Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.05.2021 |
|
26.05.2021 |
|
23.05.2021 |
|
20.05.2021 |
|
19.05.2021 |
Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины
|
18.05.2021 |
|
17.05.2021 |
|
16.05.2021 |
|
15.05.2021 |
|
14.05.2021 |
|
13.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
12.05.2021 |
|
11.05.2021 |
|
09.05.2021 |
|
08.05.2021 |
|
07.05.2021 |
|
06.05.2021 |
Можете бросить в меня камень за Матисса Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию: "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по ошибке провисевшая 46 дней в перевернутом виде. Матисс. Лодка. 1937. Перевешанная нужным образом, она собрала вокруг себя еще больше поклонников и почитателей. А ведь никто из них, кроме одного, не догадался раньше о забавной ошибке. Так ли уж часто мы понимаем картины по-настоящему? Иногда кажется, что нет, и в полной мере раскрыть их глубину способен лишь сам создатель. Или мы не правы, как считаете?” (https://travelask.ru/blog/posts/29178-5-tayn-izvestnyh-kartin?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com). Мой ответ: глубоко раскрыть художник не может, может только искусствовед. И не всякий, а специально нацеленный (разве что с очень тонким вкусом). У меня с детства вкус был плохим, я его в себе воспитал годами тренировок. Поэтому я искусствовед специально нацеленный. Нацелен я, главным образом, приятием такого теоретического допущения как подсознательный идеал автора. Во вторую очередь я нацелен развитием теории Шмита о повторяемости в веках стилей. В развитии они превратились в идеостили. Те – в явление "текстовой" странности для данного духа времени в качестве следа подсознательного идеала автора. Одним из следствий указанного допущения при учёте того, что есть теория (Поршнева), согласно которой человек и искусство произошли синхронно, является вывод, что подсознательных идеалов (естественных, не искусственных, рождённых сознанием) имеется только, грубо, 6 типов. Соответственно – идеостилей. 4 (из-за упомянутой повторяемости) расположены по кругу. Или на синусоиде, если вытянуть историческое развитие во времени. Между полюсами коллективизма и индивидуализма. (От стресса из-за одновременного переживания их обоих и родились искусство и человечество. Точнее от преодоления стресса разрядкой в лобных долях мозга мутантов, имеющих эти доли, - разрядкой в деятельность по созданию экстраординарного, т.е. искусства, что одновременно означало управляемость не только первой сигнальной системой {коллективистский позыв отдать ребёнка на съедение стаду и индивидуалистский позыв ребёнка не отдать}, но и второй сигнальной системой, этими лобными долями.) А ещё 2 идеостиля – это экстремистские вылеты вон с упомянутой синусоиды сверхвверх и субвниз на верхнем и нижнем перегибах синусоиды (если условиться, что верх – это коллективизм, а низ это индивидуализм). Верхний вылет – христианоподобный: благое для всех сверхбудущее, принципиально достижимое. Нижний – ницшеанство: бегство из Этого плохо-преплохого мира коллективов и причинности в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Вот последнее и охватило мир опять на грани XIX и XX веков. В том числе и Матисса. Он был четвёртым в ряду тех ницшеанцев, которые в соответствии с крайностями этого мироотношения, ницшеанства, принялись деформировать нартуроподобие всё более и более кардинально: Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс. Его назвали диким. Он дал образ иномирия декоративностью нескольких несмешанных цветов и сюжетным и тематическим упрощением. Это обеднение быстро докатилось до предела: до Мондриана (линии), до Малевича (геометрические фигуры), до Кандинского (беспредметность), до Ларионова (лучизм). На Матисса эти пределы повлияли – вот он свой лаконизм тоже довёл 30 лет спустя до 12 мазков двумя оттенками. – Тот же образ метафизического иномирия. - А за что в меня бросать камень? - За предположение, что за эти 30 лет идеал иномирия так у Матисса и не перебрался из подсознания в сознание. Он-де художник, т.е. убогий (у Бога), род глупости. Вот и не перебрался. Так зато сохранил свежесть. И мы, соответственно, своими подсознаниями чуем в его картине ЧТО-ТО, словами невыразимое. 2 апреля 2021 г.
|
05.05.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"