ОБРАЗОВАНИЕ
Наталья Беляева
Уроки постижения лирики
... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
И. Ф. Анненский.
Введение.
Часть первая.
Часть вторая.
Уроки-концерты
Уроки обучения выразительному
чтению
Уроки "стилистического
эксперимента"
Уроки-практикумы
Уроки комбинированного типа
Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11
классах
Уроки анализа лирики с составлением культурологических
комментариев
Уроки-практикумы
Уроки-лекции
Уроки сопоставительного анализа
Разновидностью уроков-практикумов могут стать уроки сопоставительного анализа лирических текстов. Такая работа поможет школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, поэтических интонаций и других структурных элементов лирических текстов и рассчитана на подготовку к сочинениям повышенной сложности.
Например, для сопоставительного текстуального анализа можно выбрать стихи Ф. И. Тютчева, посвященные женщине, которая поняла и оценила его любовь, но не связала с ним свою жизнь, - Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее "Я помню время золотое" (1836 г.), посвященное 16-летней Амалии, и позднее "К. Б." - Крюднер баронессе - (1870 г.).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
- Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они связаны? (В первом стихотворении это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором - это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик - важна его внутренняя, духовная жизнь ).
- Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
- Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
- Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
- Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
- Прослушайте романс неизвестного автора на стихи Ф. И. Тютчева "Я встретил вас" и сопоставьте настроение и поэтические интонации романса и стихотворения.
- Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения "К. Б." и стихотворения А. .С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...", выявляя пушкинские параллели в лирике Ф. И. Тютчева.
Вопросы и задания для сопоставительного анализа стихотворений "Еще земли печален вид..." Ф. Тютчева и "Еще весны душистой нега..." А. Фета:
- Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
- О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
- Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
- Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.
- Каковы основные особенности поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях..
Вопросы и задания для сопоставления двух редакций стихотворения И. А. Бунина "Как дымкой даль полей закрыв на полчаса...".
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами -
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березках у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
1889-1895
Впервые это стихотворение было опубликовано в журнале "Наблюдатель" (1891, N6) в следующей редакции:
Как флером голубым, закрыв на полчаса
Окрестность, - дождь прошел косыми полосами;
И снова глубоко сияют небеса
Над орошенными полями.
Тепло и аромат... Свежеет зелень ржи,
На солнце бархатней становится пшеница,
И в молодом лесу, в березках у межи
Болтают веселее птицы.
Пойдем же в лес!.. Свежа и зелена
Березок куща там, и девственны, не смяты
Меж ними ландыши. Цветущая весна
Там разлила свои лесные ароматы.
Пойдем туда... И снова, может быть,
Напомнит нам весна и роща молодая,
Как молоды еще с тобой мы, дорогая,
Что можем мы еще и верить и любить.
- Сравните две редакции текста. Какая из них кажется вам более совершенной?
- Обратите внимание на особенности лексики, синтаксиса, поэтических интонаций каждой редакции.
- С какой целью, по-вашему, поэт переработал первоначальную редакцию текста?
- В чем преимущества окончательной редакции?
Индивидуальные задания контрольного характера для сопоставительного анализа лирических текстов.
- Сопоставьте стихотворения Н. А. .Некрасова "Еду ли ночью..." и "В дороге". Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение "Еду ли ночью":
- "Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке ("Современника") меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил". (Из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).
- "Кто способен написать стихотворения: "Филантроп", "Эпилог к ненаписанной поэме", "Еду ли ночью по улице темной", "Саша", "Живя согласно с строгою моралью", - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия". (Д. Писарев, 1861).
- "Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления... Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете... Как будто уже нет более светлой стороны?" (Из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 г.)
- Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." со стихотворением В. Жуковского "Море" и стихотворением А. С. Пушкина "К морю" и выясните, что нового вносят авторы в изображение мира природы и мира человеческой души. Попытайтесь определить, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления.
- Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова "Пророк" с "Пророком А. С. Пушкина и определите общность и различие в ключевых образах, структуре, изобразительных средствах, поэтических интонациях.
- Сопоставьте стихотворения Н. Гумилева "Я конквистадор в панцире железном", "Сонет", "Старый конквистадор", созданные соответственно в 1905, 1908 и 1910 гг. Докажите, что эти стихотворения носят романтический характер. Проследите, как меняется в них композиционная и образная структура, лексика, поэтическая интонация.
