26.03.2006 |
Не надо строить иллюзий, - бизнес решает внеобразовательные, хозяйственные экономические задачи
|
|||||||||||||||
16.03.2006 |
|
|||||||||||||||
03.03.2006 |
Союз России и Ирана Выступление 15 февраля 2006 г. на Круглом столе <Исламская революция в Иране. Взгляд из XXI века> (Руководитель: А. И. Фурсов) в рамках Международной конференции <Иран: культурно-историческая традиция и динамика развития> (Москва, Российский государственный гуманитарный университет) (Опубликовано Агентством политических новостей - Казахстан 21 и 29 февраля 2006 года по адресу: http://www.apn.kz/?chapter_name=advert&data_id=230&do=view_single)
Вклад Ирана в создание справедливого мироустройства Значение Иранской революции 1979 года заключается прежде всего в том, что благодаря ей в мире появилась мощная держава, активно предлагающая фундаментальные принципы справедливого мироустройства. Частые упрёки Ирана в <закрытости> или <национализме> представляются несерьёзными. Именно Иран в лице предыдущего Президента Мохаммада Хатами (Mohammad Khatami) внёс в мир единственный на сегодня универсальный принцип <Диалога цивилизаций>, согласно которому мир и процветание человечества напрямую следуют из уважения ко всем тысячелетним цивилизациям и их открытого диалога. Этот принцип прямо противостоит принципам <Столкновения цивилизаций> или унификации мира в рамках глобализации. И правильно сделали организаторы международного общественного форума <Диалог цивилизаций> ( http://www.wpfdc.com ), которые положили предложенный Ираном принцип в основу созданной ими уникальной площадки общения и выработки основ нового справедливого мирового порядка. Далее. Именно Иран в последние годы является единственным государством, который строит на пространствах Передней и Центральной Азии целостный макрорегиональный проект диалога наций и культур. Этот проект является единственной альтернативой политико-географическому проекту США <Большой Ближний Восток> (The Greater Middle East), который включает территорию от Судана до Пакистана и от Севера Индии до Великого Кавказского хребта и предназначен для превращения в своего рода <бензоколонку> США по обеспечению ими себя углеводородными ресурсами и для контроля над Евразией. Россия также не считает доктрину <Большого Ближнего Востока> перспективной. И вовсе не случайно она совместно с Германией и Францией не поддержала агрессию США и Великобритании против Ирака в марте 2003 года, а совсем недавно первой пригласила победившую на выборах в Палестине ХАМАС к прямым переговорам. Однако своего системного проекта по отношению к данному региону у России пока нет. Одним из следствий этого, между прочим, является и бездарная сдача российских позиций на Кавказе. Наконец, именно Иран показал и доказал, что независимое развитие любого государства-цивилизации в современном мире возможно исключительно на основе оригинальных доктрин, стратегий, программ и проектов развития и не может строиться на основе модернизации. Исламская революция 1979 года по существу выступила контрреволюцией по отношению к интенсивно производимой после свержения правительства Моссадыка в 1954 году и под руководством шаха модернизации, которую и называли <Белой революцией>. Этот факт имеет огромное значение для всех стран мира и для России, в частности. Мы должны ясно понимать, что многолетние призывы <модернизировать Россию> являются, в лучшем случае, свидетельством малограмотности поборников модернизации, а чаще всего элементом стратегий по уничтожению субъектности России. Модернизация предполагает замещение под видом экономических и технологических инноваций культурно-исторической органики страны органикой принципиально иного свойства - и в конечном счёте, мы потом наблюдаем интенсивный процесс отторжения чужеродных тканей. Развитие является организацией цивилизационного и технологического прорыва на основе тысячелетней традиции.
