Уроки постижения лирики
... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
И. Ф. Анненский.
Уроки обучения выразительному чтению
Уроки "стилистического эксперимента"
Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11 классах
Уроки анализа лирики с составлением культурологических комментариев
Уроки-практикумы
Уроки-практикумы по анализу лирического текста в 9 - 10 классах готовят школьников к написанию сочинения по анализу одного стихотворения, которое предстоит на выпускном экзамене. Логика вопросов и заданий, предложенных учителем, несомненно, поможет учащимся в определении основных аспектов анализа. При выявлении общечеловеческого смысла стихотворения учащиеся должны не только показать свое знание культурно-биографических реалий, но, прежде всего, показать свое умение вычитывать смысл в самом тексте, уметь "расшифровывать" смыслы, заключающиеся в поэтической структуре стихотворения.
Это возможно, когда знания приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы.
Покажем это на примере изучения лирики А. П. Пушкина.
Вопросы и задания к стихотворению "Сожженное письмо":
На первый взгляд кажется, что в основу стихотворения "Сожженное письмо" положен бытовой факт уничтожения любовного послания. Но для лирического субъекта текста эта жизненная ситуация становится мотивом к душевным волнениям. Центральные образы стихотворения - это Он и Она. Она далеко, и письмо - это то, что хранит память о ней, веет ее дыханием, говорит ее голосом. В центре стихотворения - картина его душевных переживаний. Он и его чувства - доминанты поэтической композиции.
Интонации стихотворения напряженные взволнованные, и это подчеркивается, прежде всего, бросающимся в глаза поэтическим синтаксисом, обилием восклицательных знаков, многоточий, коротких предложений, обращений.
Стихотворение можно условно разделить на три части: первый - пятый стихи, шестой - середина тринадцатого стиха (до многоточия) и тринадцатый - шестнадцатый стихи. В первой части поэт как бы прощается с письмом. Но это не просто прощание с любимой. Мы понимаем, что возлюбленные расстаются навсегда, и письмо - атрибут, символ любви, последняя нить, связывающая близкие души и сердца. Ритм первой части замедленный, герой как будто специально медлит, пытаясь оттянуть момент сожжения письма. Его душа взволнована, что подчеркивается многочисленными восклицательными интонациями, глаголами в повелительном наклонении, обращениями, стихотворными переносами. Он не хочет сжигать письмо, но приказ любимой одерживает верх над его чувствами. "Она велела" - и он уже готов это сделать. Нужно только внутренне настроиться на расставание, заставить свою душу перестать чувствовать. И вот миг настал - "ничему душа" его "не внемлет". Знаки препинания внутри стихотворных строк создают многочисленные внутристиховые паузы, которые придают тексту "рваный" ритм, усиливают его напряженность и взволнованность.
Вторая часть - кульминация в развитии чувства. Процесс сожжения письма предельно детализирован, поэту дорого каждое мгновение прощания с ним. Мы видим подробную картину горения. Сначала "жадное" пламя поглощает листы, затем они вспыхивают, пылают, превращаясь в легкий дым. Теряет очертания оттиск "перстня верного" на сургучной печати. Этот перстень - тоже знак их отношений. Наконец темные листы свертываются и становятся пеплом. Что же происходит в этот момент с лирическим субъектом? Он молится, просит судьбу пощадить его и ее и видит заветные черты возлюбленной "на легком пепле". Повышенную экспрессивность придает тексту и обилие восклицательных интонаций, и обращение к судьбе, к "провиденью". Центральная часть стихотворения наполнена глагольной лексикой, обилие которой говорит о динамике текста, смятении чувств и пике страстей. Высший накал чувств - в слове "свершилось!" Он подчеркивается и звуковой стороной текста. Если в начале второй части аллитерация на "л" показывает медленность, плавность процесса, то в девятом -одиннадцатом стихах повышается частотность звука "р", что еще больше усиливает напряжение и трагизм этой картины. Горит не просто письмо, горит любовь, исчезает навсегда любимый человек, а с ним и часть жизни, от которой остались лишь воспоминанья. Тяжелым, скорбным настроением проникнута последняя часть стихотворения. Поэт испытывает почти физическую боль, ему трудно дышать, грудь его "стеснилась". Темп речи замедляется включением определений-прилагательных, которые наделены оттенками значений, характерных для человека: "пепел милый", "отрада бедная", "в судьбе ... унылой", "на горестной груди". Пепел - единственное, что осталось от письма, и поэт просит пепел остаться с ним. Само слово "пепел" употребляется здесь в субъективно-авторском значении и становится синонимом слова "воспоминание". Стихотворение заканчивается открытым финалом. Стих как бы обрывается на полуслове. В этом приеме и взволнованность поэта, потрясенного картиной горения письма, и надежда на то, что хотя бы пепел "на горестной груди" не исчезнет со временем, а будет напоминать об ушедшей любви.