Анализируя предложенные учителем тексты, учащиеся находят в них элементы романтической лексики и синтаксиса. Учащиеся указывают, что первое и второе стихотворения как бы представляют две поэтических редакции одного и того же текста, причем во втором - романтический характер стихотворения усиливается, но неясные образы Гумилев убирает: "я весело преследую звезду" - в первом варианте и "я вышел в путь и радостно иду" - во втором; третья строфа второго стихотворения звучит явно трагичнее, так как здесь появляется образ смерти.
Однако в третьем стихотворении, написанном уже 24-летним поэтом, образ непобедимого и самоуверенного "конквистадора в панцире железном" приобретает черты спокойствия и обреченности. Старый конквистадор хоть и живет радостными воспоминаниями о прошлом, он остается воином навсегда. Даже смерть он зовет "поиграть в изломанные кости", тем самым презирая ее, и в старости ощущая себя сильным, дерзким и спокойным.
Таким образом, мы убеждаемся, что сопоставление этих стихотворений, настраивает читателя
На определенную волну восприятия. Учащиеся могут определить и несовпадения в первом и втором стихотворениях на лексико-грамматическом уровне и выяснить функции этой замены, исследовать изменения поэтических интонаций в зависимости от содержания в стихотворении "Старый конквистадор".
5. Прочтите отрывки из статьи Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" ("Аполлон", 1913, \номер 1). Сопоставьте теоретические взгляды Н. Гумилева на поэзию с отношением поэта к слову, художественной форме, требованиями к ремеслу стихотворца, сформулированными в стихотворениях "Поэту" (1908) и "Шестое чувство" (1921). Какие особенности поэтической формы характерны для поэзии Гумилева? Соотнесите их со следующими высказываниями:
- "Начиная с "Пути конквистадоров" и кончая "Огненным столпом", поэт неизменно шел одной и той же дорогой: к совершенству формы, к магии слова, к деспотическому овладению стихом ... " Э. Х. Голлербах. "Вестник лит." - 1921, ╧ 10.
- "Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорения и замедления ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу героя, ... испытывая то же, что сам поэт ... ". Н. Гумилев. Жизнь стиха. ("Аполлон", 1910, ╧ 7).
- В чем, по-вашему, Н. Гумилев неукоснительно следует принципам акмеизма, а в чем от них отступает?
Сопоставляя теоретические взгляды Н. Гумилева с его требованиями к ремеслу стихотворца, учащиеся замечают в стихах и свободный "от оков" ритм и метр, и "головокружительность символических метафор", и магию слова, заложенную в совершенстве формы. Взгляд учащегося способен постигнуть глубину теоретических взглядов Н. Гумилева, но восхищение лирического героя "непознаваемым" - "розовой зарей над холодеющими небесами" они просто не могут не увидеть. В стихотворении "Поэту", автор требует от поэта упругого стиха, которого не коснулся "перебойных рифм веселый гам", и посылает проклятья певучести, но в самом творчестве Гумилева есть и игра рифм, и певучесть.
Уроки обучения сочинениям
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
233068 |
2001-10-07 12:13:15 |
|
|
-
|
- Хороший выбор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
250059 |
2002-10-17 22:41:31 |
фавуцк
|
|
-
ПОЛНОЕ ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!
|
250101 |
2002-10-19 19:38:52 |
psich
|
|
- отстой (вы просили конкретно-все отстой)
|
250515 |
2002-11-05 17:35:39 |
Kolka
|
|
- A znaete poleznaja shtuka 4tobi porazmanat' svoi serie kletki !!! Tak derzhat'!!
|
250734 |
2002-11-18 00:31:29 |
Марина
|
|
- Спасибо, действительно толковое, практически применимое пособие.
|
251067 |
2002-12-02 21:24:23 |
я
|
ds |
- плохо
|
251850 |
2003-02-14 21:09:38 |
Ильнур
|
|
- Молдца, но надо еще доработать, в смысле по возрастным признакам разбить и т. д.
|
- Ваши разработки найдут, безусловно, практическое применение.
|
253295 |
2003-09-04 19:34:54 |
Сергей
|
|
- Спасибо от моей подруги... сам ничего не понял!
|
- По-моему лучше попроще!
|
253362 |
2003-09-10 20:16:27 |
|
|
-
|
253384 |
2003-09-11 17:19:32 |
Денис
|
|
- офигено
|
- Создатели портала!
А может ввести в дискуссионном клубе должность Админа?
Вас ругань по глупости не обижает?
|
- Создатели портала!
А может, ввести в дискуссионном клубе должность Админа?
