TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

08.05.2021
16:12

Против Дмитрия Быкова 11

    Хорошо иметь дело с умным врагом. Он может здорово озадачить. Тем приятнее над ним победа. Быков умён и озадачил меня конкретикой: "Гоголь искренне пытается . . .

07.05.2021
14:16

Против Дмитрия Быкова 10

    Здорово… Я б наверно задыхался от гнева или руки б у меня дрожали, если бы Быков написал, а я читал его опус о Бабеле много лет назад, когда я ещё не чувствовал себя . . .

06.05.2021
08:58

Можете бросить в меня камень за Матисса

    Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию: "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по . . .

05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств (катарсис) от столкновения противочувствий. Так Быков до этих определений не доработал:

    "Каждый поэт так или иначе – это одно противоречие, одна борьба с каким-то колоссальным внутренним надломом” (Время потрясений. 1900-1950. М., 2018. С. 176).

    У Быкова исчезло произведение. Ведь не поверим же мы, что его всерьёз интересует при обсуждении “Облака в штанах” облом, какой у Маяковского случился с Марией Денисовой, чьей-то невестой, три раза одною пришедшей на концерты футуристов в Одессе с 16 по 19 января 1914, где они проездом три выступления давали, пробыв в городе четыре дня. – Сам же Быков пишет, что Маяковский законченную поэму посвятил Лиле Брик, которую с одного посещения отбил у её мужа, а та его к себе как бы привязала. Где ж быковское: "Он именно оказывается не нужен женщине…”?

    У Выготского речь о том, что подсознательный идеал автора (какого бы содержания он ни был), не находясь в сознании с того словами, не может пробиться в текст произведения, всё оказывается выражающим это ЧТО-ТО плохо, пока автор не докатывается вообще до идиотизма какого-то: выражается противоречиями такими, сякими! И их подбор вдруг сознанием оценивается годящимся для выражения этого ЧЕГО-ТО, до сих пор словами невыразимого. Да и теперь так выраженное чуют адекватно тому ЧЕМУ-ТО только люди со вкусом или литературоведы со специфическим опытом.

    И по такому Выготскому, если в тексте поэмы говорится словами про то, что: ""Долой вашу любовь”, “Долой ваше искусство”, “Долой ваш строй”, “Долой вашу религию”” (Быков. С. 177), то ЧТО-ТО (мною даётся намёк) есть не то, что читается в перечисленных словах-резюме-текста-поэмы, а другое, обязательно другое (!): “Ну как! как докричаться до вас, мещане проклятые, хоть я вас понимаю по себе же, предателю (его, когда сидел, охранка уговорила бросить большевизм ради искусства), - как докричаться, чтоб вы созрели до революции, которая, вот, уже на носу!?

    Можно даже опасаться, что эта поэма у Маяковского – иллюстрация предреволюционных страданий о своей и окружения непричастности к ним:

    "…в автобиографических заметках – в главке, названной "НАЧАЛО 14-го ГОДА" - слово "любовь" отсутствует. Там говорится о совсем другой поэтической "теме":

    "Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над "Облаком в штанах""” (Филатьев. Пришедший сам).

    То, что слово “революция” есть в самом тексте поэмы…

     

    Где глаз людей обрывается куцый,

    главой голодных орд,

    в терновом венке революций

    грядёт который-то год.

    А я у вас – его предтеча…

    пессимизма насчёт иллюстативности поэмы не убавляет. Отчаянность во всём – она и есть образ приближающейся революции. Но это – заражение чуть ли не очевидным, а не выражение ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Я слепоте Быкова аж поражаюсь. Вещь – прикладного искусства, призвана усиливать чувство приятия вот-вот начнущейся революции. А не: "метафоры из “Облака” до сих пор служат молодым несчастным влюблённым людям” (С. 186). И в скорое наступление революции-де:

    "…по большому счёту Маяковский времён “Облака” в это не верит. Он, конечно, понимает, что “солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!”. Но при этом люди всё время кричат в ответ: “Распни, распни его!” Поэтому он и говорит, что его “взвело в Голгофы аудиторий”. В сущности, весь его публичный путь, путь в поэты, - это путь непрерывного распятия, и ни на какое понимание в этом смысле он не надеется.

    "Облако” - наименее революционное из его вещей, революционность тут только в форме [будто форма не выбрана соответствующе содержанию. Как и бывает ярко в прикладном искусстве]. А никакой веры в то, что революция что-то изменит, у него, разумеется, нет" (Быков. С. 188).

    Как Быкову основательней подкрепить эту ерунду? – Цитированием. Я не буду всё повторять, только конец мысли возьму:

    ""…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”, но тем не менее что-то изменить – “Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!”…

     

    Это опять расстрелять мятежников

    Грядёт генерал Галифе!

    Всякий бунт неизбежно закончится расстрелом” (С. 188-189).

    Это цитируется со второй трети текста поэмы.

    Но главное-то – в конце!

    А что там?

     

    Пустите!

    .

    Меня не остановите.

    Вру я,

    в праве ли,

    но я не могу быть спокойней.

    Смотрите —

    звезды опять обезглавили

    и небо окровавили бойней!

    .

    Эй, вы!

    Небо!

    Снимите шляпу!

    Я иду!

    .

    Глухо. Вселенная спит,

    положив на лапу

    с клещами звезд огромное ухо.

    Это не расстрел, а сон. И по тону не ясно, что сверхинициативный “Я” не разбудит.

    Ну, Быков тоже процитировал конец, но со словами: "ничего поэт не изменит” и от будоражения-де "ничего не останется”.

    Так нет же! Опущено у него “Эй” и т.д.

    Соответствен и финал статьи:

    "В конце концов, всякая молодость – поражение. Да в общем и всякая жизнь есть поражение” (С. 200).

    Типичное рассуждение индивидуалиста.

    И – Быков пошёл на урезание цитаты “Травы забвения” (1967) Катаева, где Катаев характеризует Маяковского как поэта с идеалом типа трагического героизма ("Он жаждал Революции радостной и скорой”), а не пораженца. Там и правда описывается недоразумение со стороны Маяковского из-за “Облака”. Но – недоразумение. Быков за этот факт ухватился и превратил его из недоразумения в…

    "Он [Маяковский] понимал, что “Облако” – высшая точка его взлёта” (С. 200).

    Иначе Быков и не может. Для него ж не существует нецитируемости художественного смысла. А тут как раз она есть ("в терновом венке революций / грядёт который-то год. / А я у вас – его предтеча”). То есть это, наоборот, не высшее достижение поэта.

     

    Не исключено, что я ошибаюсь, и скорая победа в “Облаке” показана через наличное поражение. Но и в этом случае это не поэма поражения.

    1 апреля 2021 г.

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100