TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?



Русский переплет

ОБРАЗОВАНИЕ

Наталья Беляева

 

 

Уроки постижения лирики

 

... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

И. Ф. Анненский.

 

Введение.

 

Часть первая.

Часть вторая.

Уроки-концерты

Уроки обучения выразительному чтению

Уроки "стилистического эксперимента"

Уроки-практикумы

Уроки комбинированного типа

Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11 классах

Уроки анализа лирики с составлением культурологических комментариев

Уроки-практикумы

Уроки-практикумы по анализу лирического текста в 9 - 10 классах готовят школьников к написанию сочинения по анализу одного стихотворения, которое предстоит на выпускном экзамене. Логика вопросов и заданий, предложенных учителем, несомненно, поможет учащимся в определении основных аспектов анализа. При выявлении общечеловеческого смысла стихотворения учащиеся должны не только показать свое знание культурно-биографических реалий, но, прежде всего, показать свое умение вычитывать смысл в самом тексте, уметь "расшифровывать" смыслы, заключающиеся в поэтической структуре стихотворения.

Это возможно, когда знания приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы.

Покажем это на примере изучения лирики А.  П. Пушкина.

Вопросы и задания к стихотворению "Сожженное письмо":

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?
  2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?
  3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?
  4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?
  5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

На первый взгляд кажется, что в основу стихотворения "Сожженное письмо" положен бытовой факт уничтожения любовного послания. Но для лирического субъекта текста эта жизненная ситуация становится мотивом к душевным волнениям. Центральные образы стихотворения - это Он и Она. Она далеко, и письмо - это то, что хранит память о ней, веет ее дыханием, говорит ее голосом. В центре стихотворения - картина его душевных переживаний. Он и его чувства - доминанты поэтической композиции.

Интонации стихотворения напряженные взволнованные, и это подчеркивается, прежде всего, бросающимся в глаза поэтическим синтаксисом, обилием восклицательных знаков, многоточий, коротких предложений, обращений.

Стихотворение можно условно разделить на три части: первый - пятый стихи, шестой - середина тринадцатого стиха (до многоточия) и тринадцатый - шестнадцатый стихи. В первой части поэт как бы прощается с письмом. Но это не просто прощание с любимой. Мы понимаем, что возлюбленные расстаются навсегда, и письмо - атрибут, символ любви, последняя нить, связывающая близкие души и сердца. Ритм первой части замедленный, герой как будто специально медлит, пытаясь оттянуть момент сожжения письма. Его душа взволнована, что подчеркивается многочисленными восклицательными интонациями, глаголами в повелительном наклонении, обращениями, стихотворными переносами. Он не хочет сжигать письмо, но приказ любимой одерживает верх над его чувствами. "Она велела" - и он уже готов это сделать. Нужно только внутренне настроиться на расставание, заставить свою душу перестать чувствовать. И вот миг настал - "ничему душа" его "не внемлет". Знаки препинания внутри стихотворных строк создают многочисленные внутристиховые паузы, которые придают тексту "рваный" ритм, усиливают его напряженность и взволнованность.

Вторая часть - кульминация в развитии чувства. Процесс сожжения письма предельно детализирован, поэту дорого каждое мгновение прощания с ним. Мы видим подробную картину горения. Сначала "жадное" пламя поглощает листы, затем они вспыхивают, пылают, превращаясь в легкий дым. Теряет очертания оттиск "перстня верного" на сургучной печати. Этот перстень - тоже знак их отношений. Наконец темные листы свертываются и становятся пеплом. Что же происходит в этот момент с лирическим субъектом? Он молится, просит судьбу пощадить его и ее и видит заветные черты возлюбленной "на легком пепле". Повышенную экспрессивность придает тексту и обилие восклицательных интонаций, и обращение к судьбе, к "провиденью". Центральная часть стихотворения наполнена глагольной лексикой, обилие которой говорит о динамике текста, смятении чувств и пике страстей. Высший накал чувств - в слове "свершилось!" Он подчеркивается и звуковой стороной текста. Если в начале второй части аллитерация на "л" показывает медленность, плавность процесса, то в девятом -одиннадцатом стихах повышается частотность звука "р", что еще больше усиливает напряжение и трагизм этой картины. Горит не просто письмо, горит любовь, исчезает навсегда любимый человек, а с ним и часть жизни, от которой остались лишь воспоминанья. Тяжелым, скорбным настроением проникнута последняя часть стихотворения. Поэт испытывает почти физическую боль, ему трудно дышать, грудь его "стеснилась". Темп речи замедляется включением определений-прилагательных, которые наделены оттенками значений, характерных для человека: "пепел милый", "отрада бедная", "в судьбе ... унылой", "на горестной груди". Пепел - единственное, что осталось от письма, и поэт просит пепел остаться с ним. Само слово "пепел" употребляется здесь в субъективно-авторском значении и становится синонимом слова "воспоминание". Стихотворение заканчивается открытым финалом. Стих как бы обрывается на полуслове. В этом приеме и взволнованность поэта, потрясенного картиной горения письма, и надежда на то, что хотя бы пепел "на горестной груди" не исчезнет со временем, а будет напоминать об ушедшей любви.

После анализа стихотворения "Сожженное письмо" можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения "Храни меня, мой талисман..." и "Там, где море тихо плещет...".

Вопросы и задания к стихотворению "Эхо"

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Какими способами создается это настроение?
  2. Почему стихотворение называется "Эхо"?
  3. Какие образы являются в нем центральными? При помощи чего они создаются?
  4. Понаблюдайте за ритмом и рифмами стихотворения. Что интересного вы заметили?
  5. Почему четвертая и шестая строки каждой строфы короче остальных?
  6. Укажите особенности поэтической формы этого стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
  7. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Учащиеся, работая с вопросами и заданиями, замечают, что поэт подобен эху, которое вбирает в себя впечатления жизни и отражает их в мир. Но мир безразличен к чувствам и плодам творчества поэта. Из мира "ему нет отзыва". Эти мысли и чувства подчеркиваются и поэтической формой стихотворения, которая сама помогает читателю глубже понять содержание. Школьники определили, что фонетические, лексические и композиционные особенности текста позволяют "услышать" эхо. Логические паузы подчеркивают отчужденность поэта от мира, который равнодушен к его творчеству.

Вот фрагменты из сочинений девятиклассников:

"Процесс творчества, по Пушкину, взволнованный, напористый. Это ощущение создается сочетанием звуков г и р (ревет, зверь, трубит, рог,гремит, гром, родишь, вдруг, грохот, громов и др.) В стихотворении два главных образа - эхо и поэт. Сам синтаксический и композиционный строй текста показывает, что более короткие 4-й и 6-й стихи - это как бы отклик эха на звуки окружающего мира ... " (Лена К.)