Вас ругань по глупости не обижает?
|
253555 |
2003-09-24 16:13:24 |
Aeries
|
|
- ничего хорошего!!!
|
253615 |
2003-09-26 15:40:28 |
Yst
|
|
- НЕ НАШОЛ ТО ЧТО НАДО ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
- По-прежнему жалко мне Ольгу, когда ж кончится это издевательство? Понятно, что знаменитые писатели избалованы женским вниманием не меньше Киркорова с Газмановым, но все-таки иногда бы и по-человечески можно было отнестись к рядовой поклоннице, простой русской девушке!
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
- По-прежнему жалко мне Ольгу, когда ж кончится это издевательство? Понятно, что знаменитые писатели избалованы женским вниманием не меньше Киркорова с Газмановым, но все-таки иногда бы и по-человечески можно было отнестись к рядовой поклоннице, простой русской девушке!
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
- По-прежнему жалко мне Ольгу, когда ж кончится это издевательство? Понятно, что знаменитые писатели избалованы женским вниманием не меньше Киркорова с Газмановым, но все-таки иногда бы и по-человечески можно было отнестись к рядовой поклоннице, простой русской девушке!
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
- SUPER!! дерзайте вы молодцы
|
256061 |
2005-03-29 23:19:56 |
слава
|
|
- Где взять сочинение про ландыши по фотографии В.Гиппенрейтера? спасите от двойки.
|
264991 |
2005-05-17 18:21:56 |
|
|
- НУ ВЫ И ЗАГНУЛИ.НЕ ФИГА НЕ ПОНЯТНО.
|
265732 |
2005-09-08 17:25:16 |
Овечки
|
|
- вы нам очень помогли, могу поспорить, даже наш учитель не смог бы так подготовить урок! особенно прикольные задания!!!
КРУТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
265868 |
2005-09-28 15:26:52 |
Элина
|
|
- Здорово! Мне очень пригодилось !
|
265905 |
2005-10-06 20:50:20 |
|
|
-
|
265934 |
2005-10-10 20:13:43 |
|
|
- Ничего из того, что вы здесь написали, не поняла. Только время зря потрачено! Спасибо! Из за вас завтра получу 2 по литературе!
|
265942 |
2005-10-12 16:06:37 |
wolf
|
|
- НЕ НАШОЛ ТО ЧТО НАДО
|
265943 |
2005-10-12 16:07:01 |
wolf
|
|
- НЕ НАШОЛ ТО ЧТО НАДО
|
266019 |
2005-10-20 22:54:52 |
алечка
|
|
- мне не это нужно было ! но тем не менее , замечательная штука ! не понимают те , кто отрицательно высказывается , насколько это полезно , умно , глубоко ... спасибо за приятное врамяпрепровождение .
|
- Ну, и где опять эти 4 узкоглазых отморозка? Опять, поди, за лисами охотятся . Поймаю - уши оторву :))И даже ни на какого Фромма смотреть не буду :))
|
266059 |
2005-10-26 23:13:38 |
лерка
|
|
- ну что сказать....была бы я заучкой какойнить мне бы,эта тема,я думаю очень бы понравилась и пригодилась,но так как я сюда залезла обнаружить что нить готовенькое и халявненькое....не обнаружив,поняла что не по адресу,но всё равно респект вам!)))
|
266303 |
2005-11-28 18:58:45 |
алька
|
|
- написанно одно,заходишь совсем другое. то что надо,здесь этого нет. я разочарованна.
|
266779 |
2006-01-24 17:24:03 |
wer
|
ww |
- dwfa
|
- Зашел, чтобы найти одно, а почитал - совсем другое!!!
Нужно хоть как-то соответствовать тому, что написанно!!!
|
- Ты еще книгу написала Пиши то что нужно людям,а именно анализ стихотворения "Весенняя гроза" Тютчева
|
268283 |
2006-07-05 19:38:47 |
таня
|
|
- благодаря вам я выиграла олимпиаду! спасибо!
|
- Простите ,что нарушаю Субботний ритуал, но,почтейнейшие, какой рок-н-ролл в час ночи ! И верните же вы, наконец , в читалку "Анатомию человеческой деструктивности " ! Другим ведь тоже учиться надо !
|
269084 |
2006-10-03 19:53:46 |
ольчик
|
|
- отвратительно
|
269372 |
2006-10-24 16:16:27 |
|
|
- Вообще ничего не понятно !!!!!!
