Уроки постижения лирики
... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
И. Ф. Анненский.
Уроки обучения выразительному чтению
Уроки "стилистического эксперимента"
Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11 классах
В старших классах учащиеся становятся на путь изучения историко-литературного процесса. Это не случайно. Ведь в этом возрасте читательские и жизненные интересы школьников распространяются в мир общий. Перед читателем-девятиклассником встает главная проблема возраста: каков мир вокруг меня и каков я в этом мире? Читатели начинают осознавать причинно-следственные связи в видении жизни сегодняшней и минувших эпох. У учащихся возникает потребность осознать целостную картину мира, за конкретным проявлением жизни увидеть логику исторического развития, подчиненную "общему закону". Девятиклассники проявляют повышенный интерес и внимание к художественной форме, нахождению внутренних связей текста. Для учащихся этого возраста чрезвычайно важным становится интеграция различных искусств в одном уроке. Доминанты психического развития личности неизбежно сказываются в отношении ученика к искусству, причем задача развития восприятия искусства решается более эффективно, если к ней подходить комплексно. Отношение к музыке на уроке литературы является способом проверки чуткости эмоциональной реакции, произведения изобразительного искусства помогают в развитии образной конкретизации. В. Г. Маранцман подчеркивает, что в этом возрасте литература помогает подросткам видеть "происхождение чувств и мыслей, история - социально мотивировать их, язык - воплощать" (83, 12).
Сложность курса литературы в 9 классе велика потому, что читатели-школьники должны обращаться к литературе древней, эпоху создания которой и сегодняшнего учащегося разделяют несколько веков. Это требует актуализации художественного материала в сознании подростков. В. Г. Маранцман справедливо подчеркивает, что "этому способствует современное прочтение произведений классики античности, средневековья и Возрождения в школе, вычленение в тексте духовных и эстетических проблем, близких современному читателю, и выявление традиций классической литературы в современном искусстве, чтобы ученики смогли реально услышать эхо далеких эпох, увидеть немеркнущий свет искусства прошлого" (83, 13).
Но если в 5 - 8 классах наблюдения за "эмоциями формы" носили фрагментарный характер, то к девятому классу с развитием перцетивных способностей возможным стал разговор о строгих стихотворных формах (например, сонет и его разновидности). Школьники задумываются о творческом процессе, когда поэту приходится совершенствовать поэтическую форму в процессе создания лирического текста и появляются разные редакции одного и того же стихотворения, которые интересно сравнивать, разные переводы одного и того же стихотворения и др. Для успешного решения этих задач анализа лирики можно использовать уроки интегрированного типа.
Уроки интегрированного типа
В современной методике преподавания литературы уроками интегрированного типа принято считать уроки, в которых объединяются знания из разных наук, обычно близких: истории и литературы, литературы и изобразительного искусства и др. В школьной практике такие уроки нередко ведут два учителя и уроки называются бинарными. Однако возможны уроки интегрированного типа, на которых учащихся знакомятся с информацией из различных областей знаний, но ведет их один учитель, обладающий широким культурным кругозором. На таких уроках знания из области истории и теории литературы могут сочетаться с иностранным языком, музыкой, изобразительным искусством.
Показателен в этом плане урок, который мы назвали "Экскурс в историю сонета". Не знакомые с сонетом девятиклассники могут при изучении творчества Ф. Петрарки, В. Шекспира не обратить внимания на особенности сонетной формы и содержания.
Урок начинается с чтения "Сонета о сонете" А. С. Пушкина. Текст может быть записан на доске, спроецирован на экран через графопроектор или напечатан на карточках, лежащих на каждой парте, но обязательно должен восприниматься не только на слух, но и зрительно. После чтения сонета учитель проводит небольшую фронтальную беседу для выявления читательского восприятия:
В результате школьники приходят к выводу, что сонет - это стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена (четверостишия) и 2 терцета (трехстишия). Катрены обычно имеют перекрестный (абаб) или кольцевой (абба) способ рифмовки с повторяющейся одной и той же парой рифм. Более свободно расположены 2-я и 3-я равнозвучащие рифмы в терцетах.
Варианты рифмовки в терцетах:
Вступительное слово учителя может быть таким:
- Cегодня на уроке речь пойдет о сонете, интереснейшем литературном жанре, отличающемся строгой поэтической формой. Мы проанализируем ритмику, строфику и идейное своеобразие сонетов разных времен и народов. Образную картину сонета дает нам современная поэтесса Новелла Матвеева в своем стихотворении "К сонету":
На четырех на бронзовых своих
Широких ножках, вроде львиных лап,
Четырнадцатистрочный прочный стих
Стоит в веках - и сдвинулся хотя б!