После анализа стихотворения "Сожженное письмо" можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения "Храни меня, мой талисман..." и "Там, где море тихо плещет...".
Вопросы и задания к стихотворению "Эхо"
Учащиеся, работая с вопросами и заданиями, замечают, что поэт подобен эху, которое вбирает в себя впечатления жизни и отражает их в мир. Но мир безразличен к чувствам и плодам творчества поэта. Из мира "ему нет отзыва". Эти мысли и чувства подчеркиваются и поэтической формой стихотворения, которая сама помогает читателю глубже понять содержание. Школьники определили, что фонетические, лексические и композиционные особенности текста позволяют "услышать" эхо. Логические паузы подчеркивают отчужденность поэта от мира, который равнодушен к его творчеству.
Вот фрагменты из сочинений девятиклассников:
"Процесс творчества, по Пушкину, взволнованный, напористый. Это ощущение создается сочетанием звуков г и р (ревет, зверь, трубит, рог,гремит, гром, родишь, вдруг, грохот, громов и др.) В стихотворении два главных образа - эхо и поэт. Сам синтаксический и композиционный строй текста показывает, что более короткие 4-й и 6-й стихи - это как бы отклик эха на звуки окружающего мира ... " (Лена К.)
"В стихотворении очень много глагольной лексики, создающей образ движения, динамику происходящего. Поэт активно реагирует на все впечатления мира и пытается, переосмыслив их в процессе творчества, создать художественное произведение. Но общество безразлично к его труду, оно равнодушно к стремлениям поэта ... " (Иван Ш.)
"Первая, вторая, третья и пятая строки каждой строфы рифмуются друг с другом, а четвертая и шестая между собой. Создается впечатление, что четвертая и шестая строки короче остальных, как бы не закончены. На самом деле эти укороченные, "рваные" строчки имеют свое значение. Если прочитать их отдельно, то можно понять, что они являются связующими между образами поэта и эха:
... на всякий звук ...
... родишь ты вдруг ...
... и шлешь ответ ...
... и ты, поэт!
Эти строки явно относятся к образу поэта, а звучат, как эхо. Таким образом, мы замечаем, что образы поэта и эха перекликаются на протяжении всего стихотворения. (Лена М.)
Вопросы и задания к стихотворению "Поэту".
Вопросы и задания для анализа стихотворения "Отцы-пустынники и жены непорочны".
В качестве индивидуального задания можно предложить учащимся сопоставить переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина и выяснить, какие изменения внесены Пушкиным и каков их поэтический смысл.
Текст молитвы:
Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
(Шмеман А. Великий пост. М., 1993. - С. 28).
Кроме того, можно сопоставить пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольским и определить, в чем преимущества пушкинского текста.
Господь жизневластитель, |
Страстей всех тишину, |
Для закрепления навыков анализа текста можно провести урок-практикум "Тема дороги в лирике А. С. Пушкина", используя исследовательские задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Прочитайте стихотворение Пушкина "Зимняя дорога".
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина; путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Задание 2. Прочитайте стихотворение Пушкина "В поле чистом серебрится..."
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой: "Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?"
Задание 3. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина "Стою печален на кладбище...".
Стою печален на кладбище.
Гляжу кругом - обнажено
Святой смерти пепелище
И степью лишь окружено.
И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит,
По ней рабочая телега
изредка стучит.
Одна равнина справа, слева.
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты.
Немые камни и могилы,
И деревянные кресты
Однообразны и унылы.
1834
Задание 4. Прочитайте стихотворение Пушкина "Дорожные жалобы".
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне ,знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну пошел же, погоняй!..
Задание 5. Прочитайте стихотворение Пушкина "Приметы" ("Я ехал к вам...").