|
- Видите ли, дорогая Мария Сергеевна и уважаемый Yuly,юла Вы наша заводная, я из всех душевных болезней предпочитаю Манию Величия , простите, не знаю как это правильно называется по-латыни . Это единственная , на мой взгляд, болезнь, которая помогает своему "счастливому" обладателю избежать многих грубых и непростительных жизненных ошибок . Ну, скажите мне на милость , может ли, например, женщина с комплексом Царицы Савской или Императрицы Цы Си опуститься до какого-то там официанта или сантехника ? Думаю , что ни в жизнь :))Хотя Вам, конечно же, виднее . :))
|
- Видите ли, дорогая Мария Сергеевна и уважаемый Yuly,юла Вы наша заводная, я из всех душевных болезней предпочитаю Манию Величия , простите, не знаю как это правильно называется по-латыни . Это единственная , на мой взгляд, болезнь, которая помогает своему "счастливому" обладателю избежать многих грубых и непростительных жизненных ошибок . Ну, скажите мне на милость , может ли, например, женщина с комплексом Царицы Савской или Императрицы Цы Си опуститься до какого-то там официанта или сантехника ? Думаю , что ни в жизнь :))Хотя Вам, конечно же, виднее . :))
|
270346 |
2006-12-20 17:14:35 |
ы
|
|
- Фуфло
|
270347 |
2006-12-20 17:14:53 |
ы
|
|
- Фуфло
|
- большое спасибо автору! иду на практику! а вот если попадется эта неграмотная мелочь...не завидую им.:))
|
- Судье
"А судьи кто?" :)
|
271447 |
2007-02-09 14:47:01 |
саша
|
|
- это интересно мне как учителю литературы и полезно. я воспользуюсь этими материалами при подготовке к урокам словесности
|
271606 |
2007-02-15 19:47:46 |
|
|
- Люди где взять соч про ландыши по фотографии В. Гиппенрейтера? Please!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
277047 |
2007-09-11 18:15:25 |
Yulia
|
|
- подскажите где найти или пришлите портреты И.Бунина!учебник отличный!!!!!
|
277930 |
2007-11-15 22:17:20 |
|
|
- очень хорошо
|
- помоему нормал!
достойно внимания!!!!
|
279287 |
2008-01-29 16:03:32 |
ольчик
|
|
- ничё ненашла!!!!!!!!!!
|
279790 |
2008-02-26 22:12:46 |
Вика
|
|
- спасиб, Гроза заболоцкого пригодилась))
|
279824 |
2008-02-28 14:39:43 |
лена
|
|
- ни че не нашла
|
- Книга ВЕЛИКОЛЕПНАЯ! Очень рада, что нашла ее! Теперь буду учиться сама и учить своих семиклашек! Спасибо!
|
280675 |
2008-04-15 09:01:03 |
Аноним
|
|
- Не очень!!!!!!!!!
|
- Написали все то,что мну не надо!!!!!!!!!!про Фета даваййййййй
|
281237 |
2008-05-10 13:22:53 |
Аленка
|
|
- написанно очень много, но все -таки мне пригодиться
|
284074 |
2014-11-26 23:30:58 |
|
|
- у вас всё полное дерьмо,понятно
|
284381 |
2008-10-22 22:39:35 |
|
|
-
|
284832 |
2008-11-26 19:28:44 |
Ирина
|
|
- Настоящий учитель и отличный методист Н.В. Беляева создала настольную книгу для учителя! Спасибо!!!
|
284881 |
2008-11-30 13:58:35 |
|
|
- Огромное спасибо за книгу!
|
285589 |
2009-01-16 12:10:30 |
Дуся
|
вро |
- это спам!!! тупо!!!
|
285605 |
2009-01-16 18:33:34 |
Анна
|
|
- Спасибо! Всё правильно и хорошо! А дураки пусть сами всё придумывают
|
285691 |
2009-01-19 22:03:53 |
юлия
|
|
- Очень хорошие материалы!!! Спасибо огромное:).
|
- YTBYNTHTCYJ НЕИНТЕРЕСНО
|
286175 |
2009-02-05 13:10:02 |
ди
|
|
- ффффффффффуууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу
|
286377 |
2009-02-12 15:19:22 |
|
|
- круто.........................
|
- Я просил Вопрос Насколько частей разделено стихотворение этот вопрос есть а ответа нет надо бы исправить чтоб я сюда еще зашел!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
|
286639 |
2009-02-26 20:07:31 |
элина
|
|
- уууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууужжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааасссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс
|
287248 |
2009-04-12 11:04:37 |
Алекса
|
|
- Отличное пособие для начаинающих учителей-практиков
|
- Спасибо за Ваш труд. Привет с озерской земли. Мы Вас помним, любим и радуемся Вашим успехам.
|
287811 |
2009-05-19 10:04:26 |
Олеся
|
|
- Большое спасибо за книгу. очень помогла при написании дипломной работы!!
|
289975 |
2009-09-19 01:49:25 |
|
|
- я в восторге.этот материал мне очень помог.СПАСИБО
|
- Спасибо! Интересный и нужный материал. Очень помог моей дочери в выполнении творческих заданий по литературе.