Ядерное будущее Ирана Стоит ли удивляться, что неуклонно и стремительно возрастающая мировая роль Ирана приходит в прямое противоречие с планами строительства Соединёнными Штатами Америки гиперимперии (http://www.kroupnov.ru/5/314_1.shtml ) и переустройства Земного шара и человечества по законам глобализации? Ничего кроме недоумения не может вызывать истерия, которую США и их союзники
развернули вокруг так называемой <ядерной программы> Ирана. Хотя по уму
правительствам и общественности всех приличных стран мира следовало бы выступать
прежде всего против беспардонных действий тех же США, администрация которых в
рутинном порядке в эти дни требует у Конгресса выделить ей 85 миллионов
долларов, чтобы, по словам госсекретаря Кондолизы Райс, <усиливать поддержку
сетевого инфраструктурного обеспечения иранских реформаторов, политических
диссидентов и правозащитников> ( Почему руководители и МИДы других государств не возмущаются этим языком,
более свойственным начальнику отдела секретных диверсионных операций, и тому
лицемерию, которое позволяет высшему руководству США называть это <поддержкой
чаяний иранского народа ( Столь же чудовищной и попросту неприличной является логика, которая навязывается мировому сообществу при обсуждении ситуации с развитием ядерной сферы в Иране. Показательным здесь являются рассуждения заместителя директора Института Европы РАН, председателя Совета по внешней оборонной политике Сергея Караганова в <Российской газете> за 6 февраля. Сначала он исчерпывающе доказывает, что <иранцы имеют моральное право желать обладания ядерным оружием. Они находятся в очень опасном регионе. С юга находится ядерный Пакистан, который может взорваться в любой момент. С запада - нестабильный Ирак с американскими войсками, а дальше ядерный Израиль Иранцы обоснованно сетуют на во многом несправедливое отношение к себе международного сообщества >. Но затем, вместо того, чтобы заняться Пакистаном, нестабильным Ираком и ядерным Израилем, Караганов вдруг начинает пугать Россию Ираном: <Получение Ираном ядерного оружия неприемлемо для России, находящейся в непосредственной близости от него и в пределах досягаемости потенциальных иранских носителей ядерного оружия>. Дальше - больше: <Ядернизация Ирана с высокой степенью вероятности спровоцирует создание <арабской ядерной бомбы> Саудовской Аравией, Египтом. О понятии стратегической стабильности, которой старые ядерные державы достигли, пройдя несколько раз по грани жизни и смерти человечества, придется забыть. Вероятность ядерной войны с неизвестными последствиями возрастет на порядок. Никто не знает, как поведет себя ядерный Тегеран, не победят ли в его руководстве элементы, призывающие даже сейчас к уничтожению других стран, к перекрытию Персидского залива. Будет окончательно добит Договор о нераспространении. Резко возрастет риск всякого рода упреждающих ударов, даже до обретения Ираном ядерного оружия >. Разумеется, человеку, которого журнал <Россия в глобальной политике> (благо Караганов является основателем и председателем Редакционного совета данного журнала) пропагандирует как <единственного россиянина>, который <вошел в список мировых интеллектуалов>, дозволяется многое. С таким интеллектом не составляет труда представить дело так, что Иран покупает или делает ракеты в целях их использования против России. Или что возникновение <арабской ядерной бомбы> определяется появлением бомбы иранской, а не израильской. Но даже единственному в России мировому интеллектуалу нельзя передёргивать очевидные вещи, насиловать логику и факты в особо извращённых формах. Во-первых, почему тот же Сергей Караганов вместе с другими противниками <ядернизации> не выступает за ядерное разоружение Израиля? Ведь это стало бы не только решающим аргументом в пользу любого рода действий против военной <ядернизации> Ирана, но и доказало бы справедливый характер и действенность принятого режима нераспространения? Во-вторых, как в здравом уме возможно усомневать дееспособность руководства и народа Ирана (<никто не знает, как поведет себя ядерный Тегеран, не победят ли в его руководстве элементы, призывающие даже сейчас к уничтожению других стран >) и абсолютно не задаваться подобными вопросами по поводу того же Израиля? Не является ли это безусловным свидетельством наличия у Караганова и тысячи других политиков и экспертов вплоть до руководства отдельных стран, которые разделяют его точку зрения, предвзятого, уничижающего и оскорбительного отношения к Ирану? Отношения, которое не основано ни на каких реальных фактах и явно противоречащего фундаментальным принципам иранской цивилизации. В-третьих, почему Караганов строит обильные предположения, но ничего не говорит о единственном за последние пятнадцать лет случае безответственного и просто дикого поведения в ближневосточном регионе - речь идёт, разумеется, об агрессии США и нескольких других стран против Ирака в марте 2003 года? Причём, напомним, агрессии, которая прикрывалась точно таким же поводом: якобы наличием у Ирака ОМП - оружия массового поражения. В-четвёртых, почему Караганов ничего не говорит об официально заявленной США ещё в начале 1990-х годов программе демократизации Ближнего Востока (откуда и родился потом проект <Большой Ближний Восток>). Ведь именно это является фундаментальной основой действий и <переживаний> США, ключевым основанием для недопущения независимо действующего Ирана, как и до этого - Ирака. Об этом студентам факультетов международных отношений рассказывают на первом курсе. А Караганов молчит. В-пятых, наконец, не кажется ли господину Караганову, что его рассуждения в <Российской газете> на деле являются одним из элементов реализации антироссийской стратегии по недопущению нашей ядерной энергетики на мировые рынки, и в том числе в одну из ключевых <территорий> этого рынка - Иран. Американская газета Этот совет особенно хорош в ситуации, когда в мире быстро прошёл и закончился <ядерный ренессанс> и наступила жёсткая конкурентная схватка лидеров мировой ядерной энергетики за заказы на строительство АЭС. Одним из таких лидером пока что является и Россия. Очевидно, что это не по нраву не только ряду мировых интеллектуалов, но и правительствам тех стран, которые также способны строить атомные станции, но которых в Иран пока не приглашают.
