Уроки постижения лирики
... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
И. Ф. Анненский.
Уроки обучения выразительному чтению
Уроки "стилистического эксперимента"
Уроки комбинированного типа
Чаще всего при изучении лирики учитель организует уроки комбинированного типа, которые включают в себя и элементы уроков-концертов, и рассказы о страницах биографии писателей, и углубленный анализ лирических текстов, который характерен для уроков-практикумов. В таких уроках уместны и творческие задания, связанные со "стилистическим экспериментом", и подготовка к будущим сочинениям, являющимся самостоятельными интерпретациями, связанными с "овеществленным" пониманием.
Новые школьные программы и учебники литературы включают в себя материалы, позволяющие учащимся обращаться к интереснейшим явлениям русской поэзии. Например, семиклассников ждет на уроках литературы счастливая встреча с одним из самых требовательных, скрупулезно оттачивающих свое мастерство поэтов ХХ века. Это Иван Алексеевич Бунин. Знакомство с одним из величайших мастеров слова, несомненно, поможет формированию художественного вкуса подростков, подготовит их к умению отличать настоящую, хорошую литературу от плохой.
Почему Бунин, в отличие от многих, с годами не изживает себя, а только по-новому раскрывается? Этому причиной его дарование, его поразительный талант видеть, подмечать все вокруг, глядеть на вещи глубже, чем обычные люди. Именно на эти качества бунинской поэзии, наиболее отчетливо проявившиеся в его общении с природой, указывает К. Г. Паустовский в своем очерке "Иван Бунин": "Русский пейзаж с его мягкостью, застенчивыми веснами, с его невзрачностью, которая через короткое время оборачивается тихой печальной красотой, нашел наконец своего выразителя, никогда не пытавшегося его приукрасить. Не было в русском пейзаже даже самой малой малости, которую бы не заметил Бунин".
Этот дар отчетливо проявился у мальчика Ванечки Бунина, когда он еще учился в Елецкой гимназии. Этому периоду жизни писателя посвящен замечательный рассказ Ю. М. Нагибина "Учитель словесности", чтением фрагментов из которого можно начать первый урок о Бунине.
Выразительное, эмоциональное чтение рассказа учителем вслух - один из путей настроя школьников на совместную исследовательскую деятельность. Это и оригинальный, неназойливый путь знакомства с биографией писателя. И хотя рассказ достаточно большой, сокращенный вариант для чтения на уроке занимает около 5 минут и подчеркивает главное в облике юного Ивана Бунина - его поразительную наблюдательность и чувство слова, художественное превосходство его таланта над серенькими литературными потугами учителя словесности Варсанофьева. После этого можно побеседовать о рассказе Ю. М. Нагибина, воспринятом на слух:
Общими усилиями ребята приходят к выводу, что юный Ваня Бунин был удивительно красив: тоненький, стройный, с твердым взглядом синих глаз. Он гордился своим званием столбового дворянина, читал серьезную литературу ("Одиссея"), пробовал писать стихи. Ему была присуща поразительная наблюдательность, внимание к деталям, любовь к Родине и родной природе и умение находить для описания своих чувств самые точные и выразительные слова русского языка. Эти выводы должны подвести учеников к осознанию главных целей урока:
Биографию писателя можно изложить в виде короткого рассказа учителя (или прочитать по учебнику). По ходу рассказа уместно показать ребятам несколько портретов Ивана Бунина (молодого и зрелого возраста), а также герб рода Буниных, фотографии Ельца (здание гимназии), красивейших уголков природы воронежских и орловских краев.
Настроить класс на восприятие бунинской поэзии помогут народные песни, такие как "Ой да ты, калинушка" или "Степь да степь широкая", которые можно найти в школьной фонохрестоматии для уроков музыки.