P.S.Храню добрые детские воспоминания о Вас и вашей семье.
|
291203 |
2010-01-04 14:50:32 |
Ясная
|
|
- Большое спасибо!!! Очень сложно найти какую-нибудь информацию про то, КАК сопоставлять стихотворения, а у вас хоть немного, но есть. А так на всех сайтах висит только статья Ирины Щербиной и больше ничего (ну, при часах поисков находится ещё пара, но этого мало(((
|
291750 |
2010-02-09 19:50:40 |
|
|
- фигня
|
291892 |
2010-02-18 18:23:55 |
|
|
- прикольно
|
- - Огромное спасибо за материал. Очень пригодился для самообразования.
|
291972 |
2010-02-24 22:56:53 |
юля
|
|
- мне многое понравилось
|
292123 |
2010-03-08 18:24:30 |
|
|
- Ну для тех, кто ничего не понял, по-моему вы просто адресом ошиблись. Какая вам литература, по вам подъезды плачут.
|
292162 |
2010-03-10 20:59:04 |
|
|
- очень понравилось, серьёзно и красиво!
|
292242 |
2010-03-15 21:25:36 |
|
|
- eeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeettttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttreeerrggggggggdffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffgggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggdddddddddddddddddddddddddddddddddddddiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmjjjmttbfcqdddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddd
|
292395 |
2010-03-28 20:45:35 |
катя
|
|
- ваш материал мне очень понравился и он мне поможет хорошо подготовиться к экзамену. Спасибо большое)))
|
292555 |
2010-04-11 00:41:31 |
Ольга
|
|
- Благодарю Вас за подробное освещение важных для меня вопросов. Вы очень мне помогли!
|
292613 |
2010-04-14 21:33:28 |
|
|
- ПО-моему для учеников это бесполезно,ну а учителям может пригодиться))))))))
|
292652 |
2010-04-19 18:45:28 |
дима
|
|
- мне не очень понравилось простому ученику этого непонятЬ!!
|
292930 |
2010-05-13 15:19:00 |
Анна
|
|
- Очень хорошие рекомендации по интерпретации литературного произведения. Правда, есть замечания к примерам, поданным в качестве иллюстраций: при хорошем лингвистическом анализе приведенным интерпретациям не хватает именно литературоведческого анализа средств художественной выразительности. Практически не рассматривается роль метафор, эпитетов, сравнений и др. в стихотворениях. Поэтому, на мой взгляд, все представленное - это лингвистический анализ художественного текста. От литературы тут только сведения из истории литературного процесса, совсем немного теории и биографии.
И еще: к сожалению, подобную интерпретацию способен сделать только филологически грамотный человек. А это не каждый выпускник даже гуманитарного класса.
|
294167 |
2010-10-17 19:59:19 |
Оксана
|
|
- Спасибо. я как раз начинаю работу по Серебряному веку. очень помогает! от души спасибо.
|
- Уважаемая Оксана, смею ли предложить Вам свою в Переплёте работу -
"Серебряный век, обернувшийся веком кровавым"?
|
294646 |
2010-11-17 20:35:10 |
|
|
- у вас свои ТАРАКАНЫ в голове!!!А ЧЕ ДЕТЯМ МОЗГИ ТО КОМПОСИРОВТЬ!!!!
|
295050 |
2011-01-12 12:49:17 |
ксюша
|
|
- можно было и ответы написать на все вопросы
|
295713 |
2011-04-20 21:24:42 |
|
|
- The muck, I was terrified!!!!!
|
295769 |
2011-04-28 19:07:28 |
|
|
- фууууууууууу
|
295781 |
2011-05-02 16:56:49 |
|
|
- плохо
|
- Отличный стих!!! Мне очень понравилось Ваше стихотворение, если для Вас не составит труда, пожалуйста опубликуйте его на международном литературном портале http://www.topavtor.com/, в разделе лирические стихи.
|
297226 |
2011-10-26 20:26:26 |
|
|
- gde analiz blin
|
- Очень основательное и поучительное пособие. Низкий поклон автору.
|
- ╚всякое подлинно поэтическое произведение есть познание мира в индивидуальном его восприятии╩.