Эти строки можно взять эпиграфом к уроку. Итоговые вопросы классу помогают закрепить в сознании учащихся особенности сонетной формы и запомнить лучших авторов сонетов.
Действительно, древнему и вечно юному сонету без малого 800 лет: к сонету обращались во все времена. Лучшие мастера сонета: Петрарка, Шекспир, Пушкин, Брюсов, Волошин, Бальмонт, Маршак, Антокольский, Эренбург, Набоков, Солоухин, - подарили литературе немало красивейших сонетов. Если верить легенде, пересказанной в книге законодателя европейского классицизма Никола Буало "Поэтическое искусство", то честь изобретения сонета принадлежит богу искусств Аполлону:
В тот день, когда он был на стихоплетов зол,
Законы строгие Сонета изобрел.
Вначале, молвил он, должны быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершенную хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нем повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной,
Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный.
(Перевод Э. А. Линецкой) (21, 70)
Действительно, сонету почти 800 лет. Он родился в Италии, точнее в Сицилии, в конце ХIII века, а подлинного расцвета достиг в творчестве Франческо Петрарки.
Помочь девятикласснику перенестись в то далекое время, эмоционально настроясь на волну раннего Возрождения, может музыка "Ave Maria" И. С. Баха и Ш. Гуно в исполнении И. Архиповой в Домском соборе Риги. Мы эмоционально переносимся в атмосферу эпохи Возрождения, эпохи вечных ценностей, эпохи преклонения перед божественной красотой женщины, эпохи высокой и чистой любви, любви духовной, а не телесной, такой, какой Петрарка любил свою Лауру.
Учитывая особенности возраста, интерес школьников к неожиданным и занимательным любовным историям, мы рассказываем ребятам легенду о любви Петрарки и Лауры:
- Рассвет едва занимался, когда Петрарка вышел из дома ... Наступил знаменательный, незабываемый для Петрарки день. Много лет назад таким же апрельским утром он увидел белокурую красавицу с черными глазами. Звали ее Лаура. Двадцать один год Петрарка любил эту женщину, хотя она была замужем и стала матерью одиннадцати детей, пока ее не унесла беспощадная чума. Он любил духовной любовью, почитая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, не смея мечтать о греховном прикосновении. Чувство к Лауре, далекое от земных вожделений, вдохновило его на создание дневника любви - свыше трехсот сонетов. В этот апрельский день Петрарка ждал с нетерпением встречи с мастером Гвидо, которому заказал камею из облачного агата с изображением Лауры. Итальянцы верили в магическую силу камей, способных уберечь от дурного глаза, приворожить красавицу и сохранить любовь. Петрарка знал старинную легенду о любви императора Карла Великого и чудодейственной силе камеи. Любовь императора к женщине, имя которой неизвестно, была такой сильной, что он забросил все государственные дела, а когда даму его сердца унесла скоропостижная смерть, не отходил от трупа. Один священник волею божией разгадал загадку этой любви. Во рту у умершей дамы сердца лежала камея в виде крошечного колечка, которая обладала необычным свойством - сохранять любовь. Священник приказал забросить колечко далеко в болото, и даму похоронили, но сила камеи продолжала действовать: Карл приказал построить дворец с храмом посреди болота, жил в нем, пил воду из болота и там же был похоронен. Петрарка мечтал, чтобы и камея, сделанная мастером Гвидо, обладала такой же силой, и, когда увидел изображение, был потрясен: Лаура, словно живая, глядела на него так, что сама Лета была бессильна отнять ее у него. Резчик с удовольствием заметил, что старался следовать описанию внешнего облика дамы, каким его нарисовал Петрарка в своих стихах (14, 8 -20).