Союз России и Ирана Для России в связи с обострением ситуации вокруг Ирана возникает уникальная возможность выступить в качестве мировой державы. Во-первых, в рамках поставленной Президентом России 22 декабря 2004 года на заседании Совета Безопасности задачи добиться <лидерства в мировой энергетике> и в целях реализации своих обязанностей председательства России в G8, <Большой восьмёрке>, которая работает в 2006 году под эгидой обеспечения международной энергетической безопасности, мы просто обязаны продемонстрировать мировому сообществу как можно решать проблему иранской, а также и ближневосточной и южноазиатской (Индия) энергетической безопасности на основе опережающего развития ядерной энергетики. Во-вторых, именно сейчас необходимо переносить иранский принцип <Диалога цивилизаций> на официальный формат межгосударственных отношений и требовать признания нового формата в качестве нормы международных отношений и права. России пора перестать оправдываться самой или оправдываться за Иран. Пора перейти к позитивным дипломатическим стратегиям и предложить Ирану долгосрочный союз. Подобный шаг не только бы остудил перегревшиеся головы тех, кто призывает <ударить по Ирану>, но и, главное, обеспечил бы России и миру прочную геополитическую конструкцию для обеспечения стабильности в Азии и мире. Пора перестать пользоваться избитым и созданным для прошлого века языком
описания мировых процессов. Иран является сегодня абсолютно новым субъектом мирового развития и требует к себе нового отношения как к перспективной и во всех отношениях оригинальной державе, не боящейся смелого технологического обновления при опоре на многовековые и тысячелетние традиционные ценности своей уникальной цивилизации. А для России Иран может стать тем союзником, с помощью которого реально удерживать мир от сползания в хаос и строить новый справедливым мировой порядок.
Союзные проекты развития На сегодняшний день очевидны те стратегические проекты, которые могли бы стать основой долгосрочного союза России и Ирана. Первый проект - <Стабильная Центральная Азия>. Именно от прочности мира и развития в Центральной Азии зависит судьба не только Евразии, но и всего мира. Данная проблематика подробна разработана лучшим российским геополитиком Вадимом Цымбурским, утверждающим, что <Центральная Азия должна быть провозглашена общим стратегическим тылом Ирана, Китая и России>, что для этого необходимо <обеспечить стратегическое сотрудничество России, Китая и Ирана, которое имело бы декларированный геоэкономический смысл. Формирование транспортных потоков со стороны Индийского океана, идущих на север, в сторону Европы фактически утвердило бы российско-китайско-иранскую транспортную и ресурсно-поточную олигополию, обеспечиваемую взаимодействием трех держав в Центральной Азии и их совместным противодействием любым попыткам дестабилизировать это звено Лимитрофа>. Лимитроф - это <особая геополитическая реальность>, <великий межцивилизационный пояс (лимитроф), который тянется от Прибалтики через Восточную Европу и, охватывая Кавказ, постсоветскую Центральную Азию и так называемую старую Тибето-Синьцзяно-Монгольскую Центральную Азию, заканчивается в Корее>, который <прочно дистанцирует Россию от силовых центров, сложившихся на платформах других цивилизаций, и определенная политика, проводимая в рамках этого пояса, позволит России обеспечить себя против прямых атак со стороны соседних приокеанских силовых центров> (http://www.politstudies.ru/universum/esse/7zmb.htm ). Одним из ключевых моментов в данном проекте является стабилизация ситуации в Афганистане и кардинальное изменение хозяйственных основ этой страны с производства наркотиков на другие индустрии. Без Ирана позитивно влиять на Афганистан попросту невозможно. Второй проект - <Большой Кавказ>, который интегрирует Каспийский и Черноморский регионы и не позволяет расчленять Кавказ через реализацию Соединёнными Штатами Америки нового искусственного региона Большого Ближнего Востока (The Greater Middle East), а также организацию США, НАТО и ЕС столь же искусственного Большого Черноморского региона (БЧР, например, с помощью блока ГУАМ, оси Украина-Грузия и др.), который должен способствовать расчленению Кавказа в меридиональном направлении (<вдоль>). Подробнее смотрите Кавказскую доктрину России (http://www.cmnews.ru/news.asp?t=1&nid=1992&nd=16&nm=2&ny=2006 ). Третий проект - совместное строительство новой глобальной инфраструктуры ядерной энергетики с основой в ядерном сотрудничестве России с Ираном и Индией. Такая инфраструктура