Александр Зиновьев. Запад. М. Центрполиграф. 2000. 508 С.
Просвещенный читатель, нет нужды напоминать тебе о том, что чеканная фраза " Запад есть Запад, Восток есть Восток " восходит к гениальному историософскому стихотворению певца Британской империи Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936; лауреат Нобелевской премии по литературе за 1907 г.) " Бремя белого человека " (1899). А вот дивная аббревиатура ОБЖ тебе, видимо, неизвестна. Раскрываю сакральную тайну: пару лет назад в обязательную программу школ Российской Федерации включен новый предмет: " Основы безопасной (безопасности?) жизни " . Книга, о которой у нас пойдет разговор, является своего рода учебником по осмыслению и планированию безопасной жизни не только в Европе и Соединенных штатах, но и в новой России, которая (нравится нам это или не нравится) стремительно и бесповоротно вестернизируется (употребим несколько неуклюжий зиновьевский термин).
В книгу известнейшего философа-логика, писателя, публициста включены две работы: " Запад. Феномен западнизма " (1993) и " Великий эволюционный перелом " (1999). Это издание вышло в апреле. В конце мая в Минске из-под типографского станка вылетел новый зиновьевский том " Глобальное сверхобщество и Россия " , куда помимо " Великого эволюционного перелома " включены труды " Русская трагедия " и " Русская контрреволюция " , написанные на основе дискуссий автора с Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко (я не шучу). О, как радостно взвыли разномастные коммуно-патриоты (коммуноиды, по определению самого Зиновьева), давно зачислившие по своему ведомству стареющего (родился. в 1922 г., честно сражался за Россию на великой войне) философа, обойденного вниманием кланово ангажированных, ленивых и брезгливых либералов. А между тем лежащий на поверхности смысл трагической зиновьевской антиутопии прост, как кусок черного хлеба и хвост селедки: великий и преславный коммунизм затонул, будто получившая чудовищную пробоину атомная субмарина, посему (скажу от себя), ежели Матушка-Россия не подтянет разбухший от водки, пива и колбасы живот, не засучит рукава, не начнет вкалывать до кровавого пота, в течение нескольких десятилетий она может исчезнуть как географическое, историческое, а также и духовное явление. Стенать о былом величии легче, нежели работать. Русским надо прилежно учиться у англичан: британцы утратили империю, но сохранили монархию, нацию, экономику, культуру, вековые обычаи и стиль жизни.
Однако вернемся к нашим баранам, то бишь к книге " Запад " . Перу Александра Александровича Зиновьева принадлежит много трудов: классические " Основы логической теории научных знаний " (1967) и " Логическая физика " , романы и повести " Зияющие высоты " (1976), " Светлое будущее " (1978), " Желтый дом " (198О), " Гомо советикус " (1982), " Иди на Голгофу " (1985) и др., многочисленные " социологические эссе " (" Коммунизм как реальность ", " Кризис коммунизма " и мн. др.). Всемирная слава врасплох застала писателя-философа после опубликования на Западе " пещерно " антикоммунистического " социологического романа " " Зияющие высоты " , в котором воистину со свифтовской " яростью и злостью " была выставлена на вселенское осмеяние шизофреническая (и никакая иная) природа советского режима. Покаюсь в том, что вашего покорного слугу ленинградский КГБ ложно обвинял в распространении этого " антисоветского пасквиля " (ложно потому, что, прочитав за ночь эту книгу, не дав даже полистать оную родной жене, я - упавшим, как кирпич, утром " сбросил ее с кармана " ). Стихотворение Зиновьева из книги " Светлое будущее " (" Коммунисты схватили парнишку, // Притащили в свое КГБ//. Говори, кто ... /опускаю несколько строк/. С... хотел я на вашего Ленина, - // Отвечает им юный герой ..." ), положенное на мотив " Марсельезы " , на долгие годы стало нетленным гимном шумных застолий и пьяных уличных шествий пресловутой питерской творческой интеллигенции (ей Богу, сам распевал, раз комсомольский патруль чуть было не забрал в ментовскую, супруга спасла). За такие шутки режим не убил писателя (времена уже были полулюдоедские), а выбросил в эмиграцию (1978), как в помойное ведро. Двадцать долгих лет мыслитель (логик и аналитик) прожил на Западе, откуда пару лет назад вернулся на историческую родину, увы, не только по идейным, но и по финансовым соображениям, с колес попав в липкие объятия краснокоричневых (вот уж " встреча на Эльбе ").