Следующим этапом урока о Бунине-поэте могут стать наблюдения за красками, звуками, запахами и живописными словами, которыми наполнены его стихи. До урока нескольким учащимся можно поручить подготовить для выразительного чтения такие стихи, как "Не видно птиц. Покорно чахнет...", "Все лес и лес. А день темнеет...", "На окне, серебряном от инея...", "Гаснет вечер, даль синеет...", "Бушует полая вода..." и др., найти и объяснить с помощью словаря непонятные слова. Затем во время чтения стихов в классе попросить 4 группы учащихся выполнить групповые задания:
Одно из этих стихотворений должно быть обязательно прочитано самим учителем, не только являясь образцом чтения и настраивая на соответствующее восприятие, но и убеждая ученика в том, что учитель готов сотрудничать с ним, что он тоже в поиске нужных поэтических интонаций и не заставляет ученика выполнять какую-либо работу, а делает ее вместе с ним.
В результате этой деятельности у ребят появляются записи, которые помогут им накопить материал для творческой работы.
Краски:
Чернеет темная листва, черные бугры, белые пары, наполнены светом, ярким солнечным пятном, небо голубеет, вода сверкает, на окне, серебряном от инея, закат краснеет, низы синеют, седой росой и др.
Звуки:
Убаюкан шагом конным, ветер звоном однотонным гудит-поет в стволы ружья, вода шумит, бушует, кричат стада грачей, вода журчит, крик петухов, звон к вечерне, кукушка медленно кукует и др.
Запахи:
Пахнет сыростью грибной, день свеж, воздух нагрет, свежий запах сада, теплый запах талых крыш, пахнет медом и др.
"Живописные слова":
Чахнет больной лес; день угрюм; солнце, бодрое от холода; по полу зайчики трепещут ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает; трава седой росой в лугах белеет; сосны вереницей идут, как рать сторожевых; солнце мутное жар-птицей горит и др.
Кроме того, возможна фронтальная беседа с классом по следующим вопросам:
Логическим продолжением темы родины в стихах Бунина станет анализ стихотворения "Родина". Его можно провести по следующим вопросам и заданиям:
Часть этих заданий можно предложить ребятам для индивидуальной и групповой работы (в том числе и домашней), приобщая к деятельности исследовательского характера.
Итогом этой работы станут ответы на вопросы:
Кроме того, можно предложить ребятам рассмотреть иллюстрации, помещенные на форзацах учебника, их собственные рисунки о природе и подумать, созвучны ли они стихам Бунина. Какие слова и выражения могут стать подписями к этим иллюстрациям и рисункам?
Значительная часть урока может быть посвящена выполнению творческих заданий. Подбор эпитетов, глаголов, рифм помогает ребятам глубже почувствовать слово, найти яркие и выразительные слова для своих будущих сочинений.
Задание 1. Вставьте в стихотворение пропущенные эпитеты.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел ________ дождь косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над _________ лесами.
Тепло и _______ блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березках у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел ________ лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют _________ дождь своих _________ слез
И улыбаются сквозь слезы.
Какие краски, звуки, запахи, живописные слова вы заметили? Каков человек, восхищающийся летним дождем?
При выполнении этого задания ребят можно объединить в творческие пары и каждой паре дать по одному четверостишию, что экономит время. Важнейший момент работы - обсуждение возможных вариантов и выяснение преимуществ одного варианта перед другим. Так, к слову "дождь" ребята подобрали следующие эпитеты: июльский, весенний, недолгий, - но все они явно уступают бунинскому "внезапный". К слову "лесами" учащиеся нашли определения "темными", "летними", "свежими", "орошенными", "обновленными". Первые три определения изменяют длину стихотворной строки, она кажется "обрубленной" и только слово "свежими" по лексическому смыслу близко авторскому "освеженными". Интересна находка "орошенными". Это слово использовал, оказывается, и сам И. А. Бунин в первой редакции стихотворения (22, 427).
