TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

     

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул.

    Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость:

    "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в исследовательской среде ряд вполне четких формальных или иногда идейных признаков”.

    Если заходит речь об "идейных”, то это про идеостиль, а не про стиль.

    И ещё одна заминка:

    "Особенностью сюрреализма как жанра является то, что предметом его изображения является беспредметное”.

    Но беспредметно ВСЁ искусство – как экстраординарное. Причём, как неприкладное искусство (выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое, подсознательный идеал, воспринимаемое сознанием по косвенным признакам, например, по неожиданному плачу восприемника и называемое Выготским катарсисом {у автора это, соответственно, вдохновение с "над вымыслом слезами обольюсь”}, содержательно сознанию ни автора, ни восприемника не данным)… Так экстраординарно и прикладное искусство (рождённое замыслом сознания). Если второе – иносказание (второсказание, так сказать), то первое – третьесказание. Условность, иными словами, которую, круто говоря, можно назвать идеальностью. И рождена она изменённым психическим состоянием, “ЧТО” Ольги Несмеяновой, которое она нечаянно (?) сближает с сюрреализмом ("беспредметное: сон, фантазии, бред, кошмары измененного сознания и т.п.”).

    Сближается экстраординарное и беспредметное.

    А такое сближение есть нехорошо.

    Поэтому, если б директором был я, я б предложил шире ввести в практику понятие идеостиля.

    Он более рационален, если кое с чем согласиться.

    Если теорию Шмита о повторяемости в веках больших стилей переделать в повторяемость в веках естественных идеостилей. А естественными назвать только связанные с подсознательными идеалами. И идеалы рождённые замыслом сознания (например, идеал коммунизма, по свидетельству Бунюэля) тогда надо считать не естественными, а искусственными. (Изгнание Дали сюрреалистами из своей среды произошло, в частности, из-за его нежелания исповедовать коммунизм.) Сам Бунюэль при этом (см. тут) оказывается с подсознательным идеалом ницшеанства – бегством из Этого ужасного своей рациональностью мира в метафизическое иномирие. Крайняя чужесть сна станет работать и (1) на осознаваемый (ради коммунизма) протест против капитализма, и (2) на предвзрыв такой силы, что вышвырнет вчувствовашегося вон вообще из Этого мира в иномирие, что всегда делают обладатели подсознательного ницшеанского идеала.

    И тогда не надо Бунюэля называть творящим в стиле экзистенциализма. Он творил в ницшеанском идеостиле, естественном для крайне разочаровавшихся индивидуалистов.

    Ну разве что, раз тут в протестной роли (КАК) крайней чужести применятся корёжение натуроподобия в виде исключительно снов, то можно этот подстиль (направление) назвать сюр-реализмом (с чёрточкой для отличия).

    Тогда такая сентенция Ольги Несмеяновой станет неверна:

    "Остается только развести руками и напомнить такой любопытный факт: свои первые рисунки пещерный человек делал не с натуры, а из воображения. Для этого древний художник входил в транс, освобождая свою фантазию и сознание. Этот факт доказан научно лишь в начале XXI века и предшествовали этому долгие исследования. Т.е. можно сказать, что сюрреализм, это то, с чего началась история искусства”.

    Есть третьвековой давности теория Поршнева о происхождения человека (затурканная, вот и Ольга Несмеянова не на неё ссылается). Так по ней человек и искусство возникли синхронно. Там был синкретизм. Неприкладное сливалось с прикладным. В ответ шерстистому внушателю отдать ребёнка на съедение стаду мутантка (бесшёрстная, внушаемая и высоколобая) не от стресса умирала. А, благодаря ничем незанятым большим лобным долям мозга, создавала экстраординарное (ожерелье из ракушек).

    Оно вводило в ступор внушателя, и дитё можно было спасти (прикладное искусство). Оно выражало торжество: “МЫ – люди!” (неприкладное искусство). А потому, собственно, люди, что родилась вторая сигнальная система (первая реагирует на внешний стимул: ребёнка надо отдать и невозможно ребёнка отдать – т.е. стресс). Вторая же сигнальная система плевать хотела на любые внешние стимулы. И это плевать не угнетающее нечто, как то, что действовало на Бунюэля. Сюр-реализма потому у первых людей не было. Был стиль типа Высокого Возрождения (гармонии низкого {выжить} и высокого {переродиться}).

    27 ноября 2022 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100