Все эти словесные фиоритуры понадобились мне, любезный читатель, для того, чтобы ты поверил, что книгу " Запад " написал не безбашенный, отвязанный " певец в стане русских воинов " , а высокоодаренный мыслитель, мастерски владеющий пером, культовый логик и аналитик. Скажем сразу и без обиняков: Зиновьев истерически не любит Запад в качестве сверхсложного феномена ( " западнизм " в его терминологии), как откровенно и безоговорочно ненавидели его постромантики, гениальные мыслители, жившие столетие тому назад, Константин Леонтьев и Фридрих Ницше. Зиновьев - последний романтик (придумалось дурацкое словечко: постпостромантик, - дурновкусие, однако верно по смыслу), несомненный аристократ духа, не может смириться с тем, что " аристократическая, элитарная культура " без боя уступила поле сражения плебейской попкультуре. Именно в этом исходный пункт его бунта против Бога (мыслитель бравирует своим тотальным атеизмом) и современного мира ...
Прожив два десятка лет на Западе, приобретя редкий до падения " железного занавеса " жизненный опыт, проанализировав сотни специальных работ западных исследователей по философии, социологии, политологии, футурологии и т.д., мыслитель обосновал стройное (парадоксальное, но отнюдь не противоречивое) учение о " великом эволюционном переломе " , осуществленном Европой, Канадой и Австралией во главе с США (начался после Второй мировой войны, ускорился после краха коммунизма, продолжается сейчас), в результате которого на Западе сложились небывалые в истории человечества сверхгосударство, сверхвласть, сверхобщество, сверхэкономика, сверхцивилизация; возникла тотальная " глобализация мира ".
Мне (если доживу) и моим соотечественникам придется (надеемся на Приснодеву, чей удел - Россия, и на В.В.Путина с чекистами-сотоварищами, а больше верить некому) существовать в этом сверхсложном, пугающе необжитом, двоящемся " человейнике " (словечко автора книги), чей контур грозно и неотвратимо черным дымом застит небо родины. Тут-то нам и сгодятся парадоксальные и едкие суждения, четкие наблюдения, полубезумные прогнозы " великого отрицателя " западного мира А.А.Зиновьева.
В первом абзаце я назвал книгу Зиновьева " Запад " учебником по ОБЖ. Почему? Прочитай главки: " Наемный труд ", " Частная собственность ", " Частное предпринимательство ", " Спрос и предложение ", " Денежный тоталитаризм ", " Тотальный капитализм ", " Жизненный стандарт ", " Язвы благополучия ", " Холодная война ", " Информационное общество ", " Европейский дом ", " Западнизм и коммунизм " (специально выделяю), " Конкуренция ", " Социальная структура населения ", " Безработица ", " Социальный статус и личные связи ", " Наследование ", " Демократия ", " Образование и обучение ", " Крах ценностей коммунизма ", " Культура западнизма ", " Масс-медиа ", - поймешь, " въедешь " . Книга Зиновьева (точнее, мысли, генерированные ею) поможет тебе, читатель, не только четко осознать свое место в привычном уже, но еще не ставшем до конца (пока) родным новом мире обезопасить себя, свою семью, свою работу или учебу (в принципе, это одно и то же, увы) от эмоциональных (нерациональных) анти(не-)западнистких реакций, решений, поступков и т.д. Предупрежден - значит - вооружен. И пусть тебя, дорогой читатель, не смущает назойливый авторский марксистский жаргон (до эмиграции мыслитель не мог исповедовать, увы, ничего, кроме марксизма, на чужбине его до рвоты стала раздражать пропагандистская ложь поверхностных апологетов " западнизма " , превосходящая бредни " теоретиков " " научного коммунизма " (помнишь ли ты эту " науку всех наук ").
Обращаю внимание, к примеру, на пару чрезвычайно дельных (имя им легион) суждений мыслителя. Читатель, у тебя есть или будут дети, так вот подумай (Минздрав и Зиновьев рекомендуют) над тем, чтобы они унаследовали после твоей, надеюсь, чрезвычайно отдаленной кончины не только деньги, недвижимость, но и " социальный статус " (ох, как это важно). Друг мой, я не живу в рассрочку, однако меня поразил (словно я увидел привидение на своем диване) простейший зиновьевский вывод: " Средний западный человек есть не просто гомо экономикус / ... /, а скорее гомо банкус. Дело тут не столько в том, что он использует банк как удобное средство, сколько в том, что банк использует его как свое собственное средство наживы " (С. 340). Дельная книга, ей Богу.