TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю.

    Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я ничего у Л.Н. Толстого, написанного ранее “Семейного счастья” (1859), не разбирал. Какой у него был подсознательный идеал, не знаю. Так что нечего ограничивать себя с этой стороны.

    Это я смотрю фильм Фоменко по Льву Толстому “Семейное счастье” (1969). Смотрю и чувствую, что предопределённость (столь непереносимая ницшеанцу, каким я подозреваю Фоменко уже в 1969 году) не могла быть у Толстого.

    Я смотреть бросил и стал читать самого Толстого. – Так и есть. У Толстого обычный ход повествования от первого лица:

    "Мы носили траур по матери, которая умерла осенью, и жили всю зиму в деревне, одни с Катей и Соней”.

    Внешнее, климатическое угнетение. Только пятый абзац обещает какое-то освобождение:

    "В марте приехал опекун”.

    "Я”-повествовательница спокойно вводит в курс дела. Никакой предвзятости. Просто так было, что она, 17-летняя, увядать стала от траура.

    У Фоменко всё начинается с громкого чирикания какой-то птички. Майский соловей, пожалуй. И – драматическое фортепиано, а потом не менее драматическая скрипка. Это предвзятость: жизнь – плохо устроена. Как факт – в кадре плохо нарисованные декорации на театральной сцене.

    Маша, главная героиня, за кадром говорит:

    "Ну вот мы снова в Покровском”.

    То есть после чего-то и чего-то. У Маши дети. То есть “я”-повествовательница не синхронна, как у Толстого, с рассказываемым происходящим (и для неё, толстовской, ничто не предопределено), а наоборот. Она у Фоменко рассказывает то, что случилось в прошлом, и чего не изменить. Род предопределённости. Что есть несвобода и угнетает ницшеанца Фоменко.

    А как роскошно Толстой описал естественно расцветшую взаимную любовь Маши и Сергея Михайлыча… Фоменко это пропустил. У него не история счастья.

    А как Толстой освятил эту любовь религиозным переживанием Маши (фантастика! аж позавидовать можно истинно религиозным людям)… Фоменко (ницшеанец враг христианства) и это опустил. (Христианство, пожалуй, красивее, чем метафизика ницшеанства.)

    Очень я удивляюсь, как по-разному сделана сцена признания в любви, происшедшая из-за решения Сергея Михайлыча завтра уехать в Москву. По Толстому Маша предвидела, что никуда он не уедет. А по Фоменко она ему чуть не в истерике призналась в любви первая, чтоб он не уезжал.

    И вдруг… Толстой стал в позицию Фоменко и сделал, что “я”-повсествовательница, Маша, из синхронной с действием рассказчицы сделалась вспоминающей:

    "— За что? За что?— все еще твердила я, а в душе у меня было счастье, навеки ушедшее, невозвратившееся счастье”.

    Это Фоменко, конечно, не вырезал.

    Впрочем, кажется и прежде такое проскакивало, но не так резко.

    Вообще, купаясь в извивах чувств, читая Толстого, я как вкусное вино пью. С Фоменко не так. С ним – непрерывное напряжение.

    Уже и здесь есть, как в будущем у Кити с Левиным, взаимное чтение мыслей друг друга… – Сласть!

    Как же всё полетит в тартарары… Не потому ли у Фоменко такой скучный интерьер.

    Тревожный оранжевый закат, тогда как у Толстого "это была такая ночь, какой уж я никогда не видала после. Полный месяц стоял над домом…”.

    (Правда, опять Толстой выскочил из времени повествования, как бы оправдывая будущего Фоменко.)

    И всё-таки у Толстого – упоение каждой секундой сейчас текущей жизни, а у Фоменко знаешь, что этот монолог Маши после всего. Вообще, у Толстого такая полнота зрения…

    "— Отчего ж он боялся полюбить иначе [не как дочь]? — чуть слышно сказала я, сдерживая свое волнение, и голос мой был ровен; но ему он, верно, показался шутливым”.

    У Фоменко (это ж всё-таки не литература, где можно мысли читать) не “сдерживая своё волнение”, а здорово волнуясь. И уж вовсе нет перескакивания её точки зрения с себя на Сергея Михайловича. – Экранизация и тут слабее первоисточника.

