Сколь много бездельников вещают с телеэкранов, сокрушаются в газетных статьях, мол, культура гибнет, высокоинтеллектуальные книги не печатаются, читатель деградирует, поглощая низкопробные детективы и слащавые "дамские романы". Вранье беспутное, добротные монографии выходят в свет, правда, если их авторы талантливы, умны, пишут "в тему и по делу". Именно о такой редкой в наши времена книге я и поведу речь.
Только что из-под типографского станка вылетела, как горячий пирожок из печи, монография доктора филологических наук Т.С.Царьковой "Русская стихотворная эпитафия XIX-XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика", изданная под эгидой Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук Русско-Балтийским информационным Центром БЛИЦ (намеренно подробно указываю "координаты" почтенных учреждений, осуществивших столь благородный, но опасный в коммерческом плане проект; СПБ., 1999).
Не часто бывает, чтобы научная монография читалась на одном дыхании долгие часы, как приключенческий роман, но в данном случае это так (ей Богу). Первая (пионерская в истинном смысле) монография заполняет зияющую лакуну в изучении жанра стихотворных кладбищенских надписей, опосредованно отражающих существенные составляющие мировоззренческого и конфессионального менталитета русской нации (уф, передохну, уж больно лихо закрутил фразу). Впрочем, все сие - святая правда. Перечислю заголовки глав книги:
I. Определение эпитафии: Объем понятия. Источники;
II. Эволюция жанра;
III. Поэтика эпитафий.
Основное внимание автор уделяет впервые в таком объеме вводимым в научный оборот источникам эпитафий, историко-типологическому описанию "надгробных надписей", их классификации, долговременной (сквозь десятилетия) эволюции, изучению поэтики этих одномоментно наивных и глубоких специфических опусов.
Скрупулезно, с узорчатым умом и тонким вкусом применяя разнообразные методы филологического анализа, исследовательница приводит читателя к удивитель