"В стихотворении очень много глагольной лексики, создающей образ движения, динамику происходящего. Поэт активно реагирует на все впечатления мира и пытается, переосмыслив их в процессе творчества, создать художественное произведение. Но общество безразлично к его труду, оно равнодушно к стремлениям поэта ... " (Иван Ш.)

"Первая, вторая, третья и пятая строки каждой строфы рифмуются друг с другом, а четвертая и шестая между собой. Создается впечатление, что четвертая и шестая строки короче остальных, как бы не закончены. На самом деле эти укороченные, "рваные" строчки имеют свое значение. Если прочитать их отдельно, то можно понять, что они являются связующими между образами поэта и эха:

... на всякий звук ...
... родишь ты вдруг ...
... и шлешь ответ ...
... и ты, поэт!

Эти строки явно относятся к образу поэта, а звучат, как эхо. Таким образом, мы замечаем, что образы поэта и эха перекликаются на протяжении всего стихотворения. (Лена М.)

Вопросы и задания к стихотворению "Поэту".

  1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
  2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис  - развитие тезиса  - антитезис  - синтез?
  3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта "в детской резвости"? Какая лексика характерна для изображения толпы?
  4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
  5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
  6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Вопросы и задания для анализа стихотворения "Отцы-пустынники и жены непорочны".

  1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
  2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
  3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
  4. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено "множество торжественных молитв"? Как понять слова "сердцем возлетать во области заочны"?
  5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором "змеей сокрытой"? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
  6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие  - приобретать? Почему?

В качестве индивидуального задания можно предложить учащимся сопоставить переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина и выяснить, какие изменения внесены Пушкиным и каков их поэтический смысл.

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(Шмеман А. Великий пост. М., 1993. - С. 28).

Кроме того, можно сопоставить пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольским и определить, в чем преимущества пушкинского текста.

Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью,
Меня не отягчит
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!

Страстей всех тишину,
Любовью и терпеньем,
Дай грешнику, молю.
Ей Господи Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи,
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь.

Для закрепления навыков анализа текста можно провести урок-практикум "Тема дороги в лирике А. С. Пушкина", используя исследовательские задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Прочитайте стихотворение Пушкина "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина; путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
  2. Какие образы и картины вам представились? Какими художественными средствами они создаются?
  3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
  4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
  5. Какими красками, звуками наполнен текст? как это помогает лучше понять настроение?
  6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: "пробирается луна"  - "отуманен лунный лик"?

Задание 2. Прочитайте стихотворение Пушкина "В поле чистом серебрится..."

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

Пой: "Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?"

  1. Каково настроение текста?
  2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?
  3. Почему 1, 2, 3 строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово "пой" в каждой строфе?
  4. Какими звуками, красками наполнен текст?
  5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите текстом.
  6. О чем думает и что чувствует лирический герой?
  7. Какой смысл придает тексту открытый финал?
  8. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?

Задание 3. Прочитайте стихотворение А.   С.   Пушкина "Стою печален на кладбище...".

Стою печален на кладбище.
Гляжу кругом - обнажено
Святой смерти пепелище
И степью лишь окружено.
И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит,
По ней рабочая телега
изредка стучит.
Одна равнина справа, слева.
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты.
Немые камни и могилы,
И деревянные кресты
Однообразны и унылы.

1834

  1. Какое настроение вызывает текст? Как решается в нем тема дороги?
  2. Какие особенности поэтической формы текста вы заметили (ритм, аллитерации, ассонансы, лексика, синтаксис и т. п.)?
  3. Какие синонимы поэт находит для слова "кладбище"? Определите их внутренний смысл?
  4. Проанализируйте глагольную лексику. Почему в начале и в конце текста почти нет глаголов?
  5. Как вы понимаете выражение "рабочая телега"? Каков его иносказательный смысл?
  6. Каковы мысли лирического героя о "дороге жизни"?

Задание 4. Прочитайте стихотворение Пушкина "Дорожные жалобы".

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне ,знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну пошел же, погоняй!..

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?
  2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
  3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движение, дороги?
  4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
  5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
  6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

Задание 5. Прочитайте стихотворение Пушкина "Приметы" ("Я ехал к вам...").

   Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой путь ретивый.

   Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

   Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

  1. Сколько частей в этом стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть?
  2. Каковы мысли и чувства лирического героя и как они созвучны картинам природы?
  3. Почему стихотворение называется "Приметы"? Каково авторское отношение в приметам?
  4. С какой целью 1 и 2 строфы построены по одной модели, а смысл имеют противоположный? Сопоставьте звукопись, лексику и поэтические интонации этих строф?
  5. В чем, по-вашему, особенности поэтического восприятия мира в этом стихотворении?

Задание 6. Прочитайте стихотворение Пушкина "Телега жизни".

   Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

   С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!..

   Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры, и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

   Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега  -
А время гонит лошадей.

  1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
  2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
  3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
  4. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
  5. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на каждом языковом и композиционном уровне. Каков их поэтический смысл?
  6. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?

На уроках по лирике М. Ю. Лермонтова необходимо продолжать учить анализу поэтического текста, показывая, какими могут быть интерпретации текстов, поэтому вопросы и задания уроков должны быть более подробными, многочисленными. Это поможет направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше, интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.

Вопросы и задания к стихотворению "Дума":

  1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
  2. Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
  3. Какой характер придает стихотворению его длинный стих (5 - 6 стопный ямб)? Сопоставьте ритм текста со стихотворением А. Пушкина "Памятник".
  4. Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? (Много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки ).
  5. В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимение "я", а далее "мы"?
  6. На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
  7. 1 катрен  - тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени  - "состарится".

    2- 4 катрены  - развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы "томит", "вянем", "висит" в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен.

    5- 9 катрены  - антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлоги и приставки со значением отсутствия, глаголов много, но в 5 - 6 катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 - 9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя "огонь горит в крови". Результат такой жизни  - прийти к гробу "без счастья и без славы", так и не поняв душевных порывов поколения отцов.

    10- 11 катрены  - синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет "оскорблен презрительным стихом" потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы "пройдем", "оскорбит" стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла "без шума и следа", не родив гениев. Толпа  - это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей.

  8. Как соотнесены в тексте ключевые образы "отцов" и "детей"? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Поколение 30-х из "детей" стало "отцами", детьми стали его потомки, которые походят к прошлому "со строгостью судьи" ).
  9. Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения "пролога"?
  10. В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
  11. Почему в финале поэт называет свое поколение "толпой"?

Вопросы и задания к стихотворению "1 января".

