Василий Пригодич
Оправдание Ницше,
или Интеллектуальный роман
В моих руках книга: Ф.А. Крахоткин. Учение о государстве и праве Фридриха Ницше. М., Спецкнига. 2008. 192 С. Тираж 1000 экземпляров.
Читатель скажет: учение-изучение-научение. Тягомотина, безвкусная ╚научная╩ проза, мухи по тексту ползают и от скуки дохнут. Нет, это совсем другая работа.
В заголовке я использовал фрагмент названия книги величайшего русского философа Владимира Соловьева ╚Оправдание добра. Нравственная философия╩ (1897). Лучший метафизический трактат в истории отечественной мысли, но читать совершенно невозможно (я читал по служебной надобности с выписками). Нормальный человек засыпает на третьей странице. Читатель, Ты небось коришь себя (зря), что не читывал Канта-Гегеля. И не читай! Это их проблемы, а не Твои. Господин, читавший Платона-Августина Блаженного, Иоахима Флорского (список пространен), как правило не лучше тех, кто почитывает Акунина-Сорокина-Пелевина-Устинову (опять же список пространен).
Книга о Ницше написана живым, ярким, сочным, энергическим языком, она исключительно интересна, заманчива, увлекательна, читается ╚на одном дыхании╩. Мастерская, щегольски выделанная научная (без кавычек) проза. В работе глубоко выражена личность самого автора, чувствуется некая специфическая исповедальность текста.
Ницше √ не только мыслитель, философ, но и величайший (наряду с Лютером и Гете) писатель, реформатор немецкого языка. Автор невольно следует поразительному, завораживающему, парадоксальному ╚извитию словес╩ базельского затворника.
Стержень тома √ оправдание Ницше. Замысел автора осуществлен полностью. А почему √ ╚интеллектуальный роман╩? Потому, что это и есть интеллектуальный роман (термин Томаса Манна) с главным героем (помните бессмертное школьное ╚литературоведение╩: образ дан в развитии), с второстепенными персонажами (к примеру, маркиз де Сад и Достоевский) и четким сюжетом.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) оказал неимоверное многоаспектное воздействие на мировую культуру. Русская ╚ницшеана╩ включает такие блистательные имена, как Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Андрей Белый, Блок, Бердяев, Лев Шестов, Сергей Франк (весьма краткий список).
После 1917 г. Ницше был проклят и забыт, объявлен провозвестником нацизма, идеологом германской экспансии и фундатором фашистской идеологии. Все это ложь! В послевоенные годы в мире (позднее и у нас) начался процесс ╚денацификации╩ (так !) Ницше. Автор вносит свою лепту в эту копилку.
Два примера. Школьников и пенсионеров в СССР недобросовестные или просто малограмотные пропагандисты пугали ницшевской ╚белокурой бестией╩. Автор исследования суховато констатирует: этот термин примудрил английский аристократ Хьюстон Чемберлен (1855-1927), ставший натуральным агрессивным ╚певцом╩ германского милитаризма, национализма, спесивого превосходства над всеми народами, нацизма. В СССР ╚белокурая бестия╩ трактовалась незамысловато: фашистский солдат в каске и с автоматом наступает на лицо ребенку.
Ницше многократно употребляет это словосочетание. Но как, в каком значении-соположении? Автор приводит примечательную цитату из работы Ницше ╚К генеалогии морали╩ (1877): ╚Белокурые бестии╩ √ это римская, арабская, германская, японская знать, гомеровские герои, скандинавские викинги┘ все они схожи друг с другом╩ (С. 79). Все это весьма далеко от плакатно-трафаретных недобрых и лживых банальностей. Кстати, читатель, Ты встречал когда-либо белокурых арабов и японцев?
╚Сверхчеловек╩. Тут советские пропагандисты просто зверели. Убийца с ножом в руке, фашистский выкормыш, творец вселенского зла и т.п. На самом деле сверхчеловек у Ницше (ни в коем случае не тиран, эксплуататор, диктатор и т.д.) √ паладин Духа, носитель высочайшей культуры, творец истории, некий труднодостижимый (но вполне реальный) идеал, относящийся с печальной любовью ко всем, страдающий за всех.
Автор тщательно исследует такие философемы (эссемы, термин философа Михаила Эпштейна) Ницше, как ╚Бог умер╩, ╚Возвращение всего Того же Самого╩, ╚Воля к власти╩ и др. Все это и сейчас актуально. Гимнастика ума, так скажем. Одновременно и своеобразный учебник жизни (что с нами было, что с нами будет).