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой путь ретивый.
Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
Задание 6. Прочитайте стихотворение Пушкина "Телега жизни".
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!..
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры, и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега -
А время гонит лошадей.
На уроках по лирике М. Ю. Лермонтова необходимо продолжать учить анализу поэтического текста, показывая, какими могут быть интерпретации текстов, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными. Это поможет направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше, интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
Вопросы и задания к стихотворению "Дума":
1 катрен - тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени - "состарится".
2- 4 катрены - развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы "томит", "вянем", "висит" в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен.
5- 9 катрены - антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлоги и приставки со значением отсутствия, глаголов много, но в 5 - 6 катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 - 9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя "огонь горит в крови". Результат такой жизни - прийти к гробу "без счастья и без славы", так и не поняв душевных порывов поколения отцов.
10- 11 катрены - синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет "оскорблен презрительным стихом" потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы "пройдем", "оскорбит" стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла "без шума и следа", не родив гениев. Толпа - это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей.
Вопросы и задания к стихотворению "1 января".
Таким образом, в обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.
Вопросы и задания к стихотворению "Я не унижусь пред тобой".
Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).
Мы приводим в качестве примера фрагменты из сочинения выпускницы 2000 года Овсянниковой Юлии (г. Торопец Тверской области) на тему "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою...": восприятие, истолкование, оценка":
Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою..." входит в цикл стихотворений (1830-1832 гг.), предпосылкой к созданию которого явилась трагическая любовь поэта к Наталье Федоровне Ивановой - адресату цикла. По мнению Б. Эйхенбаума, И. Андроникова, занимавшихся текстологическими исследованиями цикла, он является одним из концептуальных этапов творчества поэта, определившим в чем-то последующее развитие его поэзии. В цикле обозначена характерная для М. Ю. Лермонтова тенденция осмысления интимного жизненного опыта в мировом, общебытийном контексте, в нем же исповедь лирического героя становится способом разрешения высших вопросов бытия.
В стихотворении "Я не унижусь пред тобою..." реализована мысль, присущая всей любовной лирике Лермонтова. Лирическое "я" стихотворения стремится к любви, пониманию, которое должно быть воплощено в "ты", но объединение "я" и "ты" невозможно, потому что для лирического "я" неприемлема потеря своей исключительности, значимости, своей индивидуальности.<...>
Уже первая строка стихотворения устанавливает оппозицию "я" и "ты". И "я", и "ты" в стихотворении самодостаточны. Они противостоят друг другу. Оппозиция получает развитие в двух следующих строках: местоимение "твой" противопоставляется параллельному "моей". В четвертой строке происходит, казалось бы, снятие оппозиции, так как "я" и "ты" объединяются в "мы", но это объединение немедленно корректируется эпитетом "чужие". Таким образом, противопоставление "я" и "ты" через мнимое снятие оппозиции еще более усиливается. Антитеза продолжается и в параллельных синтаксических конструкциях: "Ты позабыла..." - "...я...не отдам". Полнейшее несовпадение "я" и "ты" подчеркивается употреблением частиц "не" и сочетаний букв "не" и "ни" на фонологическом уровне: "возНЕнавидел", "уНИжусь". Антитеза "я" и "ты" развивается, градируя, и достигает кульминации в последней строке: "Ты знала - я тебя не знал!" Тире подчеркивает параллельность, несовпадение "я" и "ты", как и содержащийся в строке синтаксический параллелизм, а частица "не" обозначает их противопоставление.
Антитеза "я" и "ты" заключает в себе и оппозицию отдельных понятий, действий, связанных с ними и тоже противопоставляемых. Попробуем составить ряд этих антитез:
"я" - "ты"
свобода - заблужденье
бессмертие - годы, мгновенья
душа, вдохновение - улыбка, глаза
свобода, гордость - рабство
душа - земное
Итогом этого противопоставления становится антитеза "ты" и "мир", который лирический герой променял на ложную, по его мнению, любовь.