  1. Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
  2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту ).
  3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе" .)
  4. 1 и 2 строфы, изображающие реальный мир,  - это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный ).
  5. Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки "красавиц городских" касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты ).
  6. Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 - 4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; лирический субъект ощущает его краски, звуки, запахи ).
  7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты" ).
  8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово "люблю" повторяется дважды ).
  9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет "тягостных сомнений и страстей" ).
  10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ "толпы"? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта  - робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незваная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" толпы "железным стихом". Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива ).

Таким образом, в обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.

Вопросы и задания к стихотворению "Я не унижусь пред тобой".

Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).

  1. Каково настроение и ключевые образы 1 - 3 катренов? (Главные образы  - Я и Ты, но "мы  - чужие", "я не отдам своей свободы", "я целый мир возненавидел"). Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?
  2. Как в 4 - 7 катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил". Есть ли здесь основания для сопоставления?
  3. Каковы ключевые слова 8 - 10 катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? ("Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?").
  4. Каков общий вывод стихотворения в 11 - 12 катренах? ("Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся  - "я тебя не знал"). Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?

Мы приводим в качестве примера фрагменты из сочинения выпускницы 2000 года Овсянниковой Юлии (г. Торопец Тверской области) на тему "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою...": восприятие, истолкование, оценка":

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою..." входит в цикл стихотворений (1830-1832 гг.), предпосылкой к созданию которого явилась трагическая любовь поэта к Наталье Федоровне Ивановой  - адресату цикла. По мнению Б. Эйхенбаума, И. Андроникова, занимавшихся текстологическими исследованиями цикла, он является одним из концептуальных этапов творчества поэта, определившим в чем-то последующее развитие его поэзии. В цикле обозначена характерная для М. Ю. Лермонтова тенденция осмысления интимного жизненного опыта в мировом, общебытийном контексте, в нем же исповедь лирического героя становится способом разрешения высших вопросов бытия.

В стихотворении "Я не унижусь пред тобою..." реализована мысль, присущая всей любовной лирике Лермонтова. Лирическое "я" стихотворения стремится к любви, пониманию, которое должно быть воплощено в "ты", но объединение "я" и "ты" невозможно, потому что для лирического "я" неприемлема потеря своей исключительности, значимости, своей индивидуальности.<...>

Уже первая строка стихотворения устанавливает оппозицию "я" и "ты". И "я", и "ты" в стихотворении самодостаточны. Они противостоят друг другу. Оппозиция получает развитие в двух следующих строках: местоимение "твой" противопоставляется параллельному "моей". В четвертой строке происходит, казалось бы, снятие оппозиции, так как "я" и "ты" объединяются в "мы", но это объединение немедленно корректируется эпитетом "чужие". Таким образом, противопоставление "я" и "ты" через мнимое снятие оппозиции еще более усиливается. Антитеза продолжается и в параллельных синтаксических конструкциях: "Ты позабыла..."  - "...я...не отдам". Полнейшее несовпадение "я" и "ты" подчеркивается употреблением частиц "не" и сочетаний букв "не" и "ни" на фонологическом уровне: "возНЕнавидел", "уНИжусь". Антитеза "я" и "ты" развивается, градируя, и достигает кульминации в последней строке: "Ты знала  - я тебя не знал!" Тире подчеркивает параллельность, несовпадение "я" и "ты", как и содержащийся в строке синтаксический параллелизм, а частица "не" обозначает их противопоставление.

Антитеза "я" и "ты" заключает в себе и оппозицию отдельных понятий, действий, связанных с ними и тоже противопоставляемых. Попробуем составить ряд этих антитез:

"я" - "ты"
свобода - заблужденье
бессмертие - годы, мгновенья
душа, вдохновение - улыбка, глаза
свобода, гордость - рабство
душа - земное

Итогом этого противопоставления становится антитеза "ты" и "мир", который лирический герой променял на ложную, по его мнению, любовь.

Особенно важны в тексте пространственные отношения. Они намечены уже в первой строке: "Я не унижусь пред тобою...". Глагол "унижусь" имеет значение действия, осуществляемого в направлении "сверху вниз". Итак, с первой же строки "низ" в стихотворении семантически связывается с "ты". Позже эта связь подкрепляется следующими строками: "...у ног твоих...". "Я" же стремится в обратном направлении, "снизу вверх". С "я" связываются такие слова, как "небесной", "горам", небо". Итог: "я" стремится к высшему, к духовному началу, "ты" же обращает его к "земному". Интересно, что с пространственными отношениями в тексте связаны и два параллельных лексико-семантических ряда. С "земным" "ты" соотносятся слова "ног", "улыбке", "глазам", "руку", то есть слова, выступающие в стихотворении в роли прозаизмов. "Высшему" же, тому, к чему стремится "я", соответствуют слова высокого стиля: "вдохновенье", "мыслию небесной", "силой духа", "бессмертье", "горд" и т. д. Эти наблюдения позволяют сделать вывод о сущности трагедии лирического героя: то, что предназначено для него как для поэта, все высшее, исполненное вдохновения, творчества, он променял на "земное", пошлое, обыденное, поверив, что и в этой обыденности можно найти идеал.

Очевидно, что в связи с таким прочтением не следует воспринимать это стихотворение как произведение, относящееся только к интимной лирике. Для Лермонтова характерно историческое и пространственное обобщение. В стихотворении герой не только не приемлет земную любовь  - все поэтическое, высокое, жестоко обманутое, но и не приемлет пошлости и обыденности мира. Недаром в тексте употребляется слова "мир", "вдохновение", "бессмертье", доказывающие эту мысль. <...>

Стихотворение написано в жанре послания, что сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но в отличие от стихов в альбом, от стихотворений, воспевающих любовь и говорящих о ней как о чувстве, дающим творческие силы, "Я не унижусь пред тобою..." говорит о любви как о чувстве, невозможном для героя, а потому не только не дарящем ему радости бытия, творческих сил, но и лишающем их. Герой одинок и даже озлоблен. Ни один из поэтов до Лермонтова не осмелился бы в послании к женщине, некогда им любимой, позволить себе употребление ораторских интонаций, ораторского пафоса. А между тем Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями: в тексте присутствуют и укоряющие, горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы. Поток эмоций непрерывен, он обрушивается на читателя грохочущей лавиной. Очевидно, поэтому поэт отказывается от деления текста на традиционные строфы, чувства лирического героя слиты, едины. Этот поток вызывает ответные чувства у читателя.

