Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.11.2014 |
До краха СССР оставалось - сколько там? - лет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.11.2014 |
Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.11.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.10.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.10.2014 |
Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2014 |
Стихия изовранья на Украине или?..
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.10.2014 |
Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.10.2014 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.10.2014 |
Чудеса подсознания. Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘
Нет, от нас не спрятано, что ⌠я■ √ не только ⌠стих■, но и ⌠излом■, и ⌠гром■, и ⌠ручей■. Только до сознания как-то не доходит, что ручей-то √ вещный, гром √ не вещное нечто, а излом √ вообще┘ Не известно ж, чего он, излом. А там же ещё и ещё┘ ⌠всех■, ⌠ничей■┘ В качестве чего √ всех?.. То есть перед нами гимн чему-то до чрезвычайно неопределённому. Лирическое ⌠я■, понимаемое, как поэт, творящий стих, неявно очень сильно устремлён КУДА-ТО. И явлено это √ подсознанию читателя. Если я об этом пишу, то не потому, что я такой тонкий, что сумел своё переживание из подсознания перевести в сознание. Нет. Это сделали два специалиста, а я просто прочёл у них. И так как обычные люди специалистов не читают, а меня, интерпретатора, всё-таки читают, то я и решил их достижение популяризировать. Заодно и повиниться: не прав я, вроде. Я-то раньше считал глубину символизма чем-то аналогичным пословице: ⌠Не согрешишь √ не покаешься, не покаешься √ не спасёшься■. То есть неопределённое устремление к чему-то позитивному сопряжено, мол, с предварительным погружением в негативное. А где это негативное в данном стихотворении Бальмонта? Или оно предполагается всё же? Это ⌠я■ ведь ни с чем не считается: ⌠все возьму, у других отнимая■, ⌠Сильный тем, что влюблен■┘ Отвечают ли на его любовь взаимностью, не предполагается даже и помыслить. Впрочем, могу и забрать назад извинение. Ведь усматривается, что в становлении символизма есть ступени: 1) мир ⌠мечты, который был наделен положительным знаком■ (Смирнов. Смысл как таковой. С.-Пб., 2001. С. 30), 2) ⌠личная мечта невоплотима, она не совпадает с сущностной реальностью и потому должна быть передвинута в отрицательный план■ (Там же. С. 31). Так почему б не быть и третьей ступени, где к добру √ через зло? Но, пишут, не это главное в символизме, а то, что ⌠всякая вещь есть знак■ (Там же. С. 33). И ⌠ручей■, и ⌠Самоцветные камни■ (не знаю, как не вещи: ⌠гром■, ⌠переплеск■, ⌠переклички■). А то, что означает этот знак √ есть Что-то, есть ⌠наиболее абстрактная часть словаря естественного языка■ (Там же): ⌠изысканный стих■ в нашем случае. ⌠Поскольку высшая реальность не имела физического обличия <┘> ей придавался сугубо мыслительный характер■ (С. 36). √ Тот же стих. То есть √ написанное в тексте же. И √ летит к чертям теория Выготского о столкновении противочувствий и результате этого, применённых для выражения своего подсознательного. А символизм оказывается чисто образным искусством, на который теория Выготского не распространяется. И подсознательное в символизме есть эта подсознанием найденная образность для высшей реальности. (Может, потому Выготский и не публиковал свою ⌠Психологию искусства■, что понял, что не только противоречиями текста можно выражать подсознательное художника, но и подсознательной образностью, т.е. не только третьесказанием, скажем так, но и второсказанием √ иносказанием подсознательным.) К словам ⌠Все пойму■ можно, оказывается, применить глубокий комментарий: ⌠Ввиду того, что искусство, по мысли символистов, способно непосредственно, помимо чувственного опыта приобщать человека сверхреальности, оно перестанавливается в иерархической структуре познавательных ценностей на ступень выше по сравнению с эмпирической наукой, начинает конкурировать с ней, приобретает экспериментальный облик и делает одной из преобладающих свою когнитивную функцию■ (С. 39). И этого Бальмонт не мог осознавать. А, вот, применил. Или вот: ⌠Предо мною другие поэты - предтечи■. ⌠Познание надопытной области превращалось в процесс бесконечного приближения к искомым величинам; он не обладал итоговой точкой по той причине, что искомый объект имел нулевую степень выражения. Проектируя это представление в художественное прошлое, символисты рассматривали и литературную традицию в качестве многоступенчатого приближения к их собственному искусству. Отсюда принципиально допускалось использование всего прежнего литературного опыта. Все предшествующее искусство выступало под знаком определенного единства, на каждом историческом этапе можно было обнаружить приметы, сближающие историю и современность. Противопоставляя изменчивую природу наблюдаемой реальности, стабильности мировых сущностей, символисты утверждали, что ⌠...всякое произведение искусства символично по существу■. Разнородные и разновременные художественные явления унифицировались и синхронизировались, воспринимались как собрание фактов, увенчанное символистским творчеством■ (С. 40-41). И все эти грандиозности (чем выражено ЧТО) мне представляются порождением подсознания. И я, конечно, много себе позволяю. Ибо не наступило ещё время, когда можно экспериментально засекать подсознательное в его отличии от сознательного. И мне остаётся только ссылаться на авторитетов. На того же Смирнова: ⌠┘может статься, были безотчетными. Ср., например, звуковую фактуру стихотворения ⌠На озере Комо■, где в первой строфе рассредоточен фонологический состав ключевого слова┘