Центральная часть урока представляет собой выполнение творческих заданий, связанных с анализом и интерпретацией сонетов. Начиная с древности, с одного из сонетов Петрарки, девятиклассники продолжают путь в современность, закончив его "Венком сонетов" Владимира Солоухина. Отбор материала на урок программирует развитие читательского восприятия до уровня овладения "эмоциями формы". Но учащиеся должны в ходе работы познакомиться не только со строгой сонетной формой, но и с особенностями развития сонетного содержания (CCXVIII сонет Петрарки), выявить особенности оригинала и переводов 66-го сонета Шекспира, восхититься высочайшей техникой одного из сонетов В. Брюсова, проанализировать качественные сдвиги в использовании сонетной формы у А. Ахматовой. Этот путь как раз и соединяет далекие эпохи с нашим временем. Такой методический подход помогает очень экономно, в рамках одного двухчасового занятия показать "веков связующую нить", протянув мостик от Петрарки в ХХ век.
Класс можно разделить на 4 творческие группы. В слабом классе одно из четырех заданий может выполняться дома каждым учащимся в отдельности, а на уроке ребята объединяются в группы "по заданиям". Один учащийся отчитывается о работе группы по предложенному учителем плану, остальные дополняют его наблюдения. В сильном классе задания могут выполняться группами учащихся прямо на уроке в специально отведенное для этого время. Сущность изучения лирики на этом уроке - в создании определенного алгоритма анализа сонета или сопоставлении сонетов. Логика вопросов ведет учащихся к более глубокому восприятию "далеких" текстов, обращает внимание на художественные особенности сонетной структуры, которые могут остаться незамеченными, помогают школьнику построить грамотный литературоведческий монолог.
Задание 1. Прочитайте сонет CCXVIII Франческо Петрарки. Проследите развитие содержания сонета по строфам:
Меж стройных жен, сияющих красою,
Она царит - одна во всей Вселенной,
И перед ее улыбкой несравненной
Бледнеют все, как звезды пред зарею.
Амур как будто шепчет надо мною;
Она живет - и жизнь зовут бесценной,
Она исчезнет - счастье жизни бренной
И мощь мою навек возьмет с собою.
Как без луны и солнца свод небесный,
Без ветра воздух, почва без растений,
Как человек безумный, бесловесный,
Как океан без рыб и без волнений -
Так будет все недвижно в мраке ночи,
Когда она навек закроет очи.
(Перевод Ю. Верховского).
Cонет CCXVIII Ф. Петрарки - один из немногих сонетов, в котором автор не только не нарушил строгую сонетную форму, но и остался верен принципам воплощения сонетного содержания: "тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез". Кроме того, учащиеся обостряют свое восприятие текста поиском смысловых доминант и путей воплощения этих смыслов в конкретных образах. Такой подход к анализу развивает восприятие такой сложной формы, как сонет, даже у самых невнимательных, неподготовленных читателей.
Петрарка писал сонеты только о любви. А его последователи подчинили содержание сонета вечным проблемам: добру и злу, смерти и бессмертию, добродетели и пороку и др. Таковы знаменитые сонеты Шекспира, часть которых (с 127-го по 152-й сонет) отвечают любовной теме, озаренной образом "смуглой дамы", коварной и прекрасной, а остальные поднимают общечеловеческие вопросы жизни. Именно 66-му сонету Шекспира и его переводам посвящено задание 2.
Задание 2. Прочитайте 66-й сонет В. Шекспира в переводах Б. Пастернака и С. Маршака. Сравните их с оригиналом. В чем преимущества каждого перевода? В чем особенности художественной формы этих переводов?
Б. Пастернак
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Но другу будет трудно без меня.
С. Маршак
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске знатока искусства,
И вдохновения зажатый рот,
И служащие злу благие чувства.
Все мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг?
Сонет LXVI(подстрочный перевод)
Утомленный всем этим, об успокоительной смерти молю я,
Как нищий, рожденный в пустыне,
И ни в чем не нуждающийся, погруженный в веселье.
И самая чистая честь несчастна, проклята,
И золоченая честь бесстыдно упрятана,
И девичья честь грубо попрана,
И правовое совершенство незаконно обесчещено,
И сила власти обессилена,
И искусство сделано властью безъязыким,
И, как сумасбродный доктор, контролируемое искусство,
И простая правда, названная простотой,
И плененное добро прислуживают командующему злу.
Утомленный всем этим, от всего я уйду,
Спаси это, умри, я оставляю мою любовь.
Sonnet LXVI
(оригинал)
Tired with all these, for restful death I cry,
As, to behold desert a beggar born,
And needy nothing trimm'd in jollity,
And purest faith unhappily forsworn,
And gilded honour shamefully misplased,
And maiden virtue rudely shrumpeted,
And right perfection wrongfully disgraced,
And strenght by limping sway disabled,
And art made tongue-tied by authority,
And folly doctor-like controlling skill,
And simple truth miscall'd simplicity,
And captive good attending captain ill:
Tired with all these, from these would I be gone,
Save that, to die, I leave my love along.