"Жесткость" интонаций, горечь чувств героя реализуется и на фонологическом уровне организации стихотворения. Нетрудно заметить частое повторение согласных "т"  - "д"  - "к"  - "ж". Эти фонемы помогают созданию у читателя чувства "жесткости", яростности строчек стихотворения. Интересна роль звуков для усиления оппозиции "я" и "ты" в первой строке стихотворения. Легко заметить, что и транскрипция слова "я", и транскрипция слова "тобою" содержит согласный "й". Таким образом, еще раз подчеркивается самодостаточность "я" и "ты", их параллельность.

Для стихотворения Лермонтов избирает классический четырехстопный ямб, восходящий к одической традиции. Размер подчеркивает важность того, о чем говорится в стихотворении, значимость, делает стихотворение "монументальным".

Трагизм стихотворения реализуется и на уровне рифмы. Избрана классическая перекрестная рифмовка, чередование женских рифм с мужскими, причем последняя строка, являющаяся итоговой, содержит мужскую рифму, усиливающую чувство несоединимости лирического героя с бывшей возлюбленной, их противоположность.<...>

Стоит отметить и повторение эпитета "чужим". Оно подчеркивает антитезу "я" и "ты", ведь "чужие горы" оказываются для лирического героя ближе, чем "чужая" бывшая возлюбленная. <...>

Лирический герой Лермонтова, вечно ищущий любви, ищущий тот самый абсолют, к которому стремятся все романтики, не может найти его в пошлом мире, мире обыденных, земных забот. Ни любовь, ни "битвы" не могут облегчить герою этот поиск, эту жажду счастья. Мир не может дать романтику этого идеала, а потому конфликт героя с миром заведомо неразрешим. Осознание этой обреченности, этого отсутствия прекрасного и необходимого душе в страшном, чуждом мире делает всю поэзию Лермонтова и данное стихотворение трагичными. Читателя не может оставить равнодушным боль, крик ищущей, терзающейся, томящейся души, выраженные в лирике Лермонтова. Его стихи волнуют, тревожат, заставляют задуматься об ужасе, трагизме бытия и душе, одиноко блуждающей в поисках света.

Вопросы и задания к стихотворению "Расстались мы; но твой портрет...".

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Какие поэтические образы рисуют нам состояние лирического героя?
  3. Охарактеризуйте функциональную роль глаголов и прилагательных в этом тексте.
  4. Какова роль инверсии в первом стихе?
  5. Какие новые смыслы приобретают в этом тексте местоимения и союзы?
  6. Какую композиционную роль играет в этом стихотворении антитеза?
  7. Обратите внимание на знаки препинания, встречающиеся в этом стихотворении. Какие смысловые отношения они выражают?
  8. Как вы понимаете смысл двух последних стихов?
  9. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

При анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова "Расстались мы; но твой портрет ... " учащиеся выявляли образную структуру текста, замечая и "эмоции материала", и "эмоции формы".

Они стремились интерпретировать его в единстве содержания и формы, улавливая пространственные связи внутри текста, замечать смыслообразующую роль местоимений и союзов.

Вот фрагменты из сочинений девятиклассников.

"Пространство в стихотворении можно разделить на три части: земля, небо и промежуточное пространство, то есть то, что соединяет земное и небесное. Таким образом, можно построить схему:

Небо

душа

Бог

Промежуточное пространство

призрак

храм

Земля

на груди

страсти

Все развивается по спирали или синусоиде. Такое же развитие можно проследить, анализируя и глагольную лексику:

Небо

радует

кумир (есть) бог
храм (есть) храм

Промежуточное пространство

храню

расстались

Земля

не мог

разлюбить

Стихотворение начинается как бы в низшей точке и затем поднимается вверх, снова спад, и снова подъем к вершине, потому что верх всего - Бог. Поэтому неслучайно, что предложение со словом Бог - восклицательное!" (Люба М.)

"Ритм первой строфы плавный, задумчивый. Она наполнена воспоминаниями, которые рождают чувство радости, хотя портрет - лишь "бледный призрак". Во второй строфе ритм стихотворения убыстряется, оно наполнено чувствами, яркими красками. Такое ощущение создают существительные "страсть", "любовь". Эпитеты, в основном, вызывают грустное настроение. Их немного: бледный, оставленный, поверженный ... " (Игорь К.)

Вопросы и задания к стихотворению "Поэт".

  1. Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Почему в стихотворении, которое называется "Поэт", более половины текста посвящены истории кинжала?
  3. Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1 - 3 и 4 - 6 строф? В чем драматизм истории кинжала?
  4. Какое предназначенье было для кинжала естественным? Какая поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия?
  5. Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
  6. Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека? Почему "золотая отделка", "богатая резьба"  - это чуждый и постыдный "наряд" для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и история кинжала в целом?
  7. Каким высоким предназначеньем наделена поэзия в 8 - 9 строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?
  8. Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется? Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
  9. Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждение?

Обдумывание вопросов может привести учащихся к следующим выводам. Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества  - незначительна, истинную ценность представляет только внутренне содержание. В условиях экстремальных стремление к внешним эффектам  - поведение постыдное. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для "толпы" утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество  - игрушка. Поэт меняет власть над толпой "на злато", его "тешат блестки и обманы", то есть внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.

Вопросы и задания к стихотворению "Пророк".

  1. Сопоставьте стихотворение Лермонтова "Пророк" с "Пророком" Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
  2. Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами. Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
  3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
  4. Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему "города" и "пустыня" противопоставлены?
  5. Какие чувства испытывает поэт-пророк в "шумном граде"? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
  6. В чем же истинное предназначенье поэта? Почему социальный мир враждебен ему?

Анализ формы и содержания стихотворения приводит школьников к такому заключению. Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную сущность поэзии, которая уже не способна "глаголом жечь сердца людей". Поэты-пророки не признаны "в шумном граде", их пророческий дар никому не нужен. Бездуховность света, "блестки и обманы" жизни породили бесславное, потерянное поколение, у которого нет будущего.

Вопросы и задания к стихотворению "Родина":

1. На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? ( 1- 6 стихи - первая часть; 7 -14 стихи - вторая часть; 15 - 26 стихи - третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций ).

Первая часть:

  • Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
  • Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
  • Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?
  • При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?

Вторая часть:

  • Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?
  • Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
  • Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?

Третья часть:

  • Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже ?
  • Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми).
  • Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?

2. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?

Вопросы и задания к стихотворению "Выхожу один я на дорогу

  1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
  2. Каковы ключевые слова первого катрена? Какое настроение подчеркнуто словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Почему почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл этих предметных реалий?
  3. Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во второй строфе?
  4. Какое настроение передается восклицательными интонациями третьей строфы?
  5. Какие элементы художественной формы 1 - 3 строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
  6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4 - 5 строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"), а высшей ценностью называет любовь?
  7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

На уроках-практикумах можно обучать школьников аспектному анализу лирического стихотворения, то есть не давать всестороннего анализа текста, замечая особенности разных слоев его художественной структуры, а подробно остановиться на каком-то одном смыслообразующем элементе.

