Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.08.2024 |
|
19.08.2024 |
Второе продолжение претензий к Прилепину
|
18.08.2024 |
Продолжение попрёков Прилепину
|
17.08.2024 |
Ну что: давно я не ругал Прилепина?
|
15.08.2024 |
Кто: я! – против кого? – Дугина
|
13.08.2024 |
|
12.08.2024 |
Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та
|
11.08.2024 |
Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь
|
09.08.2024 |
Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский
|
07.08.2024 |
|
05.08.2024 |
|
03.08.2024 |
Ух, и уел же меня Никита Михалков
|
01.08.2024 |
Анекдот с попыткой госпереворота
|
31.07.2024 |
|
30.07.2024 |
Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает
|
28.07.2024 |
Культурная гегемония Запада над Россией
Так получилось, что я думаю, что в области культуры я наиболее что-то понимаю в живописи, в изобразительном искусстве. Оно не требует знания иностранных языков (а я их не знаю, за исключением литовского – со словарём, и я с Чюрлёнисом, больше всех литовцев вложившим в историю живописи, благополучно разобрался). О музыке мне вообще только молчать можно. И вот с точки зрения живописи я вынужден признать правоту такого вот вражьего голоса: "Слабое звено в проекте Путина по отрыву России от Запада является ни экономическим, ни военным. Слабое звено для Путина – культурное. На протяжении 300 лет подражание и погружение России в западную культуру было неотъемлемой частью её собственной эволюции. Китай и так называемый глобальный Юг не могут заменить Европу в качестве модели для российской культуры. Современная Россия, которая повернулась спиной к Западу, это Россия, которая отвернулась от самой себя. Радикальное антизападничество на самом деле создаёт Россию, которой никогда не было” (ТВ передача “Время покажет”. 20.06.2023. https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1421&start_record=2023-06-20-18-20). Признаю я правоту вражины в предположении, что живопись в России так и будет впредь вторична, а западная – впереди. И это надо объяснить, ибо у меня необычные взгляды. Во-первых, на реализм. Настоящим реализмом я считаю присутствие подсознательного идеала истины касательно социума, которую ещё никто не чует. Так среди картин Курбе, считающегося родоначальником реализма, я вижу только одну, “Происхождение мира” (1966), в которой Курбе провидит движение к засилью физиологии в обществе как, мол, перца жизни. Так эту картину 100 лет не показывали. И не на кого ей было влиять. И тогда открывателем реализма становится Крамской. И можно сказать, что говорить об отставании русской живописи в начале второй половины 19 века от западно-европейской нельзя по сути. А дальше пошло плохо всюду: и на Западе и в России. И там, и там художники академисты обслуживали всё новых и новых хозяев жизни, с их требованием, чтоб было, как живое. Тем же занимался и реализм-как-бы-поточнее-передать-то-что-видят-глаза или ещё хуже: социально пристрастные глаза. Для публики социально пониже. Ни о каком подсознательном идеале не могло быть и речи. И тут – рывок: символисты и импрессионисты. Эти уже стали выражать то, что глаза зрителя не видят. Когда общается подсознательный идеал художника с подсознаниями восприемников. Тут-то живопись вернулась в доакадемическое, доклассициское состояние, в котором Россия была повторяющей. А в результате описанного рывка опять стала повторяющей. Это отставание продлилось недолго. Наступил так называемый серебряный век, и Россия догнала, а чуть позже иногда и перегоняла. Но сталинизм всё, связанное с подсознательным идеалом, прихлопнул. А о редчайших прорывах подсознательного идеала централизованного социализма в произведение (Шурпин, “Утро нашей Родины”,1946 – 1948, Горский. “Без вести пропавший”, 1962), в настоящий соцреализм, можно не говорить. И Россия опять стала в догоняющих. И это длится по сей день. И это как-то плохо объяснимо. “Психология искусства” Выготского, выдвинувшая прорывную для искусствоведения идею приоритета подсознательного идеала, была переведена на английский лишь на 6 лет после её публикации в СССР. Но НИГДЕ эта теория художественности не была принята учёными для практики. Художники, правда, ею руководствуются стихийно всегда, если честны и не самообманываются. Но мне представляется что принятие её учёными положительно б сказалось на творчестве. От учёных бы она попала в школу. Это б массово подняло вкус выпускников. И художникам бы стало труднее врать в творчестве (творить от ума, а не от души, от подсознательного идеала). И живопись бы массово вернулась в положение произведений свободных художников, с чем, наверно, получше на Западе, чем в СССР и России. На Западе как-то смелее, а в России – потрадиционее, что может и давит свободу. И Россия б рванула вперёд. Тем паче, что на Западе либерализм скатывается в фашизм, а при нём не до свободы творчества. 20 июня 2023 г.
|
27.07.2024 |
|
26.07.2024 |
Сам я пишу плохо, но судить других берусь
|
24.07.2024 |
|
22.07.2024 |
Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"