26.03.2006 |
Не надо строить иллюзий, - бизнес решает внеобразовательные, хозяйственные экономические задачи
|
||||||||||
16.03.2006 |
|
||||||||||
03.03.2006 |
|
||||||||||
14.02.2006 |
Наличие сотни <относительно честных способов отъема> собственности у нас является нормой
|
||||||||||
13.02.2006 |
Гиперимперия США или мировая держава Россия (новая редакция статьи)
|
||||||||||
12.02.2006 |
|
||||||||||
12.02.2006 |
В системе образования наблюдается депрофессионализация
|
||||||||||
12.02.2006 |
|
||||||||||
05.02.2006 |
|
||||||||||
02.02.2006 |
|
||||||||||
02.02.2006 |
Солнце в России восходит с Востока
|
||||||||||
28.01.2006 |
|
||||||||||
28.01.2006 |
Сколько жизней заплачено за <реформы> 1990-х годов?
|
||||||||||
22.01.2006 |
2006 год будет самым драматичным с момента развала СССР
|
||||||||||
18.01.2006 |
Первый шаг на пути к ядерной геоэкономике Статья опубликована Агентством политических новостей - Казахстан (АПН-Казахстан) 18.01.2006 г. по адресу: http://www.apn.kz/?chapter_name=advert&data_id=166&do=view_single Новый руководитель Российского агентства по атомной энергии Сергей Кириенко сделал в Астане важное заявление по итогам визита Президента В.В. Путина в Казахстан и его встречи с Президентом Украины: "Все, что есть на территории России, Украины и Казахстана, - это элементы единого комплекса Минсредмаша, который надо восстановить Выгоднее попробовать собрать комплекс вместе, чем достраивать отдельные его части". В этом событии следует отметить четыре объективно значимых момента. Во-первых, Кириенко вспомнил и специально выделил знаменитое Министерство среднего машиностроения СССР - знаменитый "Средмаш", который был мегаведомством, определяющим развитие атомной отрасли как интегрирующей Союз единой технологической системы. Средмаш являлся поистине союзообразующей отраслью. Таковой он, вне всяких сомнений, может стать в новых условиях при правильной организации межгосударственной ядерной сферы. Во-вторых, после распада СССР произошёл и распад единого технологического комплекса с потерей для каждого из новых государств. Не случайно Сергей Владиленович в своём пятничном заявлении отметил, что технологический комплекс Минсредмаша в своей основе остался на территории России, однако некоторые его существенные части находятся в странах СНГ. Например, подчеркнул он, добыча урана активно ведется в Казахстана, а турбины производятся на Украине. То есть серьёзные элементы сырьевой базы отрасли находятся в Средней Азии, а энергомашиностроительной - на Украине. В этой связи глава Росатома выразил заинтересованность либо в долевом участии украинского завода по производству турбин, либо в партнерстве, создании совместного предприятия. "Мы готовы на любой вариант, выгодный как нам, так и партнерам. Взаимно выгодный - это очень важно, потому что иначе это сотрудничество не будет стабильным", - отметил Кириенко. Один из ближайших проектов, о котором шла речь на состоявшихся в Казахстане переговорах - российско-казахстанское СП "Заречное". Это предприятие занимается разработкой уранового месторождения, которое расположено на юге Казахстана вблизи границ с Узбекистаном и Киргизией. Все запасы природного урана в этом регионе были разведаны еще во времена Советского Союза. Основные урановые месторождения сосредоточены на территории Казахстана, который по запасам этого сырья занимает в настоящее время второе место в мире. Россия владеет 45 процентами акций СП "Заречное". "После урегулирования имеющихся вопросов совместное предприятие по добыче природного урана, которое было создано по инициативе президента Нурсултана Назарбаева, активно заработает", - выразил уверенность Владимир Путин. После выхода предприятия на полную мощность ежегодная добыча урана на нем составит 500 т. Хотя, конечно, необходимо понимать, что этого очень мало: годовая потребность в природном уране только для российских АЭС уже сегодня составляет 3 600 т. Кроме этого экспортные поставки в страны восточной Европы уже сегодня составляют 2 200 т урана. На своих месторождениях Россия добывает только 30 % от потребностей, остальное ядерное топливо идет из запасов СССР. Поэтому для единого евразийского ядерного комплекса потребуется также уран и с других месторождений Казахстана, уран Украины и уран, добываемый в других республиках и в дальнем зарубежье. Но отсюда возникает, между прочим, и чрезвычайно интересная инновационная перспектива ускоренного развития реакторов на быстрых нейтронах, которые уходят от зависимости от урана-235. Стоит также отметить, что все годы после распада СССР между нашими странами не прекращалось научно-техническое, а, в последнее время, и гуманитарное сотрудничество. Регулярно встречаются профессионалы в науке и практике ядерной сферы, встречается молодёжь, а в последние три года и дети: так, в международном конкурсе "Энергия будущего" с удовольствием участвуют дети не только российских регионов, но и Казахстана и Украины. В-третьих, Кириенко заявил в Астане, что долю ядерной энергетики в стране планируется довести до той, которая зафиксирована в энергетической стратегии России. А это, согласно утвержденной в 2003 г. Правительством Российской Федерации "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", означает фактическое удвоение производства электроэнергии на атомных станциях к 2020 году. В результате чего доля АЭС в производстве электричества в России должна возрасти с 16 процентов в 2000 году до 23 процентов в 2020 году (а в европейской части - до 32 процентов). До сих пор Энергетическая стратегия в этой части не выполнялась: требуемые ежегодно новые мощности в количестве до 2 ГВт не строились и не вводились. Поэтому заявление руководителя Росатома по существу стало открытым обязательством добиться того, что пока оставалось декларациями. В-четвёртых, Кириенко подчеркнул, что комплекс Минсредмаша необходимо восстанавливать не только для внутренних целей. Буквально он сказал следующее: "Мы комплекс Минсредмаша должны восстановить и для внутренних целей и для участия в открывающемся мировом рынке". Особую значимость последнее заявление получает в связи с ситуацией председательства России под энергетической безопасности и недавней газовой "войной" между Российской Федерацией и Украиной. С моей точки зрения, указание на мировой рынок не только добавляет важное качество к трём предыдущим моментам, но и обнаруживает принципиально новую позицию новой команды Росатома. Возможно, мы являемся свидетелями перехода от политики выживания и инерционного существования отрасли к политики развития и глобальной экспансии ядерной сферы через ядерную геоэкономику. Напомним, что согласно ставшей уже классической книге под редакцией корпусного генерала Карло Жана и университетского профессора Паоло Савона "Геоэкономика. Господство экономического пространства" (М., 1997), под геоэкономикой понимается "дисциплина, изучающая те аспекты международной конкуренции, где главными действующими лицами выступают не корпорации, тресты или банки, а государства", а также "принцип объединения всех экономических установок и структур какой-либо страны в единую стратегию, учитывающую общемировую ситуацию". Курс на воссоздание технологической системы Средмаша и позволяет Казахстану, Украине и России выступить единой командой, особым сообществом-"страной" в деле экспансии на внешние рынки строительства и обеспечения эксплуатации АЭС. Атомных комплексов в мире много быть не может. Как, например, и глобальных авиапромышленных корпораций. Реально 3, максимум 4. Поэтому ни Казахстан, ни Украина ни вместе, ни по отдельности не в состоянии иметь ядерный комплекс, способный успешно конкурировать на мировой арене, полноценно и эффективно действовать в мировом масштабе. Объединив же ресурсы и выработав острую стратегию с опорой на ядерную геоэкономику каждая из наших стран и ей население получает блестящие перспективы. У геэкономики трубопроводной (нефть, газ) есть существенные ограничения. Уязвимость и затратность транспорта энергоресурсов, их ограниченность (в частности, это одна из основных проблем будущего восточного трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан") состоит не только в том, где негде взять необходимые десятки миллионов тонн нефти. Здесь главное, невозможность глобальной монополии: российская нефть не единственная в мире и даже не самая большая по объёмам производства и уж тем более не самая дешёвая, не говоря уже о том, что достать "далёкие" страны (например, Южной Америки, Южной Азии или Африки) нефтью и газом крайне затруднительно. Более того, в самые ближайшие годы добыча нефти у нас в стране по абсолютно объективным уже причинам начнёт необратимо снижаться. Принципиальную ограниченность трубопроводной геоэкономики демонстрирует судьба нынешний проекта США в сфере обеспечения собственной энергетической безопасности и геоэкономики энергии. Американцы готовы силовым путём организовать себе монополию на ближневосточную и центральноазиатскую нефть и её транспортировку - отсюда оккупация Ирака и реализация доктрины Большого Ближнего Востока как фактической американской "бензоколонки". В этой ситуации у России вместе с Казахстаном и Украиной имеется единственная возможность остаться в клубе ведущих энергетических держав и, более того, перейти к энергетическому лидерству. Эта возможность связана с ядерной геоэкономикой или геоэкономикой урана. Кстати, не следует забывать, что уже сегодня российский экспорт обогащённого урана по своей энергетической ценности больше (пусть и не намного), чем экспорт газа, и всего лишь в полтора раза меньше экспорта нефти. Напомним, с наступлением нового года Россия на один год превратилась в столицу мира - стала председателем "Большой восьмёрке" (G8). За неделю до нового года о том, что российской стратегией в мировых делах должно стать её энергетическое лидерство, на заседании Совета Безопасности Президент заявил Президент В. Путин. Выступление в Астане Сергея Кириенко является логическим и точным с точки зрения мировой политики России делом. Без интенсивного развития ядерной энергетики претензия России на то, чтобы стать мировым энергетическим лидером не состоятельна. И наоборот. Если мы правильно оценим ситуацию в мире и сделаем ставку на опережающее развитие ядерной сферы, то Россия в течение буквально 7-10 лет сможет стать не только гарантом, но и безусловным лидером мировой энергетики, более того - первой энергетической державой мира. Более того, правильно организованная экспансия ядерной энергетики наших стран может стать элементом и геостратегии, т.е. контроля над территориями Земного шара через существенный вклад в разрешение растущей глобальной энергетической недостаточности и эксплуатацией размещаемой за рубежом российских или совместных российско-казахско-украинских АЭС. Здесь речь должна идти о планетарной сотовой ядерной энергетике как средстве превращения России в первую энергетическую державу мира - не сырьевую колонию Запада, а в энергетическую сверхдержаву. В этом и мог бы состоять главный экономический проект России на XXI век. Однако этот шанс может быть легко упущен, если руководством наших стран не будет сделан упор на опережающее и даже сверхинтенсивное развитие ядерной энергетики. "Ядерный ренессанс" в ведущих ядерных державах уже прошёл, они уже приступили к реализации чрезвычайно амбициозных ядерных планов и плотных графиков. Пора переходить к ядерной геоэкономике.
|
||||||||||
12.01.2006 |
Ядерные руины российской энергетики: остался последний шанс
|
||||||||||
11.01.2006 |
Оnline-конференция Юрия Крупнова по теме "Нужна ли России Демографическая доктрина?"
|
||||||||||
11.01.2006 |
От <газовой дипломатии> - к энергетическому лидерству
|
||||||||||
30.12.2005 |
|
||||||||||
30.12.2005 |
Проект Демографической доктрины России представлен на пресс-конференции в РИА 'Новости'
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"