Для понимания лирического стихотворения очень важна способность видеть пространственно-временные отношения в лирическом тексте. Если в эпическом повествовании приоритетным становится художественное время (автор пытается изображать течение жизни в жизнеподобных образах объективно, прячась за особенностями эпического повествования; лирическое начало здесь предельно завуалировано), то в лирическом тексте на первый план выступает художественное пространство. Время здесь не целостно, а представлено как бы мгновенными картинами, кадрами, вызывающими определенные чувства. Важную роль в выявлении этих пространственных отношений текста могут играть предлоги и наречия с пространственным значением. Этот аспект вызывает у школьников наибольшие трудности, так как в школьной практике подобному анализу не уделяется должного внимания.

Попытаемся с этой точки зрения проанализировать стихотворение М. Лермонтова "Парус".

Три строфы "Паруса" построены по одной модели: первые два стиха рисуют картину природы, а вторые  - изображают внутреннее состояние "наблюдателя", следящего за парусом. Так, в первой строфе парус и "наблюдатель" далеко друг от друга. Один  - на берегу, а другой  - "в тумане моря". Но есть ключевое слово, которое их сближает  - "одинокий". Картина мира внешнего спокойная, но не совсем ясная, и одинокий парус привлекает внимание лирического субъекта именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности души передается вопросительными интонациями третьего и четвертого стиха. В тревожной человеческой душе возникает предположение, что там, "в тумане моря", "в стране далекой", может быть, есть спасение от одиночества, от тех душевных потрясений, которые суждены "в краю родном".

Во второй строфе пространственная картина меняется. Окружающий мир как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть "наблюдатель" как бы переместился "с берега" в открытое море, и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? А, может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и, к сожалению автора, не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь "увы", выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастья смятенному человеку, так как счастье  - это состояние души, а не состояние мира, и нельзя убежать от самого себя.

В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармоничная, светлая и яркая. В ней и "струя, светлей лазури", и "луч солнца золотой". Невольно вспоминается "Золото в лазури". Но эта картина соотносится с состоянием лирического субъекта по контрасту. Вокруг все прекрасно и равнодушно, мир природы лишен страстей, наполняющих душу человека.

Но безграничный мир природы наполнен чувствами лирического "я", состоянием его смятенности. Это усиливается и изменением пространства текста. Если в первой строфе пространство как бы расположено горизонтально и параллельно ровной морской глади, то во второй строфе оно уже колеблемо ветром, от которого "играют волны", а в третьей строфе как бы становится "на ребро", воспринимается в вертикальном измерении. На это указывают нам пространственные предлоги "под" и "над", указывающие на отношения верха и низа. Таким образом, мир реальный "растет" в вертикальном измерении, он простирается уже от водной глади до самого солнца, но не может успокоить смятенную душу и воспринимается лирическим субъектом наполненным мятежными страстями.

Кстати, слово "мятежный" во времена Лермонтова не ассоциировалось со словом "мятеж" в его "революционном" значении. Его однокоренные слова сегодня уже считаются разошедшимися в значениях. А ведь было одно лексическое гнездо: мятежный  - смятение  - метаться  - метель. Поэтому в начале XIX века слово "мятежный" означало "беспокойный", "мечущийся". Как тут не вспомнить пушкинское, из "Онегина": "Им овладело беспокойство, // Охота к перемене мест. // Весьма мучительное свойство, // Немногих добровольный крест".

Кульминация чувства в стихотворении Лермонтова находится именно в последней строфе. И опять же рядом с ключевыми образами паруса и "наблюдателя" появляется и третий  - образ автора, которому понятно, что в бурях нет покоя. (А, может быть, это тот же "наблюдатель", но после того, как сам побывал под парусом и понял, что нет выхода в "перемене мест". И бури он просит по этой же причине: раз в мире нет места, где смиряется тревога души, то стоит ли жить, или нужно доказать самому себе свою ценность, сразившись с бурей). Смысловой доминантой становится здесь слово "как будто", появляющееся в последнем стихе и еще раз показывающее иллюзорность поисков счастья в попытке убежать от самого себя.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что пространственные отношения в "Парусе" становятся смыслообразующими и помогают понять, что это стихотворение созвучно общему состоянию лирики Лермонтова и его лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.

Особенностями читательского восприятия учащихся 10-11 классов становятся интерес к проблемам исторических и эстетических связей искусства и жизни, внимание к художественной форме произведения, способность к целостному представлению об историко-литературном процессе и творческом пути отдельного поэта и возможность изучения лирического текста в культурологической парадигме эпохи и мировом культурном процессе. Выпускник средней школы способен сам составить программу чтения по определенной проблеме, наметить круг изучения художественных и литературно-критических работ, организовать библиографический поиск. Поэтому в 10 - 11 классах необходимо сформировать у учеников способность к глубокой и оригинальной самостоятельной оценке лирического текста, установить внутренние связи стихотворения с творчеством поэта, русской литературой изучаемой эпохи, мировым историко-литературным и общекультурным процессом. Каждый лирический текст должен уже рассматриваться контекстуально, поэтому наряду с уже известными приемами развития читательского восприятия актуальными станут поиски связей лирического текста с биографией поэта, культурой прошлого, литературными манифестами, определяющими поэтическую платформу, критическими оценками современников и т. д.

Учащиеся с интересом выполняют исследовательские задания, связанные с сопоставлением первоначальной и окончательной редакций текста, составлением историко-биографических, историко-культурных комментариев, выяснением связей лирических текстов с другими искусствами, сопоставлением художественного творчества и идейно-эстетической платформы того или иного поэта.

В 11 классе должна быть до конца сформирована вся система умений, связанных с анализом и интерпретацией лирического текста, необходимых для послешкольного литературного самообразования. Ведь только совершенствование читательской культуры и читательского восприятия, органически вплетенное в школьное преподавание литературы, предполагает развитие способностей наслаждаться искусством, воспитание внутренней культуры, которая помогает углублению связей между непосредственным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий в их функциональном аспекте.

Уроки-лекции




Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
233068  2001-10-07 12:13:15
-

249494  2002-09-20 18:04:14
анонимно
- Хороший выбор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

249962  2002-10-13 15:41:04
Артурик
- Это полное гавнище!!!

250059  2002-10-17 22:41:31
фавуцк
-

ПОЛНОЕ ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!

250101  2002-10-19 19:38:52
psich
- отстой (вы просили конкретно-все отстой)

250515  2002-11-05 17:35:39
Kolka
- A znaete poleznaja shtuka 4tobi porazmanat' svoi serie kletki !!! Tak derzhat'!!

