Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.02.2023 |
Есть этика счастья, а есть этика долга
|
20.02.2023 |
|
19.02.2023 |
2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов
|
18.02.2023 |
|
15.02.2023 |
|
14.02.2023 |
Теряю, теряю я ценных читателей
|
11.02.2023 |
Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову
|
10.02.2023 |
|
07.02.2023 |
Удивляют меня жители Западной Европы
|
05.02.2023 |
|
03.02.2023 |
Ура! Болезнь
Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы (подсознательные), большинству невнятные. Вчера я прочёл и поверил вот чему: "Философ и психолог Вадим Петрович Руднев утверждает: “Авангардная культура это всегда шизофреническая культура”” (https://proza.ru/2019/03/25/1357?ysclid=l7pvwcui0369345267). А сегодня я решил проверить на деталях, если получится, слова Эфроса: "…если чем особенно и силен кубизм, то именно железной цельностью своих живописных построений, той совершенно гранитной устойчивостью, которыми отличаются сооружения, воздвигаемые кубизмом из частей распавшихся на составные элементы предметов” (https://thebooks.su/read/358804-profili.html). Я подумал: на меня когда-то произвёл-таки впечатление кубистский портрет Пикассо, созданный Грисом. Наверно, похожестью на лицо Пикассо впечатлил. Грис. Портрет Пикассо. 1912. Холст, масло. И ещё подумал: вдруг мне откроются эти поражающие Эфроса "совершенно гранитной устойчивостью” построения кубизма. То есть откроется не надуманность, а естественность. Что за устойчивость от куба 1? – Как раз не устойчивость, а неопределённость, по-моему. Потому что становится не понятно, где левое плечо натуры: 1 или 2? Фон больше всего меня интересовал. Что за устойчивость кубистская там? Там – прямоугольность, отсутствующая во всех остальных местах портрета. – Ладно. Отличие обосновано тем, что это всё-таки фон. Общее в том, как положены мазки – крошечные точки, как у импрессионистов. Но. Во-первых, они не являются ничем геометрическим. Во-вторых, кубисты как раз отталкивались от импрессионизма из-за утери тем формы (из-за этих точек линий, мол, нигде нет). Так разве что линию счесть равнозначной кубу и цилиндру… Линии действительно везде выражены чётко и объединяют стильно весь холст. Ещё гнутую плоскость не надо ли возвести в тот же ранг? Цилиндричность в одежде и книге как-то слабо выражены. А гнутые плоскости есть даже в лице и волосах. Тогда единство всей картины назвать словами можно так: гнутые и негнутые плоскости. И в этом – работа того подсознания, которое обеспечило указанное органическое единство произведения, выполняя замысел сознания выразить мощь, мол, науки (то есть – математики, то есть – геометрии). Если быть формалистом, то перед ним новость, и ура: органическое единство (эстетическая ценность) обеспечена гнутыми и негнутыми плоскостями всюду-всюду. Оно же – идейное единство: мощь науки. А подсознательным идеалом выражено следствие из такой Скуки Этого мира, как царящий Распад, Смерть, бессилие науки. Анекдот в том, с чего я начал писание статьи – спросил поисковик: “(Несчастье | беда | болезнь) художника Гриса”. И Гугл (не Яндекс) нашёл в первом же сайте списка: "Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника” (https://vakin.livejournal.com/417798.html). Я-то не формалист. Мне важно нейти то нецитируемое, что всё в произведении породило (кроме того, что порождено сознанием). Я рассуждаю просто: ужасно корёжит автор натуроподобие – значит это от чрезвычайно переживаемой негативности какой-то. До конца XIX века выражения такой чрезвычайной негативности стеснялись. А потом перестали. Тем паче, что формалисты ввели в достоинство средства выражения этой чрезвычайной негативности, будто не её они выражают, а нечто цельноположительное. Это как я такую передачу слышал на русскоязычном ТВ Израиля. Журили русскоязычных, что они не обращаются к врачу, если болит у них не тело, а душа. Считают это стыдным. Тогда как можно взглянуть на обращающихся (нерусскоязычных) как на людей сильных, мужественных. 7 сентября 2022 г.
|
02.02.2023 |
Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?
|
01.02.2023 |
Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
|
31.01.2023 |
|
30.01.2023 |
|
29.01.2023 |
Как же я виноват перед Розановой…
|
28.01.2023 |
|
27.01.2023 |
|
26.01.2023 |
|
25.01.2023 |
Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"