При работе над второй строфой появляются "яркий" блеск, "мокрый" блеск. Однако сами школьники утверждают, что бунинское "влажный блеск" лучше, так как в этом стихотворении звук л как бы "склеивает" смысл двух слов в единое целое, и он переливается, играя бликами солнца, отраженного в капельках влажного после дождя леса.
Наиболее удачно дети работали с третьей строфой. К слову "лес" были найдены эпитеты "звучный", "звонкий", что не уступает бунинскому "шумный", а третий стих в лучшем ученическом варианте звучит, как "роняют робкий дождь своих хрустальных слез", что ничуть не хуже бунинского "роняют тихий дождь своих алмазных слез".
При ответе на дополнительные вопросы школьники еще раз подчеркивают, как должен быть внутренне богат человек, восхищающийся летним дождем, и неизбежно примеряют этот человеческий опыт к себе.
Задание 2. Восстановите в стихотворении пропущенные рифмы.
Родник
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и ___________
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник __________
Кипит, играет и __________
Крутясь хрустальными ________
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге __________
Дрожат мозаикой ___________
Каково отношение автора к описанной картине? Обоснуйте ваше мнение.
При выполнении этого задания важно указать ребятам, что рифма в строфах стихотворения не парная, а опоясывающая (кольцевая). Ведь в каждой паре рифм нет именно второго компонента, и подобрать его можно по имеющемуся рифмующемуся слову. Если этого не сделать, текст из прозрачного, легкого, становится уродливым, тяжеловесным, что замечают и сами школьники. Например, таким:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и ветвистой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник живой.
Сравните с бунинским оригиналом.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
В работе над второй строфой ребята без труда находят глагольную рифму в первом стихе "спешит" или близкую к ней "журчит". А вот рифмующееся слово второго стиха "клубами" найти значительно труднее. Варианты школьников - "волнами", "кругами".
Наиболее распространенной ошибкой в работе над третьей строфой было то, что, вместо бунинского слова "голыши" в третьем стихе, абсолютное большинство учащихся поставило слово "камыши", не задумываясь о том, как же это они могут дрожать в светлой влаге, то есть под водой.
Задание 3. Вставьте в стихотворение пропущенные глаголы-олицетворения.
Под вечер
Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу...
В окно зарница ________ тревожно...
Притихший соловей в сирени на валу
_________ трели осторожно.
Гром, проворчав в саду, ________ за гумно;
Но воздух _________ , небо _________ ,
А тополь _________ в открытое окно
И ладаном благоухает.
Какую роль играют в этом тексте глаголы-олицетворения?
Выполнение этого задания вызывает значительные трудности у учащихся. Если в первой строфе все-таки ребята смогли найти подходящие варианты "в окно зарница (смотрится, расцвела) тревожно" и сравнили их с бунинским "глянула", указывающим на однократность, мгновенность действия, вспышку зарницы, то пропущенное сказуемое к слову "соловей было найти труднее. Лишь некоторые учащиеся приблизились к авторскому варианту, написав "заводит трели" вместо "выводит трели".
Самые внимательные семиклассники указали, что слово "выводит" лучше, так как оно говорит о качестве пения соловья, его изяществе, отточенности.
В первом стихе второй строфы дети вставили глагол "свалился", который, хотя и экспрессивнее бунинского "скатился", но явно грубее. Второй стих был у учащихся явно неудачным - "воздух дует, небо покрывает", вместо авторского "воздух меркнет, небо потухает", который передает сгущающиеся краски вечера. А в третьем стихе найденное ребятами слово "смотрится" тоже имело определенную поэтическую неточность. Ребята сказали, что тополь мог смотреть в открытое окно, ведь в него нельзя смотреться, как в зеркало (окно открыто), но в этом случае страдает ритм. Слово "тянется", которое придает бунинскому оригиналу живость, движение, казалось самым трудным
Задание 4. Составьте из отдельных стихов (строк) текст стихотворения "Речка" (стихотворение предварительно разрезано на строки). Каким вы представляете себе автора этих строк? Каково его отношение к природе?