250734  2002-11-18 00:31:29
Марина
- Спасибо, действительно толковое, практически применимое пособие.

251067  2002-12-02 21:24:23
я ds
- плохо

251850  2003-02-14 21:09:38
Ильнур
- Молдца, но надо еще доработать, в смысле по возрастным признакам разбить и т. д.

253294  2003-09-04 19:13:01
Юлия Николаевна
- Ваши разработки найдут, безусловно, практическое применение.

253295  2003-09-04 19:34:54
Сергей
- Спасибо от моей подруги... сам ничего не понял!

253360  2003-09-10 17:11:11
Dron 777
- По-моему лучше попроще!

253362  2003-09-10 20:16:27
-

253384  2003-09-11 17:19:32
Денис
- офигено

253530  2003-09-21 22:08:55
Ekaterina
- Создатели портала! А может ввести в дискуссионном клубе должность Админа? Вас ругань по глупости не обижает?

253531  2003-09-21 22:09:21
Ekaterina
- Создатели портала! А может, ввести в дискуссионном клубе должность Админа? Вас ругань по глупости не обижает?

253555  2003-09-24 16:13:24
Aeries
- ничего хорошего!!!

253615  2003-09-26 15:40:28
Yst
- НЕ НАШОЛ ТО ЧТО НАДО ГАВНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

253972  2003-10-23 21:12:36
Вл. Р-ко
- По-прежнему жалко мне Ольгу, когда ж кончится это издевательство? Понятно, что знаменитые писатели избалованы женским вниманием не меньше Киркорова с Газмановым, но все-таки иногда бы и по-человечески можно было отнестись к рядовой поклоннице, простой русской девушке!

А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.

253973  2003-10-23 21:14:17
Вл. Р-ко
- По-прежнему жалко мне Ольгу, когда ж кончится это издевательство? Понятно, что знаменитые писатели избалованы женским вниманием не меньше Киркорова с Газмановым, но все-таки иногда бы и по-человечески можно было отнестись к рядовой поклоннице, простой русской девушке!

А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.

253974  2003-10-23 21:14:27
Вл. Р-ко
- По-прежнему жалко мне Ольгу, когда ж кончится это издевательство? Понятно, что знаменитые писатели избалованы женским вниманием не меньше Киркорова с Газмановым, но все-таки иногда бы и по-человечески можно было отнестись к рядовой поклоннице, простой русской девушке!

А тебе, милая, совет: пошли этому Скворцову фотку какую-нибудь поигривей, к примеру, в купальнике. Наши интеллектуалы на такие феньки падки, может быть, и удастся растопить лед.

254528  2003-11-30 14:11:07
Graf[M.K.] 234
- SUPER!! дерзайте вы молодцы

256061  2005-03-29 23:19:56
слава
- Где взять сочинение про ландыши по фотографии В.Гиппенрейтера? спасите от двойки.

264810  2005-05-01 21:44:26
Надюшка
- А причём здесь это?

264991  2005-05-17 18:21:56
- НУ ВЫ И ЗАГНУЛИ.НЕ ФИГА НЕ ПОНЯТНО.

265732  2005-09-08 17:25:16
Овечки
- вы нам очень помогли, могу поспорить, даже наш учитель не смог бы так подготовить урок! особенно прикольные задания!!! КРУТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

265868  2005-09-28 15:26:52
Элина
- Здорово! Мне очень пригодилось !

265905  2005-10-06 20:50:20
-

265934  2005-10-10 20:13:43
- Ничего из того, что вы здесь написали, не поняла. Только время зря потрачено! Спасибо! Из за вас завтра получу 2 по литературе!

265942  2005-10-12 16:06:37
wolf
- НЕ НАШОЛ ТО ЧТО НАДО

265943  2005-10-12 16:07:01
wolf
- НЕ НАШОЛ ТО ЧТО НАДО

266019  2005-10-20 22:54:52
алечка
- мне не это нужно было ! но тем не менее , замечательная штука ! не понимают те , кто отрицательно высказывается , насколько это полезно , умно , глубоко ... спасибо за приятное врамяпрепровождение .

266037  2005-10-24 16:04:49
Соня Бесфамильная
- Ну, и где опять эти 4 узкоглазых отморозка? Опять, поди, за лисами охотятся . Поймаю - уши оторву :))И даже ни на какого Фромма смотреть не буду :))

266059  2005-10-26 23:13:38
лерка
- ну что сказать....была бы я заучкой какойнить мне бы,эта тема,я думаю очень бы понравилась и пригодилась,но так как я сюда залезла обнаружить что нить готовенькое и халявненькое....не обнаружив,поняла что не по адресу,но всё равно респект вам!)))

266303  2005-11-28 18:58:45
алька
- написанно одно,заходишь совсем другое. то что надо,здесь этого нет. я разочарованна.

266779  2006-01-24 17:24:03
wer ww
- dwfa

267528  2006-04-02 20:39:59
Неясыть
- Зашел, чтобы найти одно, а почитал - совсем другое!!! Нужно хоть как-то соответствовать тому, что написанно!!!

267798  2006-04-25 15:44:32
александра
- Ты еще книгу написала Пиши то что нужно людям,а именно анализ стихотворения "Весенняя гроза" Тютчева

268283  2006-07-05 19:38:47
таня
- благодаря вам я выиграла олимпиаду! спасибо!

268913  2006-09-23 16:35:33
Старая собака без героя
- Простите ,что нарушаю Субботний ритуал, но,почтейнейшие, какой рок-н-ролл в час ночи ! И верните же вы, наконец , в читалку "Анатомию человеческой деструктивности " ! Другим ведь тоже учиться надо !

269084  2006-10-03 19:53:46
ольчик
- отвратительно

269372  2006-10-24 16:16:27
- Вообще ничего не понятно !!!!!!

