Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.01.2021 |
Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт
|
19.01.2021 |
Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена
|
18.01.2021 |
Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»
|
16.01.2021 |
Метаморфозы великого художника Бирштадта
|
15.01.2021 |
Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой
|
14.01.2021 |
Нет! «Летний день» Герасимова не печаль
|
12.01.2021 |
С какой точки зрения лучше смотреть на живопись Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не вызвать чувственного отторжения. Только ум чует, что тут есть подвох у смелости. Кульбин. Сосновый лес. 1907. Бумага, акварель. Опять надо иметь смелость коричневатую гниющую хвою нарисовать жёлтым. И глубь лесную – так же. А жёлтые стволы сосен – наоборот – коричневым. Кульбин. Загорающие. 1916. Тела – голубым! Надо же! И всюду – множественность, повторяемость: волн, стволов, лучей… Коллективизм. Потому что смелость какая-то с изъяном, с неуверенностью, надо подзуживать на неё и других вместе с собою, чтоб всем вместе осмелиться. А перспективы – радужные, хорошие. Вот только тоже какие-то с изъяном. – Потому, собственно, и смелость такая, что изъян надо купировать крепкой деформацией действительности. Осознаются и перспективы, и изъян, и смелость: нам электричество сделать всё сумеет, нам электричество тьму и мрак развеет, нам электричество наделает делов, нажал на кнопку – чик-чирик – и инженер готов. (Так пели мы, студенты 50-х годов, смутно понимая, что лепят из нас не классных специалистов.) У Кульбина было совсем не то с изъяном и благой перспективой. Он изучал только-только открытые рентгеновские лучи, и ему была знакома так называемая ультрафиолетовая катастрофа в физике. Она связана с расхождением вычисления и опыта по замерам энергии стоячих электромагнитных волн в замкнутой полости. Слух об этом непосредственно (в виде стоячих волн) отразился в таком произведении футуриста. Балла. Динамизм собаки на поводке. 1912. Тут тоже знакомая смелость-искажение-действительности в множественности лап собаки, ног её хозяйки, положений поводка… Кризис физики состоял в том, что по расчётам, раз энергия колебаний растёт с частотой световой волны, то при большой частоте энергия становилась бесконечной, а опыт этого не показывал. (Увеличения частоты добивались простым нагреванием чёрного тела – оно светилось светом {его излучали электроны тела} – а это электромагнитные колебания – от инфракрасного и красного до ультрафиолетового. Думали при этом, что изменение частоты излучаемого электроном света зависит от частоты его, электрона, обращения в атоме. Чем меньше радиус обращения, тем больше частота, тем фиолетовее излучение. Но излучающий электрон теряет энергию и падает на ядро. А этого нет.) Наполовину спас физику Планк. Он предложил такой коэффициент при частоте электромагнитного колебания, что умножение одного на другое даёт энергию излучения, совпадающую с экспериментом. Но для этого коэффициента надо, чтоб атом не имел планетарный вид. Совсем спас дело Эйнштейн, сказавший, что постоянная Планка означает порционное излучение. То есть свет не волна, а частица. Планк это не мог взять в ум. Страдал. А мир, микромир, открывался с совершенно иными законами, чем наш знакомый макромир. Новый мир – оптимизм. Но для таких, как Планк, оптимизм этот с запинкой. Что и выражал футурист всё знающий и осознающий (и плюсы и минусы) Кульбин смелостью в искажении действительности. Совсем не так с деформацией действительности, когда всё и более основательно и менее осознаваемо для художника: растущая мощь русского народа (когда все другие художники о нём плачут, несчастном, мол; чуяние нового в социуме и есть реализм, ничто иное им не является). Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. И ещё иначе всё с деформацией действительности у Сезанна. Она незаметна, множественна и всюду иная. Повторяемости искажений нет. И они не заметны. Просто что-то не то. Сезанн. Персики и груши. 1895. Где и какие искажения действительности я предлагаю читать тут. Вот над этой картиной я и поспорил на днях с одним художником. Я исходил из того, что деформации Сезанна принципиально не такие как у футуристов. (Что те появились после Сезанна для чистого рассуждения не имеет значения. Речь же о логике.) Одним-двумя словами: футуристы – оптимистичны, с внутренним изъяном и коллективисты, а Сезанн – пессимистичен, тоже с изъяном и индивидуалист. Я рассуждал далее следующим образом. Футуристам не стыдна была смелость. И не только потому, что пример Сезанна их расковал. А и потому, что она была связана с оптимизмом для масс людей. (Что массы их смелости не понимали, футуристов не останавливало – потом поймут.) А вот Сезанну было перед людьми стыдно (он деформации – сперва по крайней мере – прятал, делал незаметными). Деформации сами по себе выражали у него не просто изъян некий, а колоссальное разочарование не только в действительности, но и вообще во всём Этом мире (так у меня получалось из динамики искажений последовавшими за Сезанном индивидуалистами – кубистом Пикассо, например). В личном плане у Пикассо это связано с венерическим заболеванием. Нигилизм самого Сезанна связан с деспотизмом отца. У Ницше – с полным отсутствием сексуальной жизни. У Чехова – со смертельной чахоткой. Футуристы были оптимисты, а ницшеанцы (я так предлагаю их называть) ультрапессимисты. И споривший со мною художник назвал такой подход к живописи психологически-социологическим и теоретическим. Не непосредственным. Сам же он незаметность искажений Сезанна назвал какими-то уютными, и мастерскими в том смысле, что они объединены некой целостностью. Не выпирают. Эстетически ценны. Свой подход он называет непосредственным и эстетическим. И мой – молчаливо – низменным. Я же его подход ценю меньше своего, и свой называю художественным. Претендующим на умение выявить те странности, которые являются следами подсознательного идеала (каким бы тот содержательно не был). Так у Шишкина подобным следом является такая странность, как огромные лесные дали, видные в совершенно глухих дебрях леса. Тоже незаметная странность, как и нарушения пространства у Сезанна. Но нарушения пространства – это огромность по сравнению со странностью у Шишкина, просто сумевшему дебри второго плана поместить в овраг, отчего обнажились большие дали другой стороны оврага. Огромность у Сезанна заставляет думать, что она вызвана тоже подсознательностью идеала. И что это может быть, раз это альтернатива аж Этому миру? – Только одно – метафизическое иномрие (учитывая кризис христианства в то время). Неосознаваемость иномирия помогает факту незаметности искажений у Сезанна. Чем дальше по последователям Сезанна, тем труднее думать, что подсознательность иномирия сохраняется. С другой стороны, их смелость в искажениях так возрастает, что их появление можно объяснить только отсутствием контроля сознания при замысле, или при исполнении. В то же время искажения футуристов какие-то меньшие. Им не хочется отдавать подсознательность идеала. И всё это такие глубины, что жаль признавать их меньшую ценность по сравнению с невнятно выраженной целостностью, эстетическим подходом моего оппонента. Но спасибо ему за провокацию меня на усиленную чёткость взгляда. 4 декабря 2020 г.
|
10.01.2021 |
|
09.01.2021 |
Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я
|
07.01.2021 |
Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа
|
06.01.2021 |
|
04.01.2021 |
|
03.01.2021 |
О пользе догматизма в искусствоведении
|
01.01.2021 |
Добром добра не будет – только через зло!
|
31.12.2020 |
|
30.12.2020 |
|
29.12.2020 |
Результат разговоров с рисующим
|
27.12.2020 |
Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ
|
26.12.2020 |
Рассуждение о Грозном – простое
|
26.12.2020 |
Железная логика во всём вокруг Навального
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"