TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое. Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и . . .

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

08.05.2021
16:12

Против Дмитрия Быкова 11

    Хорошо иметь дело с умным врагом. Он может здорово озадачить. Тем приятнее над ним победа. Быков умён и озадачил меня конкретикой: "Гоголь искренне пытается . . .

07.05.2021
14:16

Против Дмитрия Быкова 10

    Здорово… Я б наверно задыхался от гнева или руки б у меня дрожали, если бы Быков написал, а я читал его опус о Бабеле много лет назад, когда я ещё не чувствовал себя . . .

06.05.2021
08:58

Можете бросить в меня камень за Матисса

    Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию:

    "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по ошибке провисевшая 46 дней в перевернутом виде.

    Матисс. Лодка. 1937.

    Перевешанная нужным образом, она собрала вокруг себя еще больше поклонников и почитателей. А ведь никто из них, кроме одного, не догадался раньше о забавной ошибке. Так ли уж часто мы понимаем картины по-настоящему? Иногда кажется, что нет, и в полной мере раскрыть их глубину способен лишь сам создатель. Или мы не правы, как считаете?” (https://travelask.ru/blog/posts/29178-5-tayn-izvestnyh-kartin?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).

    Мой ответ: глубоко раскрыть художник не может, может только искусствовед. И не всякий, а специально нацеленный (разве что с очень тонким вкусом).

    У меня с детства вкус был плохим, я его в себе воспитал годами тренировок. Поэтому я искусствовед специально нацеленный.

    Нацелен я, главным образом, приятием такого теоретического допущения как подсознательный идеал автора. Во вторую очередь я нацелен развитием теории Шмита о повторяемости в веках стилей. В развитии они превратились в идеостили. Те – в явление "текстовой" странности для данного духа времени в качестве следа подсознательного идеала автора. Одним из следствий указанного допущения при учёте того, что есть теория (Поршнева), согласно которой человек и искусство произошли синхронно, является вывод, что подсознательных идеалов (естественных, не искусственных, рождённых сознанием) имеется только, грубо, 6 типов. Соответственно – идеостилей. 4 (из-за упомянутой повторяемости) расположены по кругу. Или на синусоиде, если вытянуть историческое развитие во времени. Между полюсами коллективизма и индивидуализма. (От стресса из-за одновременного переживания их обоих и родились искусство и человечество. Точнее от преодоления стресса разрядкой в лобных долях мозга мутантов, имеющих эти доли, - разрядкой в деятельность по созданию экстраординарного, т.е. искусства, что одновременно означало управляемость не только первой сигнальной системой {коллективистский позыв отдать ребёнка на съедение стаду и индивидуалистский позыв ребёнка не отдать}, но и второй сигнальной системой, этими лобными долями.) А ещё 2 идеостиля – это экстремистские вылеты вон с упомянутой синусоиды сверхвверх и субвниз на верхнем и нижнем перегибах синусоиды (если условиться, что верх – это коллективизм, а низ это индивидуализм). Верхний вылет – христианоподобный: благое для всех сверхбудущее, принципиально достижимое. Нижний – ницшеанство: бегство из Этого плохо-преплохого мира коллективов и причинности в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Вот последнее и охватило мир опять на грани XIX и XX веков. В том числе и Матисса. Он был четвёртым в ряду тех ницшеанцев, которые в соответствии с крайностями этого мироотношения, ницшеанства, принялись деформировать нартуроподобие всё более и более кардинально: Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс. Его назвали диким. Он дал образ иномирия декоративностью нескольких несмешанных цветов и сюжетным и тематическим упрощением. Это обеднение быстро докатилось до предела: до Мондриана (линии), до Малевича (геометрические фигуры), до Кандинского (беспредметность), до Ларионова (лучизм).

    На Матисса эти пределы повлияли – вот он свой лаконизм тоже довёл 30 лет спустя до 12 мазков двумя оттенками. – Тот же образ метафизического иномирия.

    - А за что в меня бросать камень?

    - За предположение, что за эти 30 лет идеал иномирия так у Матисса и не перебрался из подсознания в сознание. Он-де художник, т.е. убогий (у Бога), род глупости. Вот и не перебрался. Так зато сохранил свежесть. И мы, соответственно, своими подсознаниями чуем в его картине ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    2 апреля 2021 г.

05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100