269375  2006-10-24 18:54:39
Императрица Феодора
- Видите ли, дорогая Мария Сергеевна и уважаемый Yuly,юла Вы наша заводная, я из всех душевных болезней предпочитаю Манию Величия , простите, не знаю как это правильно называется по-латыни . Это единственная , на мой взгляд, болезнь, которая помогает своему "счастливому" обладателю избежать многих грубых и непростительных жизненных ошибок . Ну, скажите мне на милость , может ли, например, женщина с комплексом Царицы Савской или Императрицы Цы Си опуститься до какого-то там официанта или сантехника ? Думаю , что ни в жизнь :))Хотя Вам, конечно же, виднее . :))

269376  2006-10-24 18:54:40
Императрица Феодора
- Видите ли, дорогая Мария Сергеевна и уважаемый Yuly,юла Вы наша заводная, я из всех душевных болезней предпочитаю Манию Величия , простите, не знаю как это правильно называется по-латыни . Это единственная , на мой взгляд, болезнь, которая помогает своему "счастливому" обладателю избежать многих грубых и непростительных жизненных ошибок . Ну, скажите мне на милость , может ли, например, женщина с комплексом Царицы Савской или Императрицы Цы Си опуститься до какого-то там официанта или сантехника ? Думаю , что ни в жизнь :))Хотя Вам, конечно же, виднее . :))

269377  2006-10-24 21:24:16
сергей нет
- полный отстой

270346  2006-12-20 17:14:35
ы
- Фуфло

270347  2006-12-20 17:14:53
ы
- Фуфло

271121  2007-01-30 16:23:03
студент
- большое спасибо автору! иду на практику! а вот если попадется эта неграмотная мелочь...не завидую им.:))

271145  2007-01-31 18:29:06
Валерий Куклин
- Судье

"А судьи кто?" :)

271447  2007-02-09 14:47:01
саша
- это интересно мне как учителю литературы и полезно. я воспользуюсь этими материалами при подготовке к урокам словесности

271606  2007-02-15 19:47:46
- Люди где взять соч про ландыши по фотографии В. Гиппенрейтера? Please!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

277047  2007-09-11 18:15:25
Yulia
- подскажите где найти или пришлите портреты И.Бунина!учебник отличный!!!!!

277930  2007-11-15 22:17:20
- очень хорошо

278177  2007-11-28 23:25:35
бьюти 24081991
- помоему нормал! достойно внимания!!!!

278621  2007-12-21 17:19:32
gfhjsyuhxg
- Xuy

279287  2008-01-29 16:03:32
ольчик
- ничё ненашла!!!!!!!!!!

279790  2008-02-26 22:12:46
Вика
- спасиб, Гроза заболоцкого пригодилась))

279824  2008-02-28 14:39:43
лена
- ни че не нашла

280163  2008-03-22 18:26:59
Людмила Безбогова
- Книга ВЕЛИКОЛЕПНАЯ! Очень рада, что нашла ее! Теперь буду учиться сама и учить своих семиклашек! Спасибо!

280675  2008-04-15 09:01:03
Аноним
- Не очень!!!!!!!!!

281102  2008-05-05 14:27:33
НастюшкА)
- Написали все то,что мну не надо!!!!!!!!!!про Фета даваййййййй

281237  2008-05-10 13:22:53
Аленка
- написанно очень много, но все -таки мне пригодиться

284074  2014-11-26 23:30:58
- у вас всё полное дерьмо,понятно

284381  2008-10-22 22:39:35
-

284832  2008-11-26 19:28:44
Ирина
- Настоящий учитель и отличный методист Н.В. Беляева создала настольную книгу для учителя! Спасибо!!!

284881  2008-11-30 13:58:35
- Огромное спасибо за книгу!

285589  2009-01-16 12:10:30
Дуся вро
- это спам!!! тупо!!!

285605  2009-01-16 18:33:34
Анна
- Спасибо! Всё правильно и хорошо! А дураки пусть сами всё придумывают

285691  2009-01-19 22:03:53
юлия
- Очень хорошие материалы!!! Спасибо огромное:).

285922  2009-01-27 16:25:12
NBYJXRF 0707
- YTBYNTHTCYJ НЕИНТЕРЕСНО

286175  2009-02-05 13:10:02
ди
- ффффффффффуууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу

286377  2009-02-12 15:19:22
- круто.........................

286493  2009-02-15 17:06:02
Миша нескажу
- Я просил Вопрос Насколько частей разделено стихотворение этот вопрос есть а ответа нет надо бы исправить чтоб я сюда еще зашел!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

286639  2009-02-26 20:07:31
элина
- уууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууужжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааасссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс

287248  2009-04-12 11:04:37
Алекса
- Отличное пособие для начаинающих учителей-практиков

287307  2009-04-17 13:43:25
Жукова Ольга
- Спасибо за Ваш труд. Привет с озерской земли. Мы Вас помним, любим и радуемся Вашим успехам.

287811  2009-05-19 10:04:26
Олеся
- Большое спасибо за книгу. очень помогла при написании дипломной работы!!

289975  2009-09-19 01:49:25
- я в восторге.этот материал мне очень помог.СПАСИБО

290038  2009-09-24 11:50:06
Вероника Волкова (Иванова)
- Спасибо! Интересный и нужный материал. Очень помог моей дочери в выполнении творческих заданий по литературе.

P.S.Храню добрые детские воспоминания о Вас и вашей семье.

291203  2010-01-04 14:50:32
Ясная
- Большое спасибо!!! Очень сложно найти какую-нибудь информацию про то, КАК сопоставлять стихотворения, а у вас хоть немного, но есть. А так на всех сайтах висит только статья Ирины Щербиной и больше ничего (ну, при часах поисков находится ещё пара, но этого мало(((

291750  2010-02-09 19:50:40
- фигня

291892  2010-02-18 18:23:55
- прикольно

291942  2010-02-21 22:23:59
светлана
- - Огромное спасибо за материал. Очень пригодился для самообразования.

291972  2010-02-24 22:56:53
юля
- мне многое понравилось

292123  2010-03-08 18:24:30
- Ну для тех, кто ничего не понял, по-моему вы просто адресом ошиблись. Какая вам литература, по вам подъезды плачут.

292162  2010-03-10 20:59:04
- очень понравилось, серьёзно и красиво!

292242  2010-03-15 21:25:36
- eeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeettttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttttreeerrggggggggdffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffgggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggdddddddddddddddddddddddddddddddddddddiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmjjjmttbfcqdddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddddd

292395  2010-03-28 20:45:35
катя
- ваш материал мне очень понравился и он мне поможет хорошо подготовиться к экзамену. Спасибо большое)))

292555  2010-04-11 00:41:31
Ольга
- Благодарю Вас за подробное освещение важных для меня вопросов. Вы очень мне помогли!

292605  2010-04-13 18:37:45
мммм....
- не очень....

292613  2010-04-14 21:33:28
- ПО-моему для учеников это бесполезно,ну а учителям может пригодиться))))))))

292652  2010-04-19 18:45:28
дима
- мне не очень понравилось простому ученику этого непонятЬ!!

292930  2010-05-13 15:19:00
Анна
- Очень хорошие рекомендации по интерпретации литературного произведения. Правда, есть замечания к примерам, поданным в качестве иллюстраций: при хорошем лингвистическом анализе приведенным интерпретациям не хватает именно литературоведческого анализа средств художественной выразительности. Практически не рассматривается роль метафор, эпитетов, сравнений и др. в стихотворениях. Поэтому, на мой взгляд, все представленное - это лингвистический анализ художественного текста. От литературы тут только сведения из истории литературного процесса, совсем немного теории и биографии. И еще: к сожалению, подобную интерпретацию способен сделать только филологически грамотный человек. А это не каждый выпускник даже гуманитарного класса.