Речка
Светло, легко и своенравно
Она блестит среди болот
И к старым мельницам так плавно
Несет стекло весенних вод.
Несет - и знать себе не хочет,
Что там, над омутом в лесу,
Безумно Водяной грохочет,
Стремглав летя по колесу, -
Пылит на мельницах помолом,
Трясет и жернов и привод -
И, падая, в бреду тяжелом
Кружит седой водоворот.
Выполнение этого задания, несмотря на его значительную сложность, проходит у детей с наибольшим интересом. Переставляя строки стихотворения, они не перестают удивляться, как неведомые стиховые законы "держат" текст, в котором все связано и по смыслу, и грамматически, и подчинено логике звучания, развитию лирического сюжета. Угаданные семиклассниками правильные варианты расположения строк в стихах вызвали у них неподдельную радость и гордость, оттого что поняли, оттого что насладились красотой звучания, постигли "эмоции формы".
Обобщением по уроку станут ответы на итоговые вопросы:
К заданию на дом следует подойти дифференцированно, то есть. предложить ребятам выполнить из двух заданий наиболее интересное для себя:
В сочинения возможно включить накопленные на уроке слова и выражения из бунинских стихов. Интересны в этом плане творческие домашние работы семиклассников средней школы ╧ 8 г. Конаково Тверской области, где были проведены уроки на основе изложенной методики:
Какой я представляю свою Родину в стихах И. Бунина?
Читая стихи И. Бунина, я сделала вывод, что Родина для него - небо, поле, лес, луга, то есть наша русская природа. Она для него часть его самого, он и Родина - одно целое. Поэт сам признается нам в этом: "Ты раскрой мне, природа, объятия, чтоб я слился с красою твоей!" Но его Родина - скромная и гордая, нежная и яркая, кроткая и смелая. Поэт подмечает в природе то, что не дано видеть простому человеку. Его зрение и слух особенные: точные, острые. Только Бунин заметил, что дождевая капля падает, точно шляпка гвоздя, что головка у ласточки сине-черная, а чайка ныряет, как поплавок. И слова он находит особенные, то есть "живописные". У него не просто солнце, а жар-птица, не иней на стекле, а хризантемы расцвели. А осенний лес он сравнивает с расписным теремом. Слушая стихи И. Бунина, не только представляешь живописные картины природы, но даже чувствуешь запахи грибной сырости и гречихи, слышишь звуки цокота копыт и свист ветра в осеннем лесу...
(Наташа И., 12 лет).
Опишите какой-либо предмет или явление природы так, чтобы в ваших описаниях были краски, звуки, запахи, "живописные " слова.
Зима
День обычный метель нарушила,
Позабыв про крещенский мороз,
Распустила на окнах кружево
Словно слезы крошечных звезд.
(Володя Т., 13 лет).
Перед грозой
Я сидел в своей комнате и рассматривал комиксы. Вдруг все вокруг потемнело, а по журналу, словно мухи, расползлись знакомые строчки. "Что случилось?" - подумал я и выглянул в окно. Лохматые тучи грозно ползли по свинцовому небу. Испуганные деревья шумели все громче и громче. А небо неумолимо темнело.
"Быть грозе", - решил я и выскочил во двор. Градом сыпанул ошеломленный дождь. "Началось!" - крикнул я и стрелой полетел по мутно-ржавым лужам. Уж очень хотелось обогнать грозу. Но грома не было. Молнии - тоже. "У страха глаза велики", - сказал я сам себе и с удовольствием подставил разгоряченное лицо серебряным нитям дождя.
