TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

     

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет по типам композиции, но есть и слова: "…еще один вид пейзажей Мыльникова, созданных в поздний период его творчества”. Где б я ещё нашёл такое отнесение ко времени. Мне ж интересно, ушёл Мыльников к концу жизни от пробуддизма или нет. Можно, тупо искать репродукции по датам. Но я вот выбрал просто статью о нём. К тому ж она даёт и даёт поводы поусмехаться над формализмом искусствоведа. В данном случае усмешка по отношению отнесения типа композиции к дихотомии:

    "…некий водоем — реку или озеро, обрамленные двумя берегами, — ближним, находящимся на первом плане и дальним, на другой стороне. Интрига данного сюжета заключена в оппозиции или дихотомии этих цветотональных пар — неба и воды, а также двух, разделенных водой, берегов”.

    Ну и, конечно, анализ этот – без никакого прямого или косвенного выхода к мироотношению художника. Только – отдалённым проблеском (в слове "равновесия”):

    "…мастера интересует проблема равновесия, достигаемого не только в его привычно читаемой форме — левое-правое, но также и в направлении вертикальном — верх-низ”.

    Пример картин: “Поздний вечер” (1980), “Белый день” (1979).

    Мыльников. Поздний вечер. 1980.

    Мыльников. Белый день. 1979.

    Мне даже нет охоты доказывать выражение пробуддизма в этих картинах, настолько это для меня очевидно после выведения того же из множества других. В обеих какая-то пустота звенит при всей их наполненности водой, небом и землёй. Можно только удивляться художнику, что он не устаёт выражать одно и то же, одно и то же всегда иным образом.

    К композиции типа “небо – земля – вода – земля” Кудреватый относит и такое:

    Мыльников. Утро. 1972.

    С такими словами:

    "Она [картина] строится на взаимодействии трех основных световых масс — чашеобразного пятна неба, овала зеркальной глади озера и обнаженной женской фигуры. Зеленые берега, обрамляющие озеро, тоже, сами по себе, являются довольно ясно читаемой чашеобразной формой. Возникает едва уловимый зрительный парадокс, игра формы и контрформы, объекта и окружающего пространства. Картина передает состояние утренней тишины и равновесия, хотя бы неустойчивого и временного, но еще присутствующего в этом неспокойном мире. Это — картина-медитация, картина-размышление о судьбе красоты, ее хрупкости и незащищенности. Несомненно, вдохновленный образами Джорджоне и Тициана, живописец вступает с ними в своеобразную полемику, ведет через века диалог со своим великими предшественниками, являя свой образ современной Венеры. Эта диалогичность подчеркнута зеркальным разворотом женской фигуры в картине Мыльникова. Также следует отметить иную роль пейзажа, где преобладание светлых масс воздуха и воды создает эффект растворения человека в природе, в противовес прочтению темы итальянским мастером, когда значительную часть полотна занимает земная твердь, что в некоторой степени материализует, утяжеляет изображение, отличающееся, помимо всего прочего, и более динамичной структурой. Смелость принятия советским мастером такого “вызова времени” говорит о том, что это для него — не постмодернистский эксперимент, не компиляция, не плагиат, а подтверждение исторической преемственности, верности избранного творческого пути”.

    Я прямым шрифтом выделил то, что считаю натяжками и неправдой: “Зеленые” никакие не зелёные, чуть не синие, мрачные и холодные; “неустойчивого и временного” – ничего такого нет, всё неподвижно и окончательно, вневременье; “советским” – никакой Мыльников не советский с 1955 года, а антисоветский художник.

    Диалог с Джорджоне и Тицианом действительно есть. Если идеал первого – гармония высокого и низкого (Высокое Возрождение), а второго – трагического героизма (Позднее Возрождение, вопреки всей победительности инквизиции в Венеции утверждающее победительность тела в борьбе с духом), и если оба идеала – оптимистичны, то им противоположный (этой холодностью тона, какой-то бескрасочностью) идеал малочувствия у Мыльникова смеётся над оптимистическими упованиями великих венецианцев.

    .

    Итожа анализ картин, Кудреватый опять, как и в начале статьи, невольно, как бы тенью, касается сути творчества Мыльникова – пробуддизма:

    "Совершенное владение живописными и композиционными средствами позволяло мастеру выходить на глубокие философские обобщения, претворять явления окружающего мира в емкие вневременные символы”.

    Этой тенью является слово "вневременные".

    Пробуддизм действительно выпадает из времени, так как является мироотношением экстремистским. Разочарование его носителя в действительности слишком велико, уносясь аж в иномирие некое. Вот у романтиков была знаменитая мировая скорбь. Так они удирали всего-навсего в свой прекрасный, мол, внутренний мир. А это не иномирие. Которое таки выходит именно "на глубокие” переживания, будучи малочувствием.

    .

    Но меня будоражит сказать нечто совсем-совсем неожиданное…

    Мыльников. Тишина. 1987.

    Почему эта пара не касается друг друга?

    Потому что в СССР была официальная пуританская мораль. Лживая, как и многое-многое другое, начиная с, мол, социализма, начиная, с, мол, гражданской активности, с, мол, самоуправления. А про любовь: "Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни”. И художник тихо грустит о поверивших официальной пропаганде, как и он, наверно, когда-то. А год 1987-й. "Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новым государственным курсом” (Википедия). И все было встряхнулись. А Мыльников знал наперёд, что на Этом свете спасение одно – отключиться от всего-всего, ибо нет* на Этом свете ничего хорошего.

    7 июня 2022 г.

    *- Как же нет, если художник нарисовал, что есть.

    Сексуальным отношениям естественно не начинаться, пока нет убеждённости в любви. И именно такой момент созревания этой любви и изображён художником. А вы художника извратили. Он оптимист, а не пессимист.

    Он нарисовал хорошее в нереальном мире. То есть он пессимист в мире реальном.

    В чём нереальность?

    В ненатуральности отражения другого берега в воде.

    "Все светлые фрагменты, отраженные в воде, выглядят темнее. А тёмные участки — светлее” (http://zaholstom.ru/?page_id=2269).

    А тут – без изменения оттенка.

    Очертания отражаемого в воде не повторяются. Дом по горизонтали более вытянут влево, чем на отражении.

    То же самое с линией холмов.

    Можно сказать, что левый холм потому не отражён, что он дальше отстоит от воды, чем правый.

    http://zaholstom.ru/?page_id=2269

    Но повторить-то линию правого холма он в отражении мог же в точности. А не сделал. И ведь рука и глаз у художников очень точные. Если вводится неточность, то она намеренная.

    А чтоб надёжнее обеспечить выражение пессимизма, он отказался от тёплого колорита, который было прикинул в эскизе.

    Мыльников. Тишина. 1986. Эскиз.

    Он и тут было вводил несоответствие отражения отражаемому: светлое в воде отражено слишком уж тёмным. Но счастливый тёплый колорит слишком доминировал. Его ничто не перебивало. И он от него отказался в картине.

    7.06.2022.

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

31.08.2022
12:25

Пас

    Когда я много-много лет назад принялся за самообразование по искусствоведению, у меня была повышенная внимательность к названиям элементов произведений . . .

30.08.2022
10:20

Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена

    "Государственная измена, то есть <…> оказание финансовой <…> помощи иностранному государству <…> в деятельности, направленной против безопасности . . .

28.08.2022
19:56

Ай, да Алина! (Кабаева)

    Я с сомнением приступаю к этой статье. Ибо писать хорошо я – по-разному говорят: одни, что умею, другие – что не умею. Так, когда я пишу толкование произведения . . .

27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100