294167  2010-10-17 19:59:19
Оксана
- Спасибо. я как раз начинаю работу по Серебряному веку. очень помогает! от души спасибо.

294175  2010-10-17 22:51:06
М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- Уважаемая Оксана, смею ли предложить Вам свою в Переплёте работу - "Серебряный век, обернувшийся веком кровавым"?

294221  2010-10-22 17:48:59
надежда
- Спасибо, полезно

294646  2010-11-17 20:35:10
- у вас свои ТАРАКАНЫ в голове!!!А ЧЕ ДЕТЯМ МОЗГИ ТО КОМПОСИРОВТЬ!!!!

295050  2011-01-12 12:49:17
ксюша
- можно было и ответы написать на все вопросы

295713  2011-04-20 21:24:42
- The muck, I was terrified!!!!!

295769  2011-04-28 19:07:28
- фууууууууууу

295781  2011-05-02 16:56:49
- плохо

296046  2011-07-04 17:31:20
Slava http://topavtor.com/
- Отличный стих!!! Мне очень понравилось Ваше стихотворение, если для Вас не составит труда, пожалуйста опубликуйте его на международном литературном портале http://www.topavtor.com/, в разделе лирические стихи.

296739  2011-09-15 15:59:48
выавыавыавыаыа вфывфвфв
- УГГГГГГГГГ где анализ

297226  2011-10-26 20:26:26
- gde analiz blin

301795  2012-08-18 02:29:10
анна tolnadin@bigmir. net
- Очень основательное и поучительное пособие. Низкий поклон автору.

301798  2012-08-18 12:50:13
Воложин
- ╚всякое подлинно поэтическое произведение есть познание мира в индивидуальном его восприятии╩.

А задумайтесь, не более ли прав Атанас Натев: искусство (в том числе и поэтическое) есть непосредственное и непринуждённое ИСПЫТАНИЕ сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества.

От вашей сентенции отличается: 1) не познанием и восприятием, а испытанием, 2) кроме индивидуального познания-восприятия содержит много ещё чего конкретного: непосредственное, непринуждённое, сокровенное, совершенствование человечества.

Кроме того индивидуальное познание-восприятие есть много в чём (и в игре, и в труде, и в ином развлечении, и в учёбе), а набор Натева только в искусстве, да ещё и искусстве, понимаемом как идеологическое искусство (где таки испытывается - противоречиями), а не прикладное (где заражение, внушение).

╚Именно Ю. М. Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте все элементы речевого уровня от фонем до композиции "могут возводиться в ранг значимых" и что "любые моменты, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения"╩.

Но именно Лотман при этом принципиально отказался вникать в семантику. Его интересует только КАК, а не ЗАЧЕМ ТАК. Приведите хоть один пример выведения им ЗАЧЕМ ТАК. Не приведёте.

╚До смыслообразующей функции ритма и метра на уроках по изучению лирики, к сожалению, мало кто поднимается. Поэтому учащимся не всегда бывает понятно, почему "Евгений Онегин" написан четырехстопным ямбом, а многие стихи Н. A. Некрасова - анапестом╩.

Я не дочитаю ваше сочинение до конца, но уверен, что и у вас нет ответа на этот вопрос. Приведите у Лотмана пример конкретного ответа, и я извинюсь за упрёк.

Нарочно поискал место, где у вас стихотворение есть. Нашёл: ╚Когда вы долго слушаете споры╩. Никакого ЗАЧЕМ ТАК не вижу. Возьму следующее: ╚По небу голубому╩. Есть ЗАЧЕМ ТАК. Для звукоподражания, по-вашему. И всё?! Стоило Маршаку городить огород сочинять это стихотворение?! Или, может, это произведение прикладного искусства, детское стихотворение, призванное развить у ребёнка слух к ритму? Нет. Я просмотрел 8 сайтов, выданных по запросу поисковику ╚Маршак детские стихи╩ - этого нету. Так что: это взрослому нужно? В качестве ╚познания мира╩? Что сверху вниз падает дождь и сильнее всего шумит на ведре?.. Может, взрослому и нужно Для бездумного провождения времени. Так тогда и нужно было к ЭТОМУ привести! А этого нет.

301801  2012-08-18 15:13:30
Воложин
- Лисинкеру.

Вот именно, что по поводу. Вот так люди вокруг да около ходят и удовлетворяются: постигли, мол. Этак и молчать можно: протелепал, мол.

Нельзя ТАК возражать против уроков постижения лирики.

301804  2012-08-18 20:02:12
Л.Лисинкер
- Воложину /

Это не возражение, уважаемый литературовед. Это стихи. Это

... тот Добрый звон / Который / До самой смерти слущать.

Копить, как скряга, / Жадничать, хранить. /

И звоном переполненную душу

Однажды взять и людям подарить.

--

А Вы с каким-то микроскопом ходите и сверяете: сходится или не сходятся эти строки с теми мерками, которые у Вас в шкафах имеются. Так что, извините. Забудем лучше. В разные окна мы смотрим.

301838  2012-08-21 15:12:41
Воложин
- Лисинкеру.

А я о чём? И я ж о том же: в разные. Наталья Беляева (неудачно) и я (удачно) смотрим, в окно под названием ╚постижение лирики╩, а вы по вашему же собственному признанию в окно под названием ╚по поводу у р о к о в п о с т и ж е н и я л и р и к и╩. ПО ПОВОДУ! Что я и заострил своим выпадом против вас.

Вы ж, в сущности, говорите то же, что некоторые говорят не понимающим классическую музыку: ходите и слушайте, ходите и слушайте понимание придёт само.

Чёрта лысого оно придёт само!

Нужны уроки понимания. Но только не такие, какие предлагает Наталья Беляева (позволю себе написать, мало что прочтя из её уроков, но видно пана по походке).

302236  2012-10-10 20:06:43
диана
- не нашла то чего я хотела

302237  2012-10-10 20:09:11
- не нашла того чего хотелось бы в прочем отстой

303368  2013-01-14 23:15:22
- весьма прилично

304886  2013-03-14 19:28:12
отличник
- ТУПО

306158  2013-05-08 21:30:25
Юлия777777777777777
- Спасибо за материал. А где список источников? Сноски есть, а источников нет.... :(((

306160  2013-05-09 00:41:27
Ada ma http://traditio-ru.org/w/index.php?title=%D0%92%D1%8B&oldid=411447
- А это и есть только для ссылки наверное (на каторгу или в царское село на побыку).

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100