Обобщая ответы учащихся, можно сделать вывод, что и Б. Л. Пастернак, и С. Я. Маршак, видя современное звучание шекспировского текста, все же несколько отклонились от оригинала (подстрочник) и создали свои, "новые" сонеты. Учащиеся указывают, что перевод Б. Пастернака несколько ближе к оригиналу по особенностям лексики, чем перевод С. Маршака. У Маршака текст получился проще, современнее, хотя поэт подходит к подлиннику более вольно, вводит "свои" слова, переставляет шекспировские строки. Вряд ли стоит заострять внимание учащихся на том, чей перевод лучше. Целью этой исследовательской работы станет развитие умения видеть и постигать текст, понимать, что текст при переводе неизменно что-то теряет, но перевод сам по себе может стать художественным шедевром. В сильных, гимназических классах, где ребята серьезно изучают английский язык, можно дать домашнее задание попытаться сделать свой перевод этого сонета, сверяясь с подстрочником.
С начала XVIII века развивается история русского сонета. В 1735 году Василий Кириллович Тредиаковский пишет первый сонет на русском языке. За два с половиной века история литературы не раз наблюдала периоды взлетов и падений интереса к сонету. Два главных взлета приходятся на золотой и серебряный века русской поэзии. Пушкинский "Сонет о Сонете", который звучал в начале нашего урока, сыграл очень важную роль в самоопределении и становлении этого жанра. В нем поэт проследил развитие сонетного жанра с момента его рождения (XIII век) до современной Пушкину эпохи (начало XIX века): от Данте до Дельвига.
В начале 20-х годов ХХ века Леонид Гроссман в своем "Русском сонете" к признанным корифеям прошлого присоединяет имена своих современников: Вяч. Иванова, К. Бальмонта, В. Брюсова. Он прослеживает историю сонета, недописанную Пушкиным, - от Дельвига до Волошина.
Л. Гроссман
Русский сонет
Суровый Дант не презирал сонета.
А. С. Пушкин
Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета,
Чей трудный шифр был Тредиаковским дан,
И принял Пушкин кованый чекан
Для строгих дум о подвиге поэта.
С тех пор игра квадранта и терцета
Манит певцов гиперборейских стран,
стих Ронсара вьется, как аркан,
У Каролины Павловой и Фета.
Его размерам царственность придав,
Венок сплетает пышный Вячеслав
Строфой, чей лад торжественно роскошен.
Бальмонт и Брюсов чтут канон его,
И хищный облик тезки своего
Обводит им Максимильян Волошин.
("Хищный облик тезки своего" - имеется в виду Максимильян Робеспьер. - Прим. авт.)
Поэты "серебряного века", опираясь на опыт западных мастеров и отчасти используя исконно русскую традицию, в корне переменили отношение к стихотворной форме, переставшей быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они и эстетические возможности сонета. Иннокентию Анненскому, Федору Сологубу, Вячеславу Иванову, Константину Бальмонту, Максимилиану Волошину, Валерию Брюсову русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха. Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Таков уникальный сонет В. Брюсова, предложенный учащимся в задании 3.
Задание 3. Прочитайте один из сонетов В. Брюсова. Подумайте, в чем загадка и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нем сразу три сонета? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?
В. Брюсов
Отточенный булат - луч рдяного заката!
Твоя игрушка, Рок, - прозрачный серп луны!
Но иногда в клинок из серебра и злата
Судьба вливает яд: - пленительные сны!
Чудесен женский взгляд - в час грез и аромата,
Когда порой глубок, чудесен сон весны!
Но он порой жесток - и мы им пленены.
За ним таится ад - навеки, без возврата.
Прекрасен нежный зов - под ропот нежный струй,
Есть в сочетанье слов, как будто поцелуй,
Залог предвечных числ влечет творить поэта!
Но и певучий стих - твой раб всегдашний, страсть,
Порой в словах своих певец находит власть:
Скрывает тайный смысл в полустихах сонета.
