TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

     

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме автора произведения, не почуял. Очень редки случаи таких озарений. Если годится такое слово для подсознательного идеала истины, тем паче, что озарение может быть самообманом объективно. Как, например, с Бабелем 20-х годов. Он поверил, что социализм скоро наступит и здорово переделает всех плохих людей в хороших (и потому с любовью описывал мерзавцев). А строился не настоящий социализм (с отмирающим государством), а лжесоциализм (с тоталитаризмом). С имперсонализмом. Бездушием по отношению к личности. И это – в эпоху-то полного выхода масс на арену Истории.

    Начался этот выход, наверно, с Великой Французской революции. Продолжился в середине 19 века в виде массовых армий. И это – имперсонализм – было плохо. Но мало кто это плохое почуял. А Верещагин – сумел.

    Верещагин. Забытый. 1871.

    Так тут "…в трупе солдата, забытом в азиатской степи (этот последний как раз не лишен величия)” (М. А. Чернышева).

    Тут Верещагин ещё не дошёл до максимума выразительности. (И то его заставили картину уничтожить.)

    Зато тут он дал себе волю.

    Верещагин. Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). 1878-1879.

    Что идеал истины (“фэ” имперсонализму) был у Верещагина подсознательным, говорит его воспоминание об этом эпизоде, в котором и он участвовал лично:

    ""Войска стояли левым флангом к горе св. Николая, фронтом к Шейново. Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко поднявши над головою фуражку, он закричал…: Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы! Слезы были у него на глазах”, – вспоминал Верещагин” (https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21836).

    И, как вы думаете, в словах Верещагина нет сопереживания Скобелеву? Уж Верещагин-то точно скакал, отставая от Скобелева, и слёз того видеть не мог, а только – сочувствуя знал о них.

    Ведь это он себя,

    торжествующего*, с высоким выпуклым лбом, вписал в картину.

    Нет, можно, конечно, сказать, что это у Верещагина элементарный пацифизм выражен и что это простая иллюстрация знаемого, то есть даже и вряд ли произведение прикладного искусства. Что это околоискусство. Но, думая о верещагинском сочувствии слезам Скобелева, можно вызвать мыслью сегодняшнюю специальную военную операцию на Украине, эту исключительную войну, никогда, наверно, до сего дня не бывавшую в истории. – Что если что-то подобное мерещилось подсознанию Верещагина? Сбережение солдат в первую очередь в пику имперсонализму… Тогда это подсознательный идеал, чующий начало эпохи войн с участием огромных масс людей и сопровождающихся массовой смертью.

    16 сентября 2022 г.

    *- Это потому, что нет никакого “фэ” имперсонализму у Верещагина. Как факт. У него нет непосредственной психологической связи между первым планом, где преобладают трупы русских, и торжеством на втором плане. Непосредственная психологическая связь (безразличие к убитому в такой картине)

    Жером. Смерть маршала Нея. 1867.

    означала бы, да, протест против имперсонализма. Но Верещагин “обогащает рассматриваемую формулу репрезентации исторического события темой исторической памяти, которая отсутствовала и в “Убийстве герцога де Гиза” Делароша, и в “Смерти Цезаря” и “Смерти маршала Нея” Жерома. Условием этого выступает усиление временной и ослабление психологической дистанции между первым и вторым планами композиции. В отличие от описанных картин Жерома, в “Шипке-Шейново” дальняя и ближняя сцены разведены не как два смежных эпизода, а как два более крупных периода – настоящее и прошлое (пусть это “настоящее” – “сегодняшнее”, а “прошлое” – “вчерашнее”). На фоне дальней сцены, пронизанной радостью жизни и остротой сиюминутности, ближняя сцена, заваленная мертвецами, застывшая в прямом и переносном смысле слова, становится воплощением перехода в прошлое, но в такое прошлое, память о котором наполняет настоящее и влияет на понимание настоящего. Подобное впечатление не возникало бы, если бы сцены поменялись местами. Зритель должен пройти сквозь “прошлое” первого плана, чтобы добраться до “настоящего” второго плана. Здесь же его не встречает бесконечная даль: в глубине сцена замкнута горной грядой и вытянувшейся у ее подножия шеренгой русских полков. Они, хотя как будто и не сосредоточены на зрелище поля боя, обращены к нему фронтом. А Скобелев со свитой стремительно скачет вдоль шеренги, отклоняясь в направлении к первому плану. Таким образом, зрителю не дано уйти от “прошлого”, он возвращается к нему из “настоящего”. Кроме того, в “Шипке-Шейново” персонажи ближней и дальней сцены не являются противоборствующими сторонами: среди убитых на первом плане все-таки и численно, и визуально преобладают русские, а не турки; в составе русских полков на втором плане наверняка есть те, кто уцелел в битве. Т. е. две сцены дистанцированы в пространстве, во времени, нарративно и эмоционально, но психологически не отчуждены друг от друга так, как у Делароша и Жерома. Перед нами на первом и втором планах как бы две ипостаси одной сущности – русского войска. Это поддерживает тему исторической памяти, способствуя ощущению не столько того, что время длится через переход от одного своего отрезка к последующему (как это было в “Смерти маршала Нея”), сколько того, что оно приобретает дополнительное содержание через проявление прошлого в настоящем. В “Шипке-Шейново” жертвы неумолимой истории не забыты, память о них жива” (Чернышева).

    - Скобелев не отклоняется в направлении к переднему плану. Слёзы его на картине не видны. И непосредственная психологическая связь (забвение об убитых) есть, а не нет. Но она, да, ослаблена временной дистанцией как вчера от сегодня. Так результат такого ослабления можно объяснить и не как гордость за погибших и память о них (тоже имперсональные сущности), а как неосознанную мечту о преодолении имперсональности, когда политика, стратегия и тактика – солдат беречь, а не победа любой ценой. Именно потому на первом плане трупы русских. Это укор, а не память.

    16.09.2022.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100