может строиться исключительно на признании за каждой из стран суверенного права на опережающее развитие ядерной сферы (подробнее данная идея изложена в статье <Миром будет править русский джоуль> - http://www.kroupnov.ru/5/278_1.shtml - и в проекте Ядерной доктрины России - http://www.kroupnov.ru/5/284_1.shtml ). Четвёртый проект - продвижение новых укладов общественного развития, построенных вокруг принципа личности. Шиизм и православие являются теми уникальными традициями, в которых глубоко разработана проблематика личности как высшей реальности человека или <истинного человека>, того, что собственно и определяет богоподобие человека, его созданность по образу и подобию Божиему. Это позволяет народам ирано-шиитской и православной традиции осмыслять собственные историю и будущее через принцип личности и проектировать инновационные социальные системы на основе данного принципа - и в оппозицию принципу индивида и общественному строю, организованному вокруг интересов индивида. Если идея индивида лежит в основе неолиберализма и глобализации , то идея личности - в основе мировоззрения, которое построено на задачах мирового развития, т.е. сохранения и развития мирового целого, и реализуется в мироизации. Россия и Иран могли бы предложить совместную версию нового мирового порядка, основанного на принципе личности. Основой здесь является недопустимость господства одних народов и стран над другими, отказ от разделения людей, народов, стран на <сорта>, что и ведёт к любого рода дискриминации, и, в конечном счёте, унификации и поровнению человечества, сведения многообразия и цветущей сложности человечества к его переделке в инкубаторскую человекомассу. Стоит напомнить ясную позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина, которую он заявил 6 декабря 2004 года в Анкаре: <Я не хочу, чтобы как в Германии, где произошло разделение на западников и восточников, появились люди первой и второй категории. Причем люди первой категории имеют возможность жить по стабильным демократическим законам, а людям с так сказать темным политическим цветом кожи добрый, но строгий дядя в пробковом шлеме будет указывать политическую целесообразность, по которой они должны жить. А если туземец будет возражать, то его накажут с помощью ракетно-бомбовой дубинки, как в Белграде> (http://www.kremlin.ru/appears/2004/12/06/1409_type63380_80827.shtml ). Отсюда и пятый проект - совместное инициирования процессов мирового развития в интересах большинства человечества, организация процессов мироизации (http://www.kroupnov.ru/5/314_1.shtml ). Мироизация может и должна стать созидательной альтернативой глобализации в ситуации, когда, как сформулировал В.В. Путин 3 декабря 2004 года в Нью-Дели, <<представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую, многообразную, современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира> (http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/12/80609.shtml). Ялтинский миропорядок далее невозможен. Но и допускать приход ему на смену разрушительной глобализации в виде американской гиперимперии также нельзя. Необходим новый и справедливый мировой порядок. И если Россия и Иран сумеют построить союз, то следующий миропорядок имеет все шансы быть ирано-российским.
|
|||||||||||||||
14.02.2006 |
Наличие сотни <относительно честных способов отъема> собственности у нас является нормой
|
|||||||||||||||
13.02.2006 |
Гиперимперия США или мировая держава Россия (новая редакция статьи)
|
|||||||||||||||
12.02.2006 |
|
|||||||||||||||
12.02.2006 |
В системе образования наблюдается депрофессионализация
|
|||||||||||||||
12.02.2006 |
|
|||||||||||||||
05.02.2006 |
|
|||||||||||||||
02.02.2006 |
|
|||||||||||||||
02.02.2006 |
Солнце в России восходит с Востока
|
|||||||||||||||
28.01.2006 |
|
|||||||||||||||
28.01.2006 |
Сколько жизней заплачено за <реформы> 1990-х годов?
|
|||||||||||||||
22.01.2006 |
2006 год будет самым драматичным с момента развала СССР
|
|||||||||||||||
18.01.2006 |
Первый шаг на пути к ядерной геоэкономике
|
|||||||||||||||
12.01.2006 |
Ядерные руины российской энергетики: остался последний шанс
|
|||||||||||||||
11.01.2006 |
Оnline-конференция Юрия Крупнова по теме "Нужна ли России Демографическая доктрина?"
|
|||||||||||||||
11.01.2006 |
От <газовой дипломатии> - к энергетическому лидерству
|
|||||||||||||||
30.12.2005 |
|
|||||||||||||||
30.12.2005 |
Проект Демографической доктрины России представлен на пресс-конференции в РИА 'Новости'
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"