(Илья З., 13 лет)
В заключение урока учащимся можно сообщить, что октябрьской революции И. Бунин не принял, он уехал во Францию и долгие годы, до конца своих дней, прожил вдали от Родины, которую любил горячо и страстно. Символом России навсегда остались для него светлые березовые леса, полевые цветы, поля созревшего хлеба, купола русских церквей. Эмоциональным финалом урока стало чтение одного их лучших стихотворений И. Бунина о Родине, исполненного на фоне колокольных звонов (может быть использован фрагмент грамзаписи "Ростовские звоны"):
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11 классах
|
|
|
ПОЛНОЕ ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"А судьи кто?" :)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P.S.Храню добрые детские воспоминания о Вас и вашей семье.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А задумайтесь, не более ли прав Атанас Натев: искусство (в том числе и поэтическое) есть непосредственное и непринуждённое ИСПЫТАНИЕ сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. От вашей сентенции отличается: 1) не познанием и восприятием, а испытанием, 2) кроме индивидуального познания-восприятия содержит много ещё чего конкретного: непосредственное, непринуждённое, сокровенное, совершенствование человечества. Кроме того индивидуальное познание-восприятие есть много в чём (и в игре, и в труде, и в ином развлечении, и в учёбе), а набор Натева только в искусстве, да ещё и искусстве, понимаемом как идеологическое искусство (где таки испытывается - противоречиями), а не прикладное (где заражение, внушение). ╚Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции "могут возводиться в ранг значимых" и что "любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения"╩. Но именно Лотман при этом принципиально отказался вникать в семантику. Его интересует только КАК, а не ЗАЧЕМ ТАК. Приведите хоть один пример выведения им ЗАЧЕМ ТАК. Не приведёте. ╚До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему "Евгений Онегин" написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова - анапестом╩. Я не дочитаю ваше сочинение до конца, но уверен, что и у вас нет ответа на этот вопрос. Приведите у Лотмана пример конкретного ответа, и я извинюсь за упрёк. Нарочно поискал место, где у вас стихотворение есть. Нашёл: ╚Когда вы долго слушаете споры╩. Никакого ЗАЧЕМ ТАК не вижу. Возьму следующее: ╚По небу голубому╩. Есть ЗАЧЕМ ТАК. Для звукоподражания, по-вашему. И всё?! Стоило Маршаку городить огород сочинять это стихотворение?! Или, может, это произведение прикладного искусства, детское стихотворение, призванное развить у ребёнка слух к ритму? Нет. Я просмотрел 8 сайтов, выданных по запросу поисковику ╚Маршак детские стихи╩ - этого нету. Так что: это взрослому нужно? В качестве ╚познания мира╩? Что сверху вниз падает дождь и сильнее всего шумит на ведре?.. Может, взрослому и нужно Для бездумного провождения времени. Так тогда и нужно было к ЭТОМУ привести! А этого нет.
|
Вот именно, что по поводу. Вот так люди вокруг да около ходят и удовлетворяются: постигли, мол. Этак и молчать можно: протелепал, мол. Нельзя ТАК возражать против уроков постижения лирики.
|
Это не возражение, уважаемый литературовед. Это стихи. Это ... тот Добрый звон / Который / До самой смерти слущать. Копить, как скряга, / Жадничать, хранить. / И звоном переполненную душу Однажды взять и людям подарить. -- А Вы с каким-то микроскопом ходите и сверяете: сходится или не сходятся эти строки с теми мерками, которые у Вас в шкафах имеются. Так что, извините. Забудем лучше. В разные окна мы смотрим.
|
А я о чём? И я ж о том же: в разные. Наталья Беляева (неудачно) и я (удачно) смотрим, в окно под названием ╚постижение лирики╩, а вы по вашему же собственному признанию в окно под названием ╚по поводу у р о к о в п о с т и ж е н и я л и р и к и╩. ПО ПОВОДУ! Что я и заострил своим выпадом против вас. Вы ж, в сущности, говорите то же, что некоторые говорят не понимающим классическую музыку: ходите и слушайте, ходите и слушайте понимание придёт само. Чёрта лысого оно придёт само! Нужны уроки понимания. Но только не такие, какие предлагает Наталья Беляева (позволю себе написать, мало что прочтя из её уроков, но видно пана по походке).
|
|
|
|
|
|
|