Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.03.2023 |
То ли я слезливый, потому что старый…
|
18.03.2023 |
|
16.03.2023 |
Осознанно злобное – не художественно
|
14.03.2023 |
|
13.03.2023 |
|
12.03.2023 |
|
11.03.2023 |
|
08.03.2023 |
|
07.03.2023 |
|
05.03.2023 |
|
04.03.2023 |
Расширенное смотрение Матюшина
Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова не открыли мне, на какое расширенное смотрение молился Матюшин. И вдруг я натыкаюсь на слова Е.Ю. Андреевой, которые мне что-то шепчут. Сперва – непонятное: "А. В. Повелихина так определяет смысл этого эксперимента: “Система “Зорвед. Расширенное смотрение”, поставленная сознательно Матюшиным как центральная проблема творчества, приводила к созданию своеобразной пластической формы на живописной плоскости, в которой каждый предмет, каждая часть и прежде всего пространство – среда взаимодействуют”. А потом – что-то то: "…“расширенное смотрение”, зрение-ведание близкий Матюшину заумник Александр Туфанов назвал географически конкретно, сводя его к точке на карте – ощущением Сестрорецка … Мест “расширенного смотрения”, то есть абсолютных обзора и кругозора, когда видишь затылком, когда мир, кажется, все наше существо воспринимает, а не только глаза, в окрестностях Петербурга действительно много, и одно из самых замечательных было создано во второй половине 1940-х гг. в Воейково… Это ротонда павильона Актинометрии, стоящая на холме над необозримыми просторами ингерманландских лесов”. Так вот это я представляю. Я ослеп на один глаз. Из-за гипертонии. Испортилась сетчатка. В направлении смотрения я градусов на 30 ничего не вижу. А дальше – вижу. Боковым зрением. Так глаз притворяется здоровым. Чтоб мне увидеть, что я не вижу правым глазом, мне надо закрыть левый глаз. А правый то, что видит, показывает мне в виде того, что находится по соседству с границей невидного. Если я правым глазом смотрю на близкую стену, я через секунду после начала смотрении я вижу в направлении смотрения пупырышки краски на стене, такие же, что видит и боковое зрение. И понять, что я частично слепой, я могу только передвинув взгляд по стене к висящей на ней картине. Если я смотрю на угол картины, она мне представляется с отгрызенным углом. На месте отгрыза – белая стена с теми же пупырышками. Что-то похожее, думаю, около ротонды. С неё видны роскошные дали. И, когда отворачиваешься от куска дали к другому куску, то как-то присутствует память о том, что только что видел. И как бы видишь затылком. Но слова богу Андреева сослалась на Тильберг, разобравшуюся с Матюшиным, и можно простым языком пересказать, что за прогресс, что за наука его вдохновляла. Оказывается, можно использовать зрительные иллюзии, чтоб экономить краски при окрашивании домов. Вот цветовая иллюзия. Можете проверить. Проделайте в листе бумаги маленькую дырочку и приложите дырочкой к голубой линии – она станет зелёной. Или сделайте увеличение 500% и посмотрите на голубые линии внизу справа – они позеленеют. Иллюзии можно для экономии использовать так. "Зная, как заставить тусклые краски казаться более интенсивными, можно сэкономить деньги, поскольку более насыщенные красители, как правило, дороже красок, содержащих более слабые красители или меньшее их количество. Матюшин предлагал покрывать большие поверхности фасадов зданий сильно разбавленным известковым раствором недорогих природных красок, а затем усиливать зрительное впечатление за счет небольших деталей (оконных рам, балконов), окрашенных более дорогими красками, например масляными. Эти маленькие яркие детали усилят цветовое впечатление от всей стены” (Тильберг). Экономия вводит идейный элемент. Страна была бедная, а богатые капиталистические страны кинулись в эпоху Потребления после первой мировой войны. Комфорт – признак буржуазности, а умеренность – признак нового человека. Но гораздо тоньше другое (дальше я буду писать, как я расшифровываю для себя расшифровывание Матюшина Маргаретой Тильберг). Для Матюшина коммунизм – счастье, образом которого является насыщенность цветов. Но восприятию насыщенных цветов мешает человек старой формации, всматривающийся. При этом срабатывает физиология. Яркие дополнительные цвета (скажем, красный и зелёный) при всматривании тускнеют и смешиваются в один. Тильберг лично повторила эксперимент Матюшина, а я повторил за нею, и теперь вы, читатель, можете сами повторить. Если долго внимательно смотреть на изображение, что ниже, цвета побледнеют и смешаются. Таков человек. Дотерпели до срабатывания? Надо довольно долго смотреть. Матюшин называл это суженным смотрением. И, несколько нелогично, предлагал смотрение нового человека – расширенное. В помощь чему предлагал… третий цвет на границе двух дополнительных. Тильберг повторила, я – за нею, и у неё, она пишет, получилось, а у меня что-то не совсем. Третий цвет (неясно, как выбранный, Тильберг выбрала лиственно-зелёный), помещённый на границе между двумя не даёт этим двум слиться. Может, я с лиственно-зелёным не угадал, но мне цвета немного всё же меркнут через долгое время. (А вам?) Ну хорошо, предположим, что третий цвет срабатывает. "Исходя из своего опыта практического использования цветов, Матюшин считал слияние разных цветовых полей нежелательным эффектом. Какой смысл, используя дорогие яркие краски и дешевые блеклые, стремиться к взаимодействию цветов, если итоговый цвет будет бесцветным и сероватым? В данном случае цель Матюшина была определена однозначно. Он хотел создать сочетания, которые дали бы “максимум светоносности и яркости”” (Там же). Во времена Матюшина не знали про микродвижения глаза. Ирония судьбы: он хотел нового человека сделать обладающим способом видеть ярко. Плюс у него был чуть не бзиг: что можно в себе воспитать умение видеть ярко. Он приводит личный пример, который противоположен тому, что использовал я, добиваясь, чтоб красное и зелёное померкло и смешалось. Он этот способ он назвал "умение глядеть “скользящим взором”” (Там же), ещё – рассеянным зрением. Личный пример такой: "…как-то в полдень он сидел в саду и смотрел на зеленую скамейку — “по ней пролетала поразительной красоты светящаяся голубизна, окруженная великолепным густым сиреневым тоном. Тени от скамьи казались глубоко фиолетовыми. Как только я хотел присмотреться, фиксируя неподвижно свое наблюдение, очарование летящей цветности исчезало и сказка цвета грубо обрывалась””. Каждый может убедиться в наличии у себя умения глядеть скользящим взором. Сядьте перед столом и посмотрите как бы на оба его края: левый и правый. Вы увидите, что края стола… расходятся. В обратной перспективе, а не в прямой. В общем, можно как-то приблизиться к пониманию, что Матюшин боготворил науку. 28 сентября 2022 г.
|
03.03.2023 |
|
02.03.2023 |
Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли
|
01.03.2023 |
Исключения в эпохе натурокорёжения
|
28.02.2023 |
|
26.02.2023 |
|
25.02.2023 |
|
24.02.2023 |
Сознание и подсознание Нестерова
|
23.02.2023 |
|
22.02.2023 |
Напрасно старушка ждёт сына домой...
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"