Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.07.2024 |
Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»
|
||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
||
19.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)
"В деревне Норинской он жил. То есть жил, как все селяне, среди людей… просто жил, как жила вся русская советская страна. Если б не было этой ссылки, прямо говоря, не было б великого русского поэта Бродского [вряд ли это так, по крайнеё мере, ницшеанцем он стал сразу]… Я не к тому, что поэтов надо в ссылки отправлять. Бог с вами. Но в случае Бродского было именно так. И, чтоб не быть голословным, я сошлюсь на то, что Бродский за границей говорил одному итальянскому журналисту. "Возникло что-то более важное, более глубинное, что наложило отпечаток на всю мою жизнь: выходишь рано, в шесть утра, в поле на работу, в час, когда восходит солнце, и чувствуешь, что так же поступают миллионы и миллионы человеческих существ. И тогда ты постигаешь смысл народной жизни, смысл, я бы сказал, человеческой солидарности. Если бы меня не арестовали и не осудили, я бы не имел такого опыта, я был бы в чем-то беднее. В каком-то смысле мне повезло…”" (https://www.youtube.com/watch?v=XDp1rx8PRcM). Вот как текст выглядит более полно: "- Извините, у меня складывается впечатление, что вы вспоминаете об этих месяцах, как, если можно так выразиться, о счастливом времени. - С одной стороны, мне было очень тяжело. Настоящее потрясание петроградского молодого человека, весь опыт которого сводился, самое большее, к геологическим экспедициям в молодёжной компании. Все знают, что такое сельское хозяйство, особенно в России. Северную деревню ни одна беда не миновала. И со стороны природы, и со стороны властей. Тем не менее это был один из самых плодотворных периодов моей жизни. У меня было много свободного времени. Климат там суровый, иногда даже из дома нельзя выйти. Вот я много читал и писал. Сначала мне нравилось воображать себя героем некоторых стихотворений Роберта Фроста [мотивы безысходного одиночества и отчужденности, стихи насыщены метафизическим подтекстом. Стоик. Идеал христианоподобный: благое для всех сверхбудущее]. Но потом возникло что-то более важное, более глубокое, что наложило отпечаток на всю мою жизнь. Выходишь [и т.д. см. выше]" (https://baza-knig.ru/biografiya/34215-kniga-intervyu-iosif-brodskiy.html). Казалось бы, солидарность – хорошо. Но. На каком скучном (и однообразном) уровне! Тем более скучном, что оно массовое. На чёрта вообще жизнь на Этом свете, если ТАК скучно!? Прохристианский Фрост послужил тем, от чего надо оттолкнуться. Это, увы, шаг к осознанию ницшеанства. Но. Может, поэт умеет выбрасывать из сознания то, что является его сокровеннейшим, когда он его берётся выражать? Противоположно чувству, которое исчезает, когда начинаешь о нём думать. И тогда, может, в обретении такого умения и состоит "отпечаток на всю мою жизнь”? * По Прилепину Бродский чувствовал себя неотличимым от народа. И в доказательство декламирует:
Но. Меня смутило "Лицом в поля, к движению спиной”. Недавно, мне привелось проверять, сеялка ли изображена на картине. Я искал сеялки 60-х годов. То же время. Так на фотографиях тех лет, хлеборобы лицом к движению стоят. Я посмотрел сейчас чертёж, как устроена сеялка тех времён. Если человек повернётся спиной к движению, он отвернется от рычагов управления. Чем он тогда занимается? Персонаж занимается созерцанием. А это вряд ли мыслимо, работая. Персонаж летает мыслью во времена Моцарта (тот пудрил волосы). Ассоциация с пылью, неизбежной при посеве. Тут нормально. Но "мой сапог касался рычага” – невозможное, если повернуться спиной к движению. Заподозрил, что борона не к месту при сеянии. Нет. Оказалось, к месту. Их сцепляют. Зато несуразица "Топорщилось зерно под бороной”. Борона выравнивает поверхность над посаженным в глубь зерном. В общем какая-то белиберда плюс отстранённость веет. Признаюсь, я принялся рыть-разоблачать после прочтения такого пассажа: "Александр Кузьмич Булов, тракторист совхоза “Даниловский”, о котором говорится в стихотворении “А. Буров — тракторист и я, сельскохозяйственный рабочий Бродский…” рассказывает о поэте иначе, видимо, работа с подсобным рабочим Бродским не доставляла особого удовольствия. По воспоминаниям Булова, при работе с таким напарником нельзя было получить премии: “И все через него, лентяя. Пока он с Норенской до работы дойдет три километра — опоздает; потом, если сеялку на поле заклинит, от Иосифа пользы никакой. Мерзнуть будет, лишь бы не вспотеть. Мешки поворочает, сеялку кое-как затарит зерном, а больше ни-ни. <…> С ним я с год всего проработал, да и то старался, если можно было, не брать его… А в архивном отделе администрации МО “Коношский муниципальный район” имеется приказ № 18 по совхозу “Даниловский” Архангельского треста “Скотооткорм” от 22 марта 1965 года: “За допущенные неоднократно прогулы в 1964 и в 1 квартале 1965 года: январь — 10 дней, феврале — 1, 2, 3, 5, 6, 19, 24, 25 всего 8 дней и 19 марта рабочему совхоза отделения № 3 Бродскому Иосифу Александровичу объявить — выговор. Предупредить в последний раз тов. Бродского Иосифа Александровича, что если еще раз с его стороны будут прогулы без уважительных причин к нему будут приняты более строгие меры взыскания вплоть до увольнения из совхоза без каких-то предупреждений. Ст. рабочему деревни Норенская тов. Пестереву К.Б. выдавать наряд Бродскому, как и всем рабочим в помещении с/с (сельского совета. — Авт.) в определенное время. При неявке за нарядом Бродским И.А. считать прогул без уважительных причин. Настоящий приказ довести до отделения милиции Коношского РИК”. Раз отправлен на перевоспитание, будь добр — работай и не бунтуй” (https://magazines.gorky.media/znamia/2010/10/chuvstvovalas-v-nem-kakaya-to-duhovnaya-vozvyshennost-8230.html). То есть не чувствовал себя Бродский заодно с народом. Чихать ему было на исполнение обязанностей. Они были для него та же ненавистная обязаловка, какою представлялась вообще вся жизнь на Этом свете. И не только жизнь. 14 июня 2023 г.
|
||
10.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (2-е продолжение)
|
||
08.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (Продолжение)
|
||
07.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не занимался ничем иным, кроме сочинения художественных произведений
|
||
04.07.2024 |
Какая может быть логика у вывода, что массовых репрессий 1937-8 гг. вообще не было
|
||
03.07.2024 |
Новый (для меня) вид импрессионизма
|
||
30.06.2024 |
Я понимаю, почему большинству отвратительно натурокорёжение
|
||
28.06.2024 |
|
||
18.06.2024 |
|
||
17.06.2024 |
И Никита Михалков свалился раз в антисемитизм
|
||
15.06.2024 |
«Полюбилась» мне предательница Вольтская
|
||
15.06.2024 |
«Полюбилась» мне предательница Вольтская
|
||
13.06.2024 |
Меня пленяет трудность как таковая
|
||
09.06.2024 |
|
||
02.06.2024 |
|
||
29.05.2024 |
Молодцы* были американцы, когда издевались над собой
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"