TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

     

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для такого, в котором есть странные для своего времени детали, которые можно объяснить выражением подсознательного идеала автора. Для произведений неприкладного и прикладного искусства я б разрешил общее им свойство экстраординарности называть эстетическим. И чтоб понимали эстетическое как органическую целостность, то есть когда в любой детали чувствуется идея целого.

    Тогда обсуждать Памятник освободителям Риги можно только так: эстетичен он или нет.

    Центральная колонна, вроде, имеет органическую целостность.

    "Монумент, созданный по концепции художника-архитектора Бугаева, в разрезе представляет собой пятиконечную звезду, пять лучей которой символизируют пять лет героической борьбы с нацистским оккупационным режимом за освобождение Родины” (Википедия).

    Пятиконечная звезда являлась символом Красной Армии и пять лет, в течение которых шла война (1941 - 1942 - 1943 - 1944 - 1945), хорошо согласуются друг с другом. Вознесённость звезды символизирует головную светящуюся часть салютного разрыва в небе. Салютуют – при победе. Всё хорошо.

    Но так – по идее. Лучистость колонны видна только при смотрении сверху. А колонна имеет высоту 79 м. Снизу лучистость не видна. Тем более, что она осложнена идеей фейерверка в честь Победы – звёзд пять.

    Но фейерверк ассоциируется с веером, символом размаха и свободы. Тут же – строгая параллельность. Наверно, подстать Памятнику Свободы в Риге же, где тоже возносятся звёзды (три звезды).

    Не способствует пятилучию и основание колонны. Оно то ли треугольное, то ли шестиугольное.

    Ненатурализм человеческих фигур, возможно, следование за руками Свободы в рижском Памятнике Свободы. Но здесь они гораздо грубее. Или это считается монументальностью.

    Что солдаты делают? Они принесли освобождение от нацизма и мир. – Дело грубое. Их внешняя грубость и соответствуют этому делу. Их монументальность соответствует ценности в веках этого дела.

    Но это – при добром отношении.

    А сама по себе грубость неприятна.

    Корёжение натуроподобия, развившееся начиная со стыка 19 и 20 веков и продолжающееся до сих пор, связано с катастрофическим разочарованием художников у кого – в действительности, у кого – в будущем, а у кого – вообще во всём Этом мире. Так поначалу их очень ругали, и было немыслимо зарабатывать себе на жизнь этой деятельностью, тем более – снискать славу. И так грубили только фанаты художнической честности. Но капитализм сумел и ужасности приспособить, как и прекрасности, для функции быть резервной валютой. И грубить стали и жулики от искусства. Я сам раз нечаянно подслушал откровение своего учителя по изокружку при Доме офицеров. Он был штукарь. Воспользовался тем, что считался освободителем Каунаса, и сделал карьеру на писании картин на актуальные темы. Дело было на его персональной выставке в Доме офицеров. И он сказал товарищу: “Понимаешь, теперь не в моде гладкая живопись”. – Вот такими штукарями, подозреваю, оказались и создатели памятка освободителям Риги.

    Несколько менее груба встречающая солдат-победителей Родина. Но как неестественно она их встречает.

    Что за простыню она несёт?

    Скульпторы – народный художник Латвийской ССР Лев Владимирович Буковский (1910-1984) и Айварс Мартынович Гулбис (1933 г.р.), при участии Леонида Владимировича Кристовского (1923 г.р.). Архитекторы – Эрмен Рейнхольдович Балиньш (1932 г.р.), Эдвин Альфредович Вецумниекс (1935 г.р.) и Виктор Августович Зилгалвис (1929 г.р.)…

    Живя в Каунасе в советское время, я обратил внимание, как ловко литовские художники насмехаются публично над советской властью. – Вот это, -

    статуя Свободы, посаженной как бы на кол советской властью, - было поставлено в начале Лайсвес аллеи (аллеи Свободы), главной улицы Каунаса, которой вернули это название в 1961 году (был Сталинский проспект). И ничего. Никто не замечал подвоха. – Не сотворили ль подвох латышские деятели искусств и в Риге?

    .

    Дело это тонкое. Никакого несчастья от нечувствительности к изонасмешке не случается. В Каунасе Свободу на колу не уничтожили теперь, а просто сдвинули с центрального положения на улице на боковой тротуар. Может, надо было в течение 8 лет перед СВО на Украине, попросить Латвию отдать Памятник России? Знали ж, к чему, в общем, идёт. – Не пришлось бы обходить теперь молчанием, что там правы, что никакая часть Памятника не имеет художественной ценности.

    24 августа 2022 г.

     

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

11.01.2023
19:35

Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»

    Я был так увлёчён разоблачением одной искусствоведши, что мне было не до смотрения фильма, идущего по ТВ. А потом я статью кончил, встал из-за стола и включил . . .

10.01.2023
13:22

Либералке плевать на эстетическое качество

    Я прочёл у либеральной искусствоведши: "У Перова есть, например, чудовищная картина на материале русского раскола — “Никита Пустосвят”” (Ельшевская) . . .

09.01.2023
18:13

Ух ты, какой петух, Пьецух!

    Когда я дочитал до места, где к Марку пришли ночью чекисты (а это 1950 год), мне захотелось узнать, когда Пьецух рассказ “Шкаф” написал. – Оказалось – в 1997-м. И я . . .

08.01.2023
13:25

Что могли б похвалить либералы

    Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на . . .

07.01.2023
15:59

Притянуть, что ли, политическую ноту?..

    С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают . . .

05.01.2023
15:05

Надо закрепить достигнутое

    Речь о Тимуре Новикове, ленинградском художнике нонконформисте (1958 - 2002). Нонконформизм – это неприспособленчество. Не нравилась ему обязательность соцреализма, . . .

04.01.2023
18:37

Горе от ума

    Иногда, чтоб понимать, что я читаю, мне приходится отвлекаться на чтение статей и книг авторов, чьи мысли употребляет тот основной автор, которого я читаю. И очень . . .

03.01.2023
20:28

Ещё про ЧТО-ТО

    ,Õочется начать с полусумасшедшего признания… Как бы интимного. – Вдруг напряженная честность с самим собой мне поможет?.. В ходе эстетического . . .

02.01.2023
23:01

Красяво

    Вообще-то я не думал писать о художнике Синеве. Хоть меня, можно сказать, просили. Его репродукция помещена на одном сайте как повод для, так называемого, . . .

01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100