TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

     

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и высоко оценили детское дурака валяние Шагала, когда он туда приехал в 1911 году. Оно вписывалось в наставшую там моду натурокорёжения. Причём я не профан отсталый, так выражаясь. Больше того, мне трудно найти кого-то из знаменитых корёжащих, кому я не отдал должное. А отдавание должного у меня значит, что я вижу в их живописных непотребствах следы того или иного подсознательного идеала, что считаю высшей похвалой. У меня уверенность, что поначалу среди этих корёжельщиков почти не было притвор. Ибо им плохо жилось от такого изобразительного поведения. Тем не менее какая-то сила (это подсознательный идеал) их побуждала не отступать и хранить себе верность. Эта верность себе называется стиль. Так у Шагала был стиль несерьёзно хулиганящего ребёнка (одним словом это можно назвать словом “вдруг”), отличающий его от всех (у всех содержание их подсознательных идеалов было серьёзным {у экспрессионистов – крайнее отчаяние от всесилия Зла, и у символистов оттого же – крайняя экзальтация порывов куда-то, а у многообразных ницшеанцев: постимпрессионистов, фовистов, кубистов, - порыв из скучного-прескучного во зле Этого мира вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, футуристы тогда ещё только начинали куролесить, как бы закусив до боли губу, славя каждый свой прогресс, который имел непереносимый изъян}).

    А Шагал от всех отличался. И – тем прославился. Не имея за душой никакого подсознательного идеала. Он аж книгу “Моя жизнь” написал, стараясь доказать, что им тоже движет нечто великое: любовь к нам-чёрненьким. Может даже и действительно знаменовавшее великое: выход на арену Истории масс с их низким эстетическим вкусом, которых надо было поглаживать по шерсти в их нехорошести. Что даже сделало Шагала этим массам как раз непонятным. Но корёжельщикам он оказался свой.

    Этому замыслу шагаловского сознания любить нас-чёрненьких, наверно таки помогало подсознание (не в ранге идеала), обеспечивавшее органическое единство (эстетическую ценность – когда в любой почти детали чувствуется целое: “вдруг”). Что обеспечивается талантом художника.

    И вот я предлагаю посмотреть на эти “вдруг” в офорте “Прибытие Чичикова в город NN” (1927).

    Шагал. Прибытие Чичикова в город NN. 1927.

    Гоголь, писатель, акцентирующий фантазию, оказался подходящим для включения замыслом сознания подсознания, обеспечивающего эти “вдруг”.

    Дело в том, что Шагал тогда в Париже попал в нехорошую ситуацию. Пропали 150 картин, оставленных в студии, когда он покинул Париж перед мировой войной. Шагал принялся их по памяти или по сохранившимся фото восстанавливать. И это плохо влияло на непосредственность его работы. Получалось как-то мёртво. И вдруг – совершенно независимый от этой беды замысел. И подсознание включилось.

    От текста начала “Мёртвых душ” тут что? От первого абзаца? – Бричка, правда, не "довольно красивая”, как у Гоголя. Чичиков, правда, опять не по Гоголю "не красавец, но и не дурной наружности”, а какая-то карикатура.

    Ну, ещё кучер Селифан (лакей Петрушка пропал, но того и у Гоголя в первом абзаце нет.) Ещё два мужика у кабака, обсудившие крепление колеса брички, что у Шагала видно указующим жестом руки одного из мужиков (чего у Гоголя не предполагается ввиду величественности мужиков; они, говорящие через губу у Гоголя, не снизошли б до жестикуляции). Из второго абзаца попал трактирный слуга, только он не встречает приезжего, как у Гоголя, так вертляво, "что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо”, а смотрит из окна второго этажа, раскрыв окно, что расторопность портит. Из второго же абзаца фасад гостиницы "в темно-красных кирпичиках”, тоже много что потерявший у Шагала по сравнению с Гоголем. Оттуда же лавочник, "сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною как смоль бородою”, тоже чрезвычайно много у Шагала потерявший. Из четвёртого абзаца есть жалкое подобие такой картины: "Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы…”. Но чёрненький характер этого аж губернского города Шагал передал гораздо лаконичнее, чем Гоголь – жутким косогором.

    Всё.

    Остальное – “вдруг”, не имеющее никакого отношения ни к сатире, ни к юмору, а только к детскому баловству.

    Вот что это?

    Это летающая, вроде, собака в небе левее и выше центра картинки.

    А птичка, читатель, вам на голову садилась?

    Я когда-то целый батон скормил голубям. Они мне на плечи садились. Но на голову я не пустил… А этому мужику наплевать?

    А ещё полумесяц выпуклостью вверх. Вы осознайте, что такое бывает в природе только на экваторе,

    а Шагал не настолько начитанный человек, чтоб это знать.

    Свинячий хвост у лошади Селифана, думаю, просто дань намеренной халатности изображения.

    Зато морда какой-то чебурашки в одной из куриц на крыше – это неожиданность.

    Ну придуривается большой ребёнок. Вот только почему это гениальностью называть? Массовым помешательством можно объяснить.

    8 сентября 2022 г.

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100