Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.09.2022 |
Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться
|
17.09.2022 |
|
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
14.09.2022 |
|
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
11.09.2022 |
|
04.09.2022 |
В Советском Союзе секса не было
|
03.09.2022 |
|
02.09.2022 |
223-я годовщина рождения Пушкина
|
01.09.2022 |
|
31.08.2022 |
|
30.08.2022 |
Гребенщиков и статья 275 УК РФ. Государственная измена
|
28.08.2022 |
|
27.08.2022 |
Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего») Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то пространство между художником и натурой и есть план, который, например, Врубель в “Демоне сидящем” (1890) пропустил. Врубель. Демон сидящий. 1890. "Врубель никак не моделирует и даже не обозначает ни ступней, ни седалища фигуры” (Мережников. http://artstudies.sias.ru/upload/Isk_2018_2_8-37_merejnikov.pdf). Теперь остаётся мысли, которыми окружено объяснение пропущенного плана в этой картине, сравнить с моим личным когдатошним выводом (см. тут), что Врубель в этой картине символист. Формула идеостиля символизма такова: через Зло к Добру. Как в пословице: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. В сверхбудущем неясном. (Увы, ни сам термин идеостиля не общепринят, ни мысль, что идеостили имеют как бы словесную формулу, ни само содержание формулы для символизма. Вы уж, читатель, теперь судите сами: читать дальше или нет.) Мережников считает, что пропущенный план создаёт ассоциацию, что Демон как бы вырастает непосредственно из земли, то есть он – чудовище: "Создается впечатление, что тело Демона имеет продолжение, уходит вниз, в инфернальную глубину… эффект пропущенного первого плана выражают инфернальную направленность этой энергии, возврат к хтонической [от греч. χθών “земля, почва”] первооснове” (Там же). Это соответствует Злу в формуле идеостиля. А Добру – всё-таки обычный перспективизм. В чём он? Сильное приближение художника к натуре из-за расположения глаз художника вверху приближает в изображении верх натуры и удаляет её низ (если придерживаться перспективы; ведь чем что ниже точки зрения, тем оно удалённее; то есть обязаны внизу параллельные линии сходиться). Вот и получается, что низ Демона это даль, а уровень плеч – близь. И это – из-за верности перспективе в последнем итоге. Добру! Можно придраться, что верх, а не низ картины сперва бросается в глаза. – Я не знаю, как парировать такой выпад. 1 июня 2022 г.
|
26.08.2022 |
Что понимает свинья в апельсинах
|
25.08.2022 |
В чём русская исключительность? – В неброскости
|
24.08.2022 |
|
23.08.2022 |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь
|
22.08.2022 |
Почему был и сплыл Русский художественный союз
|
21.08.2022 |
Разгадка явной загадки у художника Мыльникова
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"