит «вот вам»? Это упрёк, что не надо подходить к стихам как к ребусу, который нужно разгадать, и только такие, мол, хороши? Вот-де – бесхитростные и «Недурно». – Так?

15.12.2014
15:12

Жизнь духа и жизнь тела. (Продолжение)

    Начало тут. Как-то так получается, что из множества идеалов мещанскому достаётся гораздо меньше произведений, чем всем остальным. Об этом свидетельствует и . . .

11.12.2014
14:20

Жизнь духа и жизнь тела.

    До каких тонкостей доходят художники в своих драмах… Вот жил-был такой Клодт. Рисовал в академическом стиле (вырисован каждый листочек). Влюблён в красоту . . .

10.12.2014
21:07

Горловские рассказы.

    Я боюсь, чтоб эти рассказы не затерялись. Но так как не моё дело произведения искусства перепечатывать, я их сопровожу кратчайшим комментарием, касающимся . . .

01.12.2014
20:51

Злоба критика на критика.

    Я понимаю читателей, которым я надоел. Они наперёд знают, к чему я сведу очередной разбор: как бы к политическому доносу. Ну так этот опус я пишу для меня ещё не . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100