А задумайтесь, не более ли прав Атанас Натев: искусство (в том числе и поэтическое) есть непосредственное и непринуждённое ИСПЫТАНИЕ сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества.
От вашей сентенции отличается: 1) не познанием и восприятием, а испытанием, 2) кроме индивидуального познания-восприятия содержит много ещё чего конкретного: непосредственное, непринуждённое, сокровенное, совершенствование человечества.
Кроме того индивидуальное познание-восприятие есть много в чём (и в игре, и в труде, и в ином развлечении, и в учёбе), а набор Натева только в искусстве, да ещё и искусстве, понимаемом как идеологическое искусство (где таки испытывается - противоречиями), а не прикладное (где заражение, внушение).
╚Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции "могут возводиться в ранг значимых" и что "любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения"╩.
Но именно Лотман при этом принципиально отказался вникать в семантику. Его интересует только КАК, а не ЗАЧЕМ ТАК. Приведите хоть один пример выведения им ЗАЧЕМ ТАК. Не приведёте.
╚До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему "Евгений Онегин" написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова - анапестом╩.
Я не дочитаю ваше сочинение до конца, но уверен, что и у вас нет ответа на этот вопрос. Приведите у Лотмана пример конкретного ответа, и я извинюсь за упрёк.
Нарочно поискал место, где у вас стихотворение есть. Нашёл: ╚Когда вы долго слушаете споры╩. Никакого ЗАЧЕМ ТАК не вижу. Возьму следующее: ╚По небу голубому╩. Есть ЗАЧЕМ ТАК. Для звукоподражания, по-вашему. И всё?! Стоило Маршаку городить огород сочинять это стихотворение?! Или, может, это произведение прикладного искусства, детское стихотворение, призванное развить у ребёнка слух к ритму? Нет. Я просмотрел 8 сайтов, выданных по запросу поисковику ╚Маршак детские стихи╩ - этого нету. Так что: это взрослому нужно? В качестве ╚познания мира╩? Что сверху вниз падает дождь и сильнее всего шумит на ведре?.. Может, взрослому и нужно Для бездумного провождения времени. Так тогда и нужно было к ЭТОМУ привести! А этого нет.
|
- Лисинкеру.
Вот именно, что по поводу. Вот так люди вокруг да около ходят и удовлетворяются: постигли, мол. Этак и молчать можно: протелепал, мол.
Нельзя ТАК возражать против уроков постижения лирики.
|
- Воложину /
Это не возражение, уважаемый литературовед. Это стихи. Это
... тот Добрый звон / Который / До самой смерти слущать.
Копить, как скряга, / Жадничать, хранить. /
И звоном переполненную душу
Однажды взять и людям подарить.
--
А Вы с каким-то микроскопом ходите и сверяете: сходится или не сходятся эти строки с теми мерками, которые у Вас в шкафах имеются. Так что, извините. Забудем лучше. В разные окна мы смотрим.
|
- Лисинкеру.
А я о чём? И я ж о том же: в разные. Наталья Беляева (неудачно) и я (удачно) смотрим, в окно под названием ╚постижение лирики╩, а вы по вашему же собственному признанию в окно под названием ╚по поводу у р о к о в п о с т и ж е н и я л и р и к и╩. ПО ПОВОДУ! Что я и заострил своим выпадом против вас.
Вы ж, в сущности, говорите то же, что некоторые говорят не понимающим классическую музыку: ходите и слушайте, ходите и слушайте понимание придёт само.
Чёрта лысого оно придёт само!
Нужны уроки понимания. Но только не такие, какие предлагает Наталья Беляева (позволю себе написать, мало что прочтя из её уроков, но видно пана по походке).
|
302236 |
2012-10-10 20:06:43 |
диана
|
|
- не нашла то чего я хотела
|
302237 |
2012-10-10 20:09:11 |
|
|
- не нашла того чего хотелось бы в прочем отстой
|
303368 |
2013-01-14 23:15:22 |
|
|
- весьма прилично
|
- Спасибо за материал. А где список источников? Сноски есть, а источников нет.... :(((
|
- А это и есть только для ссылки наверное (на каторгу или в царское село на побыку).
|
Copyright (c) "Русский переплет"