Через ⌠может статься■ сказано, но всё-таки сказано. В разбираемом стихотворении эта внутренняя рифма обнаруживается почти сплошь: Перепевные, гневные, нежные звоны Я - внезапный излом Я - играющий гром Я - прозрачный ручей Переплеск многопенный, разорванно-слитный Самоцветные камни земли самобытной и т.д. Всё это √ предпосылка музыкальности с её, в общем, неконкретностью, столь важной символизму. Жирмунский, правда, пишет, что ⌠внутренняя рифма сама по себе ещё не обозначает непременного присутствия ⌠музыкального■ стиля■, что для символизма нужны ещё ⌠затушёванность вещественного значения в слове, преобладание эмоционального элемента, выбор и соединение слов по признаку эмоционального воздействия■ (Рифма, её истории и теория. Петроград. 1923. С. 64). Есть ли это? Точно невнятен ⌠излом■ (чего?). ⌠Переплеск■ чей, угадать можно: ручья, упомянутого раньше двумя строчками и с точкой. Но не факт. Речь, вообще, о речи. И её это может быть переплеск. А уж она-то √ без ⌠вещественного значения■. Да и то, что ручей прозрачный, не добавляет ему вещественности. Так что ⌠затушёванность■ налицо. Не вещью, собственно, является и ⌠гром■. Качество ⌠Самоцветные■ ослабляет и вещественность таких материальных объектов, как ⌠камни■. ⌠Переклички■, являясь звуком, да ещё и ⌠мая■, ⌠сон■, ⌠стих■ √ того же не вещного рода. В том числе и по эмоциональному (радостному) принципу соединены: ⌠зелёный■ и ⌠май■, ⌠играющий■ и ⌠гром■, ⌠прозрачный■ и ⌠ручей■, ⌠самоцветные■ и ⌠камни■, ⌠юный■ и ⌠сон■. Я про что угодно могу на ходу сказать ритмически и рифмовано. Вот хоть про вышеописанное:
Из этого я делаю вывод, что фонологические изыски в стихах доступны только, во-первых, подсознанию, во-вторых, √ человеку, одарённому извлекать их из подсознания и записывать, так и не пропуская в светлое поле сознания. То есть почти то, что исповедовали и символисты на идейном уровне: высшее постижимо непосредственно. √ Вот, такой ещё, изысканнейший образ: внутренняя рифма √ образ высшего мира. Слабость всего приведённого выше анализа в том, что он весь ориентирован на синтез: на выражение, можно сказать, экстремистского идеала благого для всех людей сверхбудущего. (Неэкстремизм √ у Фофанова в 1896-м √ это если будущее не сверх-, а историческое, скажем, труднодостижимое; ибо Добро есть, достижимо.) А ведь представители обоих ветвей оба прекраснодушные мечтатели. И не видно, в чём общность их стихов из-за этой прекраснодушности. АЛЛЕЯ ОСЕНЬЮ.
Ну а в чём отличие? ⌠⌠...Всякая литературная школа, противопоставляющая себя старому искусству, всегда включает в свои манифесты в той или иной форме "верность жизни'', "верность действительности"■. В этом ряду символизм не был исключением. Мережковский возмущался Фофановым, вменяя ему в вину отрыв от реальности■ (Смирнов. С. 42). То есть Фофанов относительно символистов тоже должен был чувствовать себя ближе к жизни. И он будет ⌠будет отстаивать простые и строгие формы метрического единства, отчетливо доминирующие над многообразием словесного материала■ (Жирмунский. С. 19). Что мы буквально видим, сравнивая стих Бальмонта с фофановским. А глянем на такой: НАКАНУНЕ┘
Тут поэт имярек нарушает ⌠традиционную условность, мешающую проявиться живому индивидуальному многообразию поэтического материала: [он] будет способствовать всякого рода отступлениям от метрической схемы, замене более строгой метрической системы более свободным принципом (например, борьбе против силлабо-тонического стопосложения, разрушению однообразно-правильной строфической композиции в ⌠свободных стихах■); [он] будет культивировать enjambement (перенос), как нарушение монотонного ⌠метрического■ совпадения синтаксических групп с ритмическими, или неточную рифму, как диссонанс, нарушающий банальную привычность точных созвучий■ (Там же). Тут даже пунктуации нет. Чтоб чётче понять, что метрическое тут нарушено, перепишем стих:
Если у символистов (понимавших себя верными страшной действительности после краха народничества) в действительности этой так нехорошо, что идеал улетает аж в сверхбудущее, то про имярека что сказать? √ Ужас? А читаешь √ впечатление успокоенности, и впереди √ опять красота: уже не лета, а бабьего лета. √ Индивидуализм. И смею итогово предположить поконкретнее √ что-то околобуддистское. Могу я явить осознанное чудо и своего подсознания? 8 октября 2014 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.10.2014 |
Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.10.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"