TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

     

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был государственником. Я ахнул и полез его проверять. Для этого понадобилось читать работу Ленина “Государство и революция” (я её никогда не читал). Став её читать, я опять мысленно ахнул: оказалось, что моё собственное сермяжное мнение, что такое настоящий социализм, оказалось написанным в этой книге. В двух словах: государство – отмирающее.

    Ленин писал книгу буквально перед Октябрьской революцией, при подготовке к ней. И как только она произошла и победила, Ленин стал государственником, централистом. И за ним эта тенденция так и не прервалась.

    А мне какими-то неведомыми путями его дооктябрьская идея вошла в голову, создавая впечатление, что это я её породил.

    Точно то же случилось со сталинской книгой “Экономические проблемы социализма” (1952). Я её не читал, а она в меня каким-то образом вошла. Мне было 14 лет, и у меня чуть ли не сердце остановилось из-за радости от лицезрения начала прихода коммунизма. – Я зашёл в книжный магазин – я покупал очень дешёвые брошюрки серии “Научно-популярная библиотека солдата”. Зашёл, а там перестановка. Появился журнальный столик. За который можно было присесть. А на столике лежали рекламные проспекты разных издательств с планами изданий литературы на текущий год. Я случайно посмотрел на заднюю обложку. А там… нет цены! “Начинается! – Подумал я. – Начинается коммунизм!”

    А что думал Сталин?

    Атомной войны он не боялся и обоснованно: атомных бомб у США было немного. Они не давали победы в войне. План же построения коммунизма предполагал такое:

    "…ликвидацию разрыва в области заработной платы между работниками физического труда и работниками умственного. Точнее, между элитой и теми, кем она руководит… сократить рабочий день. По крайней мере, до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования... Для этого нужно коренным образом улучшить жилищные условия… [идти] путём дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления…” (https://ss69100.livejournal.com/1932682.html).

    Всё! Как по рельсам! Наш паровоз вперёд летит в коммуне остановка. Не надо рваться вверх, надо рваться вдаль. Это проникло не только в меня, но и в Шурпина. Можно сказать – в его подсознательный идеал, потому что я более чем уверен, что в 1946 году он почуял то, чего другие, среди разрухи и голода 1947 года, может, и не чуяли, или сознавали как-то смутно, что теперь, после ТАКОЙ победы в войне строительство теперь – уже коммунизма – пойдёт глаже, чем в 30-х строительство социализма.

    Шурпин. Утро нашей Родины. 1946-1948.

    Такую выраженность горизонтальной компоновки подсказал подсознательный идеал. Другие так не вытягивали.

    Пластов. Сенокос. 1945.

    Чуйков. Утро. 1947.

    Кенбаев. Молодой акын. 1950-е годы.

    Абдуллаев. Огни Мингачевира. 1948.

    Поэтому я не могу согласиться со словами Ельшевской:

    "И важно, что пейзажные композиции горизонтально ориентированы — не устремленная вертикаль, не динамически активная диагональ, а горизонтальная статика. Это мир неизменный, уже свершившийся” (https://arzamas.academy/materials/1204).

    Строительство, вернее, предательство коммунизма не пошло по сталинскому пути. Но это уже не касается Шурпина. В 1946 году он чуял будущее верно. Оптимизм бушевал. И соцреализм “Утра нашей Родины” является редкостным исключением, произведением первого сорта, рождённым подсознательным идеалом.

    Эта картина и для самого Шурпина исключение (см. тут). Он, видно, очень скоро разочаровался в своём недоосознаваемом прозрении будущего, и стал воспевать убогую свою родину.

    У соцреализма бывали короткие взлёты первоклассного искусства. Из-за самообманов, можно сказать, их авторов. Таков ранний Бабель. Ну поверил он в 20-х годах на короткое время, что скоро настанет таки социализм, и это буквально переродит здорово плохих людей в хороших. И это было из ряда вон: любить мразей. Потому что большинство авторов так или иначе оппонировали советской власти, подсознательно, и потому достигали художественности и славы, ибо власть не замечала диссидентства. Авторы сами этого не замечали. Потому что имели подсознательными идеалами, в частности, социализмы, отличающиеся от сталинского, например, ещё более заорганизованный (у Родченко) или, наоборот, настоящий, как описано выше (у Пименова).

    Поэтому нельзя согласиться и с такими словами Ельшевской:

    "Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наемными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников революционной России… И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к исполнению”.

    То-то и оно, что сознательно было исполнение, а подсознательно – нет. Почему и получалось классно. А почему? Думалось, что от следования путём соцреализма, когда его в произведениях не было. Взять того же, но позднего Бабеля. Или Пименова. Или Нестерова, Герасимова, Кончаловского, Машкова. (Об этом надо читать мои статьи о них.)

    Ельшевская их всех причисляет к соцреализму, а я не согласен.

    11 сентября 2022 г.

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100