Содержание книги несравненно шире и глубже ее названия. Автор размышляет о философии истории, о нигилизме, о ницшевском гениальном противопоставлении культуры и государства, о блестящей безбожной эпохе Просвещения, о современных проблемах государствоведения и правопонимания и т.д. Работа чрезвычайно полезна юристам, философам, политологам, культурологам. Но! Но! Но! И нам, милым и мирным обывателям √ для усладительного чтения на нашем ╚обломовском╩ диване. Книга для всех (без дураков).
Читатель найдет в работе простые ответы на непростые вопросы: Кто виноват? Мы все. Что делать? Не то, что прикажут. Как пройти в библиотеку? Не надо туда ходить √ опасно для жизни..
Собеседники автора √ Платон, Вольтер, Руссо, Достоевский, Освальд Шпенглер, Хайдеггер, Жюль Делёз и иные учителя-наставники.
В последней четверти позапрошлого века Ницше провидчески возвестил о грядущих вселенских потрясениях и катастрофах, о грядущем (в отдаленной перспективе) крушении западного мира, европейской культуры.
Культура. Прошлый век дал такие страшные примеры мгновенной гибели культуры, что оторопь берет и виски холодеют. В работе ╚Злая мудрость╩ Ницше афористически (на века) сказал: ╚Культура √ это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом╩ (С. 34).
Мало кто ему поверил. Пошляки растаскали цитатки по пошлым газетенкам (Ницше ненавидел явление, которое ныне обозначается аббревиатурой СМИ). Обывателям казалось, что они мчатся в мягком пульмановском вагоне по рельсам прогресса (ненавистное для Ницше слово) в уютное, комфортное, безопасное и предвидимое будущее. В России только поэт-пророк Блок в поэме ╚Возмездие╩ (первая половина 1910-х гг.) запечатлел кровавое знамение:
╚И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Неслыханные мятежи╩.
Опыт минувшего столетия так страшен, так всем известен, так всеми забыт, что и говорить об этом не надо. К чему это я, читатель. А вот к чему. Ницше предсказал эти общественные катаклизмы на ТРИ столетия вперед. То есть не то что нам, нашим детям-внукам, но и отдаленным потомкам (мы даже грезить о них не можем; если они БУДУТ) придется страдать, воевать, терпеть лишения-унижения, мечтать о кончине на собственной постели. Ницше отнюдь не пугает, Ницше предупреждает.
Читатель, согласись, борзо и лихо ╚стартовал╩ двадцать первый век, отнюдь не благостно и мирно. Террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., быстро, как трупные пятна, расползающийся по странам и континентам терроризм, разномастные и разноместные вооруженные конфликты, этнические чистки в Африке, пиратство в Аденском заливе. Только мы заплясали счастливо (помнишь у Арсения Тарковского: ╚Пляшет перед скинией Давид╩): стабильность, возрастание, прирастание, курорты, банковские вклады и кредиты, ипотека, иномарки, дачи) и хрясь по сусалам: кризис. Читатель, Ты не поверишь: Ницше предсказал и крушение европейской банковской системы. Кризис┘ Увы, это не пресловутый дефолт 1998 г., когда рухнула финансовая и банковская система в одной отдельно взятой России. Нынешний кризис √ системный планетарный сбой планетарной экономики и планетарного банковского дела.
Дай-то, Бог, за несколько долгих лет все как-то придет в норму, не слишком выходя за ее границы. Крах европейских денежных систем был предсказан Ницше.
Эпиграфом к книге автор выбрал печальную максиму философа: ╚Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким┘ √ там, где мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому╩. Читатель, у Тебя не возникает головокружительного ощущения, что это написано СЕГОДНЯ.
Люди никогда не верят ╚гласам вопиющим╩ истинных пророков, а это: библейские провидцы √ Екклезиаст, Даниил, Иеремия, Откровение Святого Иоанна Богослова, ╚катрены╩ Нострадамуса, мистические (увы, и ╚практические╩) прозрения монаха Авеля и Серафима Саровского. И Ницше по праву и по делу занимает в этом величавом пантеоне одно из первых мест. Те пророки ничему нас не научили, прислушаемся ╚вполуха╩ к его страстному и нервному голосу.
Вот такая книга. Ты только не подумай, Читатель, что это √ так называемая ╚научно-популярная╩ книжонка. Увы, такие опусы нередко ╚второй сорт╩. Популяризатор пересказывает ЧУЖИЕ мысли, упрощает и вульгаризирует. Книга Федора Крахоткина, выпускника философского фвкультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата юридических наук (диссертация защищена на знаменитом юридическом факультете того же Университета) √ оригинальная монография, