Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.05.2021 |
|
15.05.2021 |
|
14.05.2021 |
|
13.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
11.05.2021 |
|
09.05.2021 |
|
08.05.2021 |
|
07.05.2021 |
|
06.05.2021 |
Можете бросить в меня камень за Матисса
|
05.05.2021 |
|
04.05.2021 |
|
03.05.2021 |
|
02.05.2021 |
|
01.05.2021 |
Против Дмитрия Быкова 6 С каким-то смущением я приступаю к очередному разоблачению Дмитрия Быкова. Не могу понять себя. Он же не слабак, что нельзя обижать слабых… Слабак скорее я, что более достойных тем не нахожу, чем противоречить заносящемуся человеку. – Возможно, на меня влияет то, что в моём окружении сплошь враги России (почти все родственники). А многие из врагов, числящиеся по разряду “креативный класс”, на самом деле изрядно тёмные люди, не светлее тех, кому они себя противопоставляют, “Уралвагонзаводу”, по их именованию. В общем, приступаю. Интереса прибавляет то, что я каждый раз совершенно не знаю наперёд, смогу ли я победить и в этот раз. Открытый урок с Дмитрием Быковым. Русский производственный роман https://www.youtube.com/watch?v=58Y2rFFotr8 Временная метка 0:37 "Советская литература давно уже перестала быть классной, внимательно изучаемой, необходимой частью школьной программы”. На самом деле: "Оказывается, мы от советской школы не очень-то далеко ушли. — С 30-х годов прошлого века учебные программы в школе изменились меньше чем на 30 процентов,— привел недавно цифры ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.” (https://professionali.ru/Soobschestva/uchebnyj_centr_professionalovru/sravnivaem-uchebniki-sovetskogo-vremeni-s/). Временная метка 1:20 "Нам предстоит сейчас поговорить о том, чего не было ни в одной другой литературе мира, а именно, о русском производственном романе”. На самом деле: В Википедии есть статья “Производственный роман” https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD "Создателем жанра был французский писатель и инженер Пьер Амп, который в начале XX века (первый роман опубликован в 1908 году) стал автором цикла романов “Страда человеческая”, посвящённый людям различных профессий”. Временная метка 1:40: "Ну, если говорить совсем грубо, то русская литература дала миру три жанра, которых не было больше нигде. Два из них сформулировал тот самый Синявский, о котором мы с вами говорили очень много. Это анекдот”. На самом деле: "Судить о времени появления первых анекдотов сложно, так как это жанр, в первую очередь, устного творчества. Одними из древнейших обнаруженных в настоящий момент записанных афоризмов считают следующие…” (Википедия. Анекдот). Временная метка 1:56: "Нигде больше в мире, ни в одной культуре анекдот не достиг такого развития”. На самом деле: "В обществах, основанных на коллективизме, например, латинских или средиземноморских… “анекдоты там зависят от окружающих обстоятельств, и их трудно отделить от той особой обстановки, в которой они происходят”. На противоположном фронте, где преобладают более индивидуалистичные культуры, как, например, англосаксонская… Анекдот могут рассказать, не увязывая его с темой беседы”. Этот вид юмора имеет большее распространение и восприятие, доказательством чего является успех британского юмора…” (https://inosmi.ru/world/20130831/212364774.html). Временная метка 2:16: "Второй жанр это жанр блатной песни. Его нет нигде больше в мире”. На самом деле, возможно, и не так, если б прочесть вот эту книгу, “Crime and Music” (гуглоперевод): "Этот уникальный том исследует взаимосвязь между музыкой и преступностью в ее различных формах и проявлениях, объединяя две области, которые редко обсуждаются в одном контексте, и объединяя их с помощью инструментов, предлагаемых культурной криминологией. Авторы обсуждают широкий круг тем, от того, как песни и артисты используют преступность в качестве источника вдохновения, до того, как музыкальное выражение выполняет неожиданные функции, такие как создание девиантных субкультур, поощрение социальных движений или передача сообщений протеста. Книга, составленная из статей международной группы ученых, разделена на пять частей: криминализация музыки; Музыка и насилие; Организованная преступность и музыка; Музыка, геноцид и преступления против человечества и музыка как сопротивление. “Преступность и музыка”, охватывающая широкий диапазон культур и периодов времени, будет интересна исследователям в области критической и культурной криминологии, истории музыки, антропологии, этнологии и социологии” (https://www.springer.com/gp/book/9783030498771). Временная метка 2:54: "Дело в том, что только в России, только при советском строе, которого больше нигде по-настоящему не было…”. Его не было и в России после начала гражданской войны. До неё, да был: "Официальный лозунг „Вся власть Советам" облегчал этот процесс, позволяя региональным советам различных уровней — краевым, губернским, уездным и даже волостным и сельским — требовать независимой власти над подчиненными им территориями <…> Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 „правительств"... Края и губернии, в свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой важной из которых была волость... Крестьяне одной волости, как правило, отказывались делить награбленную собственность с крестьянами соседней”” (Ахиезер. Россия. Критика исторического опыта). Временная метка 3:00: "…только вот в этих специфических условиях труд стал самоценным и самоцельным процессом”. На самом деле: "С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ… Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран. Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д.” (https://studref.com/522215/ekonomika/trud_protsess_ekonomicheskiy_resurs). Временная метка 4:10: "Дело в том, что в христианстве труд никогда не считался ценностью. Вот удивительная штука, мы должны о душе своей заботиться. А птицы небесные они хуже нас, а тем не менее Господь их питает. Она летает, а Бог её питает. Труд это вещь как бы не то чтобы ненужная. Он не обязательный. Не главное. Труд нужен для поддержания жизни. А жизнь нужна, чтобы стать собой. Чтобы стать счастливым, может быть. Или нужна она для подвига какого-нибудь духовного. Или для того, чтобы достучаться до своей души и расчистить её. Как вот, скажем, у Пушкина: то, что мы должны вернуть, умирая, в лучшем мире. Заботиться надо о душе. Советский производственный роман выдвинул на первый план совершенно другую идею. Идею, прежде всего, количественную. Человек есть то, что он сделал”. На самом деле: "…существует не только материальное, но и духовное производство, а также производство человека человеком. В этом смысле производство есть сама жизнь, а не прибавление к ней. Поэтому производственный роман — квинтэссенция советского искусства, высшая точка развития реализма. В идеале каждое произведение советского искусства должно быть производственным” (https://историк.рф/special_posts/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8/). То есть потребовались произведения прикладного искусства, приложенные к идее прорастания в человеке нового человека. Не чуяние этого в социуме, не реальное, невозможное без интуиции, а придумывание художником из своей головы по мере умения. Ужас что! Иллюстрация, а не искусство. Быков нацелился поиздеваться над производственным романом за его недушевность, а надо было, по сути, за недуховность, за отсутствие подсознательного идеала. Именно подсознательного. Но Быков не знает о существовании такого. Временная метка 5:29: "Довольно жуткая философия. Но, если вдуматься, очень естественная для государства, которое сняло вопрос о смысле жизни”. Это – просто ложь. Смысл жизни предлагался: построить социализм, а потом коммунизм. И он был подхвачен массами. И потому имел место быть массовый трудовой энтузиазм, массовый героизм на войне, пока в социализм верили (в 20-30-40-е годы). А объектив иногда переходит с лица Быкова на учащихся, огни строчат в тетради его сплошную чушь. И ему позавидовал. Он же счастливый человек! Имеет возможность проповедовать свою ерунду. Это не я, еле дожидающийся на своих интернет-ресурсах, что счётчик покажет ещё одного посетителя, ещё не известно, задержавшегося или выскочившего, как ошпаренный, обратно. Грустно – быть непопулярным. Не от тайной ли для самого меня зависти я так настойчиво всё возвращаюсь к Быкову, чтоб его дрючить? 24 марта 2021 г.
|
30.04.2021 |
Опять этот непонятный Бродский…
|
29.04.2021 |
|
28.04.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"