Сонет В. Брюсова выбран для работы не случайно. Цель этого выбора - удивить девятиклассников виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться человек. Порядок вопросов помогает учащимся встать на правильный путь восприятия, подсказывает им логику исследовательской работы. В результате этой работы учащиеся с восхищением обнаруживают, что если мысленно "разрезать" этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит тире, то получится еще 2 сонета - левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов. Действительно, поиск внутренних рифм помогает разгадать загадку, и неслучайно путь к разгадке дает сам В. Брюсов: в последнем стихе он зовет искать тайный смысл "в полустихах сонета", отделенных друг от друга значимыми внутристиховыми паузами.
Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих устремлений) с легкой руки В. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей - акмеистов.
Н. Гумилев и "Цех поэтов" культивировали строгие традиционные формы сонета. Нарушения допускались самые незначительные. Исключение составляла разве что своевольная Ахматова, из шестнадцати сонетов которой только два более или менее соответствуют принятым нормам. Перенестись в атмосферу изысканного, изящного, но полного драматизма "серебряного века" опять помогает музыка, на этот раз романс А. Вертинского на стихи А. Ахматовой "Темнеет дорога".
Смысл задания 4 - сопоставление двух сонетов А. Ахматовой "Уединение" (1914 г.) и 0"Приморский сонет" (1958 г.)
Задание 4. Прочитайте два сонета А. Ахматовой: "Уединение" и "Приморский сонет". Определите тему и идею каждого из них. Можно ли, не зная даты выхода в свет каждого, определить, какой из них написан раньше, какой позже? Какой из сонетов ближе к классической форме?
Уединение
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует,
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу ...
И недописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет музы смуглая рука.
Приморский сонет
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда ...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Определяя тему каждого сонета, учащиеся приходят к выводу, что в первом сонете - это тема творчества. Сонет написан в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, родовом имении Гумилевых, куда А. Ахматова ежегодно приезжала вплоть до 1925 года. Слепнево стало для А. Ахматовой и "западней", "тверским уединеньем", где она часто вспоминала Петербург, и местом, где хорошо писалось, думалось, поэтической "башней из слоновой кости", ахматовским Болдином. Ахматова абсолютно уверена, что творчество - вещь спонтанная, ее нельзя спланировать, и только "смуглая рука" музы способна дописать "недописанную страницу". Анна Ахматова пишет сонет, не соблюдая строгости сонетной формы. Учащиеся замечают, что в тексте нет двух пар рифм в катренах, а их четыре, и терцеты объединены в три двустишия произвольно, не повторяя ни одной из традиционных рифмовок терцетов. Сонет как бы не отделан, недоработан. Некоторых читателей смущает первый стих - "так много камней брошено в меня". Стих этот ассоциируется с биографией Ахматовой времен сталинских репрессий, но самое страшное для нее еще впереди.
"Приморский сонет" написан в Комарово, на Карельском перешейке под Ленинградом, где А. Ахматова жила на даче в последние годы своей жизни. Тема сонета - скоротечность жизни, близость ухода в небытие по дороге "не скажу куда". Но там не страшно, туда зовет "голос вечности", там, как в безмятежном детстве, "все похоже на аллею у Царскосельского пруда", ведь именно в Царском Селе А. Ахматова училась в гимназии. Даже если предположить, что ребята не знакомы с биографией Ахматовой, то четкость и ясность сонетной формы они не могут не заметить. Красиво, с опоясывающей рифмовкой звучат катрены, где, как и полагается классическому сонету, всего две пары рифм; учащиеся замечают и французский вариант рифмовки в терцетах, тоже классический, и делают вывод, что в конце творческого пути А. Ахматова добилась строгости, стройности сонетной формы, и конечно же, "Приморский сонет", написан позже, как более совершенный по форме.
В конце урока учащиеся делают выводы о законах построения сонетов, о разнообразии их содержания, о том, как менялся сонет за свою 800-летнюю историю. Теме поэтического творчества, требующего огромного труда и ценящегося только в воображаемой "стране стихов", посвящен так и названный сонет Владимира Набокова. Девятиклассникам, вероятно, знакомо имя этого писателя, но, прежде всего, они знают Набокова-прозаика, а Набоков-поэт для учеников - открытие.
Страна стихов
Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.
И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный сонет.
Там будем мы свободны и богаты ...
Какие дни! Как благостны закаты!
Кипят ключи кастальские во мгле.
И глядя в ночь на лунные оливы
В стране стихов, где боги справедливы,
Как тосковать мы будем о земле!
1924
Дома учащимся предлагается попробовать свои силы в поэтическом творчестве и сочинить сонет, отвечающий классическим канонам. Думается, что классу может быть зачитан вариант сонета, созданный учителем:
Великим итальянцам равных нету,
"Серебряному веку" - высший знак.
Но перевел Шекспировы сонеты
Наш современник Самуил Маршак.
И хоть порой жестокая планета
Поэзию считает за пустяк,
Сонету платят звонкою монетой
Ахматова и мудрый Пастернак.
И вечно юн среди житейских бурь,
Хоть и капризен стих сонета скользкий,
Его законам внемлют Антокольский,
Матвеева, Набоков, Эренбург.
И нет ценителей, что бы остались глухи
К венку сонетов, что нам создал Солоухин.
(Вариант автора. Н. Б.)
Как задание по выбору, можно предложить проанализировать сонет В. Набокова "Страна стихов".
Для сохранения эмоционального настроя в конце урока можно организовать небольшой концерт, в котором будет прочитан "Венок сонетов" В. Солоухина. Учащиеся читают эти стихи с неподдельным интересом. Они не только восхищаются грандиозностью и стройностью венка, но и в его содержании находят ассоциативные образы, связанные с творчеством лучших русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина и других.
При изучении сонетов учащимся гуманитарных классов можно предложить для анализа классические и "аномальные" сонеты поэтов "серебряного века". Вот примеры таких заданий.
Задание 1. Прочитайте "Третий мучительный сонет" И. Ф. Анненского.
Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они - минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.
Но все мне дорого - туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне.
Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
Определите тему и идею поэтического текста. Какие особенности сонетной формы и содержания вы заметили? В чем, по-вашему, их функциональное назначение? Почему поэт облекает это содержание именно в сонетную форму?
Задание 2. Прочитайте сонет Константина Фофанова:
Бежит волны кипучий гребень,
Поет стремлению хвалу -
И, разбиваясь о скалу,
Приносит ил, песок и щебень.
Не так ли юности порыв
Шумит, бежит, нетерпелив,
Поет хвалу земной отваге ...
Но властный опыт разобьет
Его вольнолюбивый ход,
Как жесткий берег - пену влаги.
Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Проследите особенности рифм сонета? Почему такой сонет называется "безголовым"?
Задание 3. Прочитайте стихотворение Владимира Соловьева.
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали догорая дымилось
Злое пламя земного огня.
Какие закономерности сонетной формы и отклонения от них вы заметили? Дайте свою интерпретацию этого лирического текста, обратив внимание на особенности формы и способы воплощения содержания. Объясните, почему такой сонет называется "половинным".
Задание 4. Прочитайте стихотворение поэта "серебряного века" Ивана Лялечкина:
Сонет
Покинем вертепы докучной тревоги,
Покинем с мечтою о мире ином, -
И к мирному храму не в блещущей тоге,
А в рубище ветхом - пойдем!
Пойдем, чтобы слышать о свете, о боге
Нетленного духа священный псалом;
И встанем, как мытарь, в дверях на пороге,
С поникшим смиренно челом!
На торжище шумном, где душно, как в склепе,
Оставим злых помыслов бренные цепи
На торжище буйном людской суеты -
И к храму снесем покаянье, и в храме
К престолу положим дарами
Души покаянной мечты!
Докажите, что перед вами сонет. Почему, по-вашему, такой сонет называют "хромым". С какой целью поэт использует такую форму?
Задание 5. Прочитайте сонет Валерия Брюсова "Игорю Северянину":
И ты стремишься ввысь, где солнце вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.
Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов!
Ездок отважный! слушай вихрей рев,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!
Еще грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят, но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.
Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конем, - и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты.
Определите смысловую доминанту каждой строфы. Какие закономерности и нарушения сонетной формы и содержания вы заметили? Что еще интересного в структуре сонета вы заметили? (Акростих).
Задание 6. Прочитайте сонет Вильгельма Зоргенфрея "Неведомому Богу":
За гранями узорного чертога
Далеких звезд, невидимый мирам,
В величии вознесся к небесам
Нетленный храм Неведомого Бога.
К нему никем не найдена дорога,
Равно незрим он людям и богам,
Им, чьи судьбы сомкнулись тесно там,
У алтаря Неведомого Бога.
За гранью звезд воздвигнут темный храм.
Судьбы миров блюдет он свято, строго,
Передает пространствам и векам.
И много слез, и вздохов тяжких много
К нему текут. И смерть - как фимиам
Пред алтарем Неведомого Бога.
Определите количество и качество рифм в данном сонете. Как вы думаете, почему его называют "сплошным"? Как вы думаете, о каком Неведомом Боге идет речь?
В старших классах учащиеся уже способны написать произведение по заданной форме, сочинить лирический текст на определенную тему по схеме ударных и безударных слогов, провести исследовательскую работу по сопоставлению разных редакций одного и того же текста, стихотворения и его переводов, выявить характерные особенности художественной формы текста, составить к тексту биографический и историко-культурный комментарий. Поэтому анализ лирического текста может быть организован в определенном культурологическом контексте, который дополняет структурно-семантический анализ выявлением более глубоких смыслов.
Уроки анализа лирики с составлением культурологических комментариев
|
|
|
ПОЛНОЕ ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"А судьи кто?" :)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P.S.Храню добрые детские воспоминания о Вас и вашей семье.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А задумайтесь, не более ли прав Атанас Натев: искусство (в том числе и поэтическое) есть непосредственное и непринуждённое ИСПЫТАНИЕ сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. От вашей сентенции отличается: 1) не познанием и восприятием, а испытанием, 2) кроме индивидуального познания-восприятия содержит много ещё чего конкретного: непосредственное, непринуждённое, сокровенное, совершенствование человечества. Кроме того индивидуальное познание-восприятие есть много в чём (и в игре, и в труде, и в ином развлечении, и в учёбе), а набор Натева только в искусстве, да ещё и искусстве, понимаемом как идеологическое искусство (где таки испытывается - противоречиями), а не прикладное (где заражение, внушение). ╚Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции "могут возводиться в ранг значимых" и что "любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения"╩. Но именно Лотман при этом принципиально отказался вникать в семантику. Его интересует только КАК, а не ЗАЧЕМ ТАК. Приведите хоть один пример выведения им ЗАЧЕМ ТАК. Не приведёте. ╚До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему "Евгений Онегин" написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова - анапестом╩. Я не дочитаю ваше сочинение до конца, но уверен, что и у вас нет ответа на этот вопрос. Приведите у Лотмана пример конкретного ответа, и я извинюсь за упрёк. Нарочно поискал место, где у вас стихотворение есть. Нашёл: ╚Когда вы долго слушаете споры╩. Никакого ЗАЧЕМ ТАК не вижу. Возьму следующее: ╚По небу голубому╩. Есть ЗАЧЕМ ТАК. Для звукоподражания, по-вашему. И всё?! Стоило Маршаку городить огород сочинять это стихотворение?! Или, может, это произведение прикладного искусства, детское стихотворение, призванное развить у ребёнка слух к ритму? Нет. Я просмотрел 8 сайтов, выданных по запросу поисковику ╚Маршак детские стихи╩ - этого нету. Так что: это взрослому нужно? В качестве ╚познания мира╩? Что сверху вниз падает дождь и сильнее всего шумит на ведре?.. Может, взрослому и нужно Для бездумного провождения времени. Так тогда и нужно было к ЭТОМУ привести! А этого нет.
|
Вот именно, что по поводу. Вот так люди вокруг да около ходят и удовлетворяются: постигли, мол. Этак и молчать можно: протелепал, мол. Нельзя ТАК возражать против уроков постижения лирики.
|
Это не возражение, уважаемый литературовед. Это стихи. Это ... тот Добрый звон / Который / До самой смерти слущать. Копить, как скряга, / Жадничать, хранить. / И звоном переполненную душу Однажды взять и людям подарить. -- А Вы с каким-то микроскопом ходите и сверяете: сходится или не сходятся эти строки с теми мерками, которые у Вас в шкафах имеются. Так что, извините. Забудем лучше. В разные окна мы смотрим.
|
А я о чём? И я ж о том же: в разные. Наталья Беляева (неудачно) и я (удачно) смотрим, в окно под названием ╚постижение лирики╩, а вы по вашему же собственному признанию в окно под названием ╚по поводу у р о к о в п о с т и ж е н и я л и р и к и╩. ПО ПОВОДУ! Что я и заострил своим выпадом против вас. Вы ж, в сущности, говорите то же, что некоторые говорят не понимающим классическую музыку: ходите и слушайте, ходите и слушайте понимание придёт само. Чёрта лысого оно придёт само! Нужны уроки понимания. Но только не такие, какие предлагает Наталья Беляева (позволю себе написать, мало что прочтя из её уроков, но видно пана по походке).
|
|
|
|
|
|
|