Особенно важны в тексте пространственные отношения. Они намечены уже в первой строке: "Я не унижусь пред тобою...". Глагол "унижусь" имеет значение действия, осуществляемого в направлении "сверху вниз". Итак, с первой же строки "низ" в стихотворении семантически связывается с "ты". Позже эта связь подкрепляется следующими строками: "...у ног твоих...". "Я" же стремится в обратном направлении, "снизу вверх". С "я" связываются такие слова, как "небесной", "горам", небо". Итог: "я" стремится к высшему, к духовному началу, "ты" же обращает его к "земному". Интересно, что с пространственными отношениями в тексте связаны и два параллельных лексико-семантических ряда. С "земным" "ты" соотносятся слова "ног", "улыбке", "глазам", "руку", то есть слова, выступающие в стихотворении в роли прозаизмов. "Высшему" же, тому, к чему стремится "я", соответствуют слова высокого стиля: "вдохновенье", "мыслию небесной", "силой духа", "бессмертье", "горд" и т. д. Эти наблюдения позволяют сделать вывод о сущности трагедии лирического героя: то, что предназначено для него как для поэта, все высшее, исполненное вдохновения, творчества, он променял на "земное", пошлое, обыденное, поверив, что и в этой обыденности можно найти идеал.
Очевидно, что в связи с таким прочтением не следует воспринимать это стихотворение как произведение, относящееся только к интимной лирике. Для Лермонтова характерно историческое и пространственное обобщение. В стихотворении герой не только не приемлет земную любовь - все поэтическое, высокое, жестоко обманутое, но и не приемлет пошлости и обыденности мира. Недаром в тексте употребляется слова "мир", "вдохновение", "бессмертье", доказывающие эту мысль. <...>
Стихотворение написано в жанре послания, что сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но в отличие от стихов в альбом, от стихотворений, воспевающих любовь и говорящих о ней как о чувстве, дающим творческие силы, "Я не унижусь пред тобою..." говорит о любви как о чувстве, невозможном для героя, а потому не только не дарящем ему радости бытия, творческих сил, но и лишающем их. Герой одинок и даже озлоблен. Ни один из поэтов до Лермонтова не осмелился бы в послании к женщине, некогда им любимой, позволить себе употребление ораторских интонаций, ораторского пафоса. А между тем Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями: в тексте присутствуют и укоряющие, горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы. Поток эмоций непрерывен, он обрушивается на читателя грохочущей лавиной. Очевидно, поэтому поэт отказывается от деления текста на традиционные строфы, чувства лирического героя слиты, едины. Этот поток вызывает ответные чувства у читателя.
"Жесткость" интонаций, горечь чувств героя реализуется и на фонологическом уровне организации стихотворения. Нетрудно заметить частое повторение согласных "т" - "д" - "к" - "ж". Эти фонемы помогают созданию у читателя чувства "жесткости", яростности строчек стихотворения. Интересна роль звуков для усиления оппозиции "я" и "ты" в первой строке стихотворения. Легко заметить, что и транскрипция слова "я", и транскрипция слова "тобою" содержит согласный "й". Таким образом, еще раз подчеркивается самодостаточность "я" и "ты", их параллельность.
Для стихотворения Лермонтов избирает классический четырехстопный ямб, восходящий к одической традиции. Размер подчеркивает важность того, о чем говорится в стихотворении, значимость, делает стихотворение "монументальным".
Трагизм стихотворения реализуется и на уровне рифмы. Избрана классическая перекрестная рифмовка, чередование женских рифм с мужскими, причем последняя строка, являющаяся итоговой, содержит мужскую рифму, усиливающую чувство несоединимости лирического героя с бывшей возлюбленной, их противоположность.<...>
Стоит отметить и повторение эпитета "чужим". Оно подчеркивает антитезу "я" и "ты", ведь "чужие горы" оказываются для лирического героя ближе, чем "чужая" бывшая возлюбленная. <...>
Лирический герой Лермонтова, вечно ищущий любви, ищущий тот самый абсолют, к которому стремятся все романтики, не может найти его в пошлом мире, мире обыденных, земных забот. Ни любовь, ни "битвы" не могут облегчить герою этот поиск, эту жажду счастья. Мир не может дать романтику этого идеала, а потому конфликт героя с миром заведомо неразрешим. Осознание этой обреченности, этого отсутствия прекрасного и необходимого душе в страшном, чуждом мире делает всю поэзию Лермонтова и данное стихотворение трагичными. Читателя не может оставить равнодушным боль, крик ищущей, терзающейся, томящейся души, выраженные в лирике Лермонтова. Его стихи волнуют, тревожат, заставляют задуматься об ужасе, трагизме бытия и душе, одиноко блуждающей в поисках света.