    А вообще… Я читаю роман и начинаю чувствовать неумолимое тягостное стремление всего к неизбежному взрыву. Аж скучно. Как будто Толстой стал ницшеанцем, изнывающим в подробностях от скуки Этого мира с его неотвратимыми законами, ведущими к несчастью. И даётся это на материале общей влюблённости в Машу всех, так ей кажется, в Петербурге.

    Я одним духом дочитал роман до конца. – Нет, Толстой не Фоменко. Он не впал в крайнее отчаяние оттого, что нет на Этом свете вечной и неизменной взаимной любви. – Ну что, что нет! Зато есть изменяющаяся во времени.

    А теперь досмотрим фильм.

    Странно. Почему Фоменко опустил поцелуй итальянского маркиза. Оставил ему только слова: “Я люблю вас!”. Толстой ему прямой речи не дал, а только – нюансы чувственного восприятия его Машею. – Хотя… Фоменко ничего другого и не оставалось: в его произведении только два действующих лица.

    Ну вот. Я фильм досмотрел. Умиротворения, к какому в конце привёл Толстой, я с Фоменко не пережил, хоть слов Толстого он, вроде, не выбрасывал.

    Жаль, что я не могу найти ту тонкость, какую применил Фоменко, чтоб отличиться от Толстого.

    .

    Я поставил дату и пошёл готовить себе обед, раздумывая, какими словами мне признаться, что вот и наступил случай, когда не сбылась моя надежда, и по ходу писания статьи меня не озарило, в чём секрет разбираемого произведения. И включил телевизор. Готовлю и слышу – сегодня день рождения Маргариты Тереховой. И меня, наконец, озарило… И стало понятно, почему Фоменко лишил свою Машу поцелуя итальянца.

    А в фильме Машу играла Терехова.

    Лицо и манера поведения Тереховой – ярчайший образ женского непостоянства. Можно было Машу поцелуя лишить – это ничего не меняло. Терехова – образ того ненавистного в Этом мире для ницшеанца Фоменко, о чём Пушкин написал: “А милый пол, как пух, легок”.

    Когда я читаю у Толстого слова, наконец, умиротворения Маши, я им верю, потому что у меня перед внутренним взором не стоит такое лицо, как у Тереховой. А когда я эти же слова слышу с экрана из уст Тереховой, я им не верю.

    Фоменко гений, наверно.

    25 августа 2022 г.

     

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

11.01.2023
19:35

Почему я не стану смотреть фильм «Дорогие товарищи!»

    Я был так увлёчён разоблачением одной искусствоведши, что мне было не до смотрения фильма, идущего по ТВ. А потом я статью кончил, встал из-за стола и включил . . .

10.01.2023
13:22

Либералке плевать на эстетическое качество

    Я прочёл у либеральной искусствоведши: "У Перова есть, например, чудовищная картина на материале русского раскола — “Никита Пустосвят”” (Ельшевская) . . .

09.01.2023
18:13

Ух ты, какой петух, Пьецух!

    Когда я дочитал до места, где к Марку пришли ночью чекисты (а это 1950 год), мне захотелось узнать, когда Пьецух рассказ “Шкаф” написал. – Оказалось – в 1997-м. И я . . .

08.01.2023
13:25

Что могли б похвалить либералы

    Сколько я ни занимаюсь анализированием живописи, я остаюсь потрясающе слеп к деталям. Никогда не обращал внимания в “Последнем дне Помпеи” (1834) Брюллова на . . .

07.01.2023
15:59

Притянуть, что ли, политическую ноту?..

    С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают . . .

05.01.2023
15:05

Надо закрепить достигнутое

    Речь о Тимуре Новикове, ленинградском художнике нонконформисте (1958 - 2002). Нонконформизм – это неприспособленчество. Не нравилась ему обязательность соцреализма, . . .

04.01.2023
18:37

Горе от ума

    Иногда, чтоб понимать, что я читаю, мне приходится отвлекаться на чтение статей и книг авторов, чьи мысли употребляет тот основной автор, которого я читаю. И очень . . .

03.01.2023
20:28

Ещё про ЧТО-ТО

    ,Õочется начать с полусумасшедшего признания… Как бы интимного. – Вдруг напряженная честность с самим собой мне поможет?.. В ходе эстетического . . .

02.01.2023
23:01

Красяво

    Вообще-то я не думал писать о художнике Синеве. Хоть меня, можно сказать, просили. Его репродукция помещена на одном сайте как повод для, так называемого, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100