TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

     

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами.

     

    Скучная лампа моя зажжена,

    Снова глаза мои мучит она.

    .

    Господи, если я раб,

    Если я беден и слаб,

    .

    Если мне вечно за этим столом

    Скучным и скудным томиться трудом,

    .

    Дай мне в одну только ночь

    Слабость мою превозмочь

    .

    И в совершенном созданьи одном

    Чистым навеки зажечься огнем.

    26 августа 1898

    Он пишет:

    "Подвижничеством, преодолевающим косность обыденной, не способной к обновлению действительности, становится также творческий акт; для поэта-символиста знаковая деятельность направлена на выявление некоего глобального означаемого, которое оказывается общим для множества внешне несходных единиц выражения, — отсюда все творчество может быть свернуто к созданию одного “совершенного” текста” (Смысл как таковой. С.Пб., 2001. С. 64).

    Не в том перец, что "свернуто”, а в том, что прорвался-таки. По поговорке: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. Превратившись в… третьего. Был "раб”, “беден и слаб”, “Скучная лампа”. Изменился в покаявшегося ("Господи…”). И стал мало что спасённым ("Чистым навеки зажечься огнем”), так ещё светящим другим. Коллективизм!

    Другое дело, что, раз третье, идеал, названо “в лоб”, то идеал не подсознателен. Что осуществлён замысел сознания. Что произведение не неприкладного искусства, а прикладного, усиливающего (рифмами, ритмом) переживание знаемого по упомянутой поговорке.

    Идеал умеет плавать из сознания в подсознание (и тогда он вдохновляет) и наоборот (и тогда он рождает замысел сознания).

    Так, когда наоборот, это включается артистизм (не просто образом {иносказанием, второсказанием, так сказать} выражается осознаваемый замысел, а витиевато, третьесказанием, скажем так).

    А Смирнов третьего не замечает и пишет:

    "Дуальность я-образа порождает мысль о физическом раздвоении субъекта…” (Там же).

    Растроение же…

    Эти ошибки – из-за того, что не принят в искусствоведении подсознательный идеал (он третье, результат столкновения противочувствий).

    Из-за этого у учёных неискоренимый формализм бытует.

    "Если относительно футуризма [восставшего против символизма за пустые мечты] справедливо было бы говорить об отождествлении формы и смысла, то для Пролеткульта в художественном знаке доминирующим становится содержание, с которым полностью совпадает смысл” (https://www.academia.edu/701023/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0_1917_1921?email_work_card=view-paper).

    Футуристы про себя думают, что, раз они за прогресс, то новое в форме (выкрутасы) прогресс как раз и выражается (дуальность, мол). Тогда как не прогресс в выкрутасах (в закушенной до боли губе) выражается, а ужасы-щепки, которые летят от рубки-прогресса (триальность).

    А у Пролеткульта – монистичность. “В лоб”. Плоско. Язык "политической формулы… "Смерть врагу”, — стучат колеса (Н. Кузнецов)…

     

    Каждодневно быть в заводе, быть в заводе — наслажденье,

    Понимать язык Железный, слушать Тайны Откровенья.

    У машин, станков учиться буйной Силе — разрушать,

    Ярко-новое, другое, непрерывно созидать (И. Садофьев)

    Видимо, это своего рода “пролетародицея”, объяснение пролетарской особости, того пролеткультовского тезиса, по которому именно пролетарий отличается исключительной сознательностью, которую он приобретает, поработав на заводе” (https://studfile.net/preview/3161407/page:8/).

    Это не пустые слова.

    Я на практике неделю работал на токарном полуавтомате. На нём автоматически точился усечённый конус с определённым углом при вершине. А с ручным управлением надо было вытачивать больший или меньший диаметр. Можно было и это настроить, позвав настройщика в начале смены. Но интересно было самому.

    Надо было сперва по-чёрному ободрать литую чугунную заготовку. Срезать побольше металла, чтоб начисто точить при тонкой стружке. Обдирка шла автоматически тоже по конусу. Потом не автоматически подрезался один торец (другой прятался в патроне станка). Потом – замер у обрезанного торца, какой диаметр получился после черновой обработки. Эта величина минус размер по чертежу, делённая пополам, есть то, насколько при чистовой обработке мне нужно будет подать резец вперёд от того места у торца, где резец начинал черновую обработку (эту полуразность нужно запомнить). Подача резца вперёд осуществляется вручную по станочной шкале и может быть выполнена очень точно. Но перед этим надо ж тоже точно установить резец на поверхность того диаметра у торца, какой получился при черновой обработке. А как это сделать? Чтоб точно? – Надо к вращающемуся полуфабрикату осторожно подвести резец и чуть-чуть им коснуться полуфабриката. От касания мгновенно снимется тончайшая стружка. Так будущей точности ради надо, чтоб эта стружка была ну исчезающе тонкой. Ювелирная, можно сказать, работа. Если удалось, можно работать далее. Если нет, надо торец опять подрезать (просто велев станку подавать резец вперёд) и потом всё повторить сначала. И так столько раз, пока пробная стружка не получится исчезающе тонкой. Тогда смотришь на станочную шкалу, замечаешь, где по шкале стоит резец и – по шкале же – вручную подаёшь резец вперёд на запомненную половинную разность. А потом ставишь упор (чтоб больше не повторять те филигранные операции). И потом включаешь полуавтоматический режим, который, снимая стружку, обеспечит угол конуса.

    Если б упор держался там, где ты его установил, не надо было б переналаживать. Но он из-за усилий резания не долго удерживается. Ну несколько часов. И потом описанную ювелирную настройку приходится повторить.

    Нужен характер, чтоб уметь её делать, верный глаз, твёрдую руку, выдержку.

    Исключительность, если хотите.

    Но поэту Пролеткульта совсем дела нет до создания ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Ни о каком формализме даже помыслить не получится. – Другая крайность.

    17 марта 2022 г.

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100