Вопросы и задания к стихотворению "Расстались мы; но твой портрет...".
При анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова "Расстались мы; но твой портрет ... " учащиеся выявляли образную структуру текста, замечая и "эмоции материала", и "эмоции формы".
Они стремились интерпретировать его в единстве содержания и формы, улавливая пространственные связи внутри текста, замечать смыслообразующую роль местоимений и союзов.
Вот фрагменты из сочинений девятиклассников.
"Пространство в стихотворении можно разделить на три части: земля, небо и промежуточное пространство, то есть то, что соединяет земное и небесное. Таким образом, можно построить схему:
Небо |
душа |
Бог |
Промежуточное пространство |
призрак |
храм |
Земля |
на груди |
страсти |
Все развивается по спирали или синусоиде. Такое же развитие можно проследить, анализируя и глагольную лексику:
Небо |
радует |
кумир (есть) бог |
Промежуточное пространство |
храню |
расстались |
Земля |
не мог |
разлюбить |
Стихотворение начинается как бы в низшей точке и затем поднимается вверх, снова спад, и снова подъем к вершине, потому что верх всего - Бог. Поэтому неслучайно, что предложение со словом Бог - восклицательное!" (Люба М.)
"Ритм первой строфы плавный, задумчивый. Она наполнена воспоминаниями, которые рождают чувство радости, хотя портрет - лишь "бледный призрак". Во второй строфе ритм стихотворения убыстряется, оно наполнено чувствами, яркими красками. Такое ощущение создают существительные "страсть", "любовь". Эпитеты, в основном, вызывают грустное настроение. Их немного: бледный, оставленный, поверженный ... " (Игорь К.)
Вопросы и задания к стихотворению "Поэт".
Обдумывание вопросов может привести учащихся к следующим выводам. Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества - незначительна, истинную ценность представляет только внутренне содержание. В условиях экстремальных стремление к внешним эффектам - поведение постыдное. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для "толпы" утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество - игрушка. Поэт меняет власть над толпой "на злато", его "тешат блестки и обманы", то есть внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.
Вопросы и задания к стихотворению "Пророк".
Анализ формы и содержания стихотворения приводит школьников к такому заключению. Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную сущность поэзии, которая уже не способна "глаголом жечь сердца людей". Поэты-пророки не признаны "в шумном граде", их пророческий дар никому не нужен. Бездуховность света, "блестки и обманы" жизни породили бесславное, потерянное поколение, у которого нет будущего.
Вопросы и задания к стихотворению "Родина":
1. На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? ( 1- 6 стихи - первая часть; 7 -14 стихи - вторая часть; 15 - 26 стихи - третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций ).
Первая часть:
Вторая часть:
Третья часть:
2. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?
Вопросы и задания к стихотворению "Выхожу один я на дорогу
На уроках-практикумах можно обучать школьников аспектному анализу лирического стихотворения, то есть не давать всестороннего анализа текста, замечая особенности разных слоев его художественной структуры, а подробно остановиться на каком-то одном смыслообразующем элементе.
Для понимания лирического стихотворения очень важна способность видеть пространственно-временные отношения в лирическом тексте. Если в эпическом повествовании приоритетным становится художественное время (автор пытается изображать течение жизни в жизнеподобных образах объективно, прячась за особенностями эпического повествования; лирическое начало здесь предельно завуалировано), то в лирическом тексте на первый план выступает художественное пространство. Время здесь не целостно, а представлено как бы мгновенными картинами, кадрами, вызывающими определенные чувства. Важную роль в выявлении этих пространственных отношений текста могут играть предлоги и наречия с пространственным значением. Этот аспект вызывает у школьников наибольшие трудности, так как в школьной практике подобному анализу не уделяется должного внимания.
Попытаемся с этой точки зрения проанализировать стихотворение М. Лермонтова "Парус".
Три строфы "Паруса" построены по одной модели: первые два стиха рисуют картину природы, а вторые - изображают внутреннее состояние "наблюдателя", следящего за парусом. Так, в первой строфе парус и "наблюдатель" далеко друг от друга. Один - на берегу, а другой - "в тумане моря". Но есть ключевое слово, которое их сближает - "одинокий". Картина мира внешнего спокойная, но не совсем ясная, и одинокий парус привлекает внимание лирического субъекта именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности души передается вопросительными интонациями третьего и четвертого стиха. В тревожной человеческой душе возникает предположение, что там, "в тумане моря", "в стране далекой", может быть, есть спасение от одиночества, от тех душевных потрясений, которые суждены "в краю родном".
Во второй строфе пространственная картина меняется. Окружающий мир как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть "наблюдатель" как бы переместился "с берега" в открытое море, и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? А, может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и, к сожалению автора, не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь "увы", выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастья смятенному человеку, так как счастье - это состояние души, а не состояние мира, и нельзя убежать от самого себя.
В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармоничная, светлая и яркая. В ней и "струя, светлей лазури", и "луч солнца золотой". Невольно вспоминается "Золото в лазури". Но эта картина соотносится с состоянием лирического субъекта по контрасту. Вокруг все прекрасно и равнодушно, мир природы лишен страстей, наполняющих душу человека.
Но безграничный мир природы наполнен чувствами лирического "я", состоянием его смятенности. Это усиливается и изменением пространства текста. Если в первой строфе пространство как бы расположено горизонтально и параллельно ровной морской глади, то во второй строфе оно уже колеблемо ветром, от которого "играют волны", а в третьей строфе как бы становится "на ребро", воспринимается в вертикальном измерении. На это указывают нам пространственные предлоги "под" и "над", указывающие на отношения верха и низа. Таким образом, мир реальный "растет" в вертикальном измерении, он простирается уже от водной глади до самого солнца, но не может успокоить смятенную душу и воспринимается лирическим субъектом наполненным мятежными страстями.
Кстати, слово "мятежный" во времена Лермонтова не ассоциировалось со словом "мятеж" в его "революционном" значении. Его однокоренные слова сегодня уже считаются разошедшимися в значениях. А ведь было одно лексическое гнездо: мятежный - смятение - метаться - метель. Поэтому в начале XIX века слово "мятежный" означало "беспокойный", "мечущийся". Как тут не вспомнить пушкинское, из "Онегина": "Им овладело беспокойство, // Охота к перемене мест. // Весьма мучительное свойство, // Немногих добровольный крест".
Кульминация чувства в стихотворении Лермонтова находится именно в последней строфе. И опять же рядом с ключевыми образами паруса и "наблюдателя" появляется и третий - образ автора, которому понятно, что в бурях нет покоя. (А, может быть, это тот же "наблюдатель", но после того, как сам побывал под парусом и понял, что нет выхода в "перемене мест". И бури он просит по этой же причине: раз в мире нет места, где смиряется тревога души, то стоит ли жить, или нужно доказать самому себе свою ценность, сразившись с бурей). Смысловой доминантой становится здесь слово "как будто", появляющееся в последнем стихе и еще раз показывающее иллюзорность поисков счастья в попытке убежать от самого себя.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что пространственные отношения в "Парусе" становятся смыслообразующими и помогают понять, что это стихотворение созвучно общему состоянию лирики Лермонтова и его лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.
Особенностями читательского восприятия учащихся 10-11 классов становятся интерес к проблемам исторических и эстетических связей искусства и жизни, внимание к художественной форме произведения, способность к целостному представлению об историко-литературном процессе и творческом пути отдельного поэта и возможность изучения лирического текста в культурологической парадигме эпохи и мировом культурном процессе. Выпускник средней школы способен сам составить программу чтения по определенной проблеме, наметить круг изучения художественных и литературно-критических работ, организовать библиографический поиск. Поэтому в 10 - 11 классах необходимо сформировать у учеников способность к глубокой и оригинальной самостоятельной оценке лирического текста, установить внутренние связи стихотворения с творчеством поэта, русской литературой изучаемой эпохи, мировым историко-литературным и общекультурным процессом. Каждый лирический текст должен уже рассматриваться контекстуально, поэтому наряду с уже известными приемами развития читательского восприятия актуальными станут поиски связей лирического текста с биографией поэта, культурой прошлого, литературными манифестами, определяющими поэтическую платформу, критическими оценками современников и т. д.
Учащиеся с интересом выполняют исследовательские задания, связанные с сопоставлением первоначальной и окончательной редакций текста, составлением историко-биографических, историко-культурных комментариев, выяснением связей лирических текстов с другими искусствами, сопоставлением художественного творчества и идейно-эстетической платформы того или иного поэта.
В 11 классе должна быть до конца сформирована вся система умений, связанных с анализом и интерпретацией лирического текста, необходимых для послешкольного литературного самообразования. Ведь только совершенствование читательской культуры и читательского восприятия, органически вплетенное в школьное преподавание литературы, предполагает развитие способностей наслаждаться искусством, воспитание внутренней культуры, которая помогает углублению связей между непосредственным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий в их функциональном аспекте.
|
|
|
ПОЛНОЕ ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"А судьи кто?" :)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P.S.Храню добрые детские воспоминания о Вас и вашей семье.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А задумайтесь, не более ли прав Атанас Натев: искусство (в том числе и поэтическое) есть непосредственное и непринуждённое ИСПЫТАНИЕ сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. От вашей сентенции отличается: 1) не познанием и восприятием, а испытанием, 2) кроме индивидуального познания-восприятия содержит много ещё чего конкретного: непосредственное, непринуждённое, сокровенное, совершенствование человечества. Кроме того индивидуальное познание-восприятие есть много в чём (и в игре, и в труде, и в ином развлечении, и в учёбе), а набор Натева только в искусстве, да ещё и искусстве, понимаемом как идеологическое искусство (где таки испытывается - противоречиями), а не прикладное (где заражение, внушение). ╚Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции "могут возводиться в ранг значимых" и что "любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения"╩. Но именно Лотман при этом принципиально отказался вникать в семантику. Его интересует только КАК, а не ЗАЧЕМ ТАК. Приведите хоть один пример выведения им ЗАЧЕМ ТАК. Не приведёте. ╚До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему "Евгений Онегин" написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова - анапестом╩. Я не дочитаю ваше сочинение до конца, но уверен, что и у вас нет ответа на этот вопрос. Приведите у Лотмана пример конкретного ответа, и я извинюсь за упрёк. Нарочно поискал место, где у вас стихотворение есть. Нашёл: ╚Когда вы долго слушаете споры╩. Никакого ЗАЧЕМ ТАК не вижу. Возьму следующее: ╚По небу голубому╩. Есть ЗАЧЕМ ТАК. Для звукоподражания, по-вашему. И всё?! Стоило Маршаку городить огород сочинять это стихотворение?! Или, может, это произведение прикладного искусства, детское стихотворение, призванное развить у ребёнка слух к ритму? Нет. Я просмотрел 8 сайтов, выданных по запросу поисковику ╚Маршак детские стихи╩ - этого нету. Так что: это взрослому нужно? В качестве ╚познания мира╩? Что сверху вниз падает дождь и сильнее всего шумит на ведре?.. Может, взрослому и нужно Для бездумного провождения времени. Так тогда и нужно было к ЭТОМУ привести! А этого нет.
|
Вот именно, что по поводу. Вот так люди вокруг да около ходят и удовлетворяются: постигли, мол. Этак и молчать можно: протелепал, мол. Нельзя ТАК возражать против уроков постижения лирики.
|
Это не возражение, уважаемый литературовед. Это стихи. Это ... тот Добрый звон / Который / До самой смерти слущать. Копить, как скряга, / Жадничать, хранить. / И звоном переполненную душу Однажды взять и людям подарить. -- А Вы с каким-то микроскопом ходите и сверяете: сходится или не сходятся эти строки с теми мерками, которые у Вас в шкафах имеются. Так что, извините. Забудем лучше. В разные окна мы смотрим.
|
А я о чём? И я ж о том же: в разные. Наталья Беляева (неудачно) и я (удачно) смотрим, в окно под названием ╚постижение лирики╩, а вы по вашему же собственному признанию в окно под названием ╚по поводу у р о к о в п о с т и ж е н и я л и р и к и╩. ПО ПОВОДУ! Что я и заострил своим выпадом против вас. Вы ж, в сущности, говорите то же, что некоторые говорят не понимающим классическую музыку: ходите и слушайте, ходите и слушайте понимание придёт само. Чёрта лысого оно придёт само! Нужны уроки понимания. Но только не такие, какие предлагает Наталья Беляева (позволю себе написать, мало что прочтя из её уроков, но видно пана по походке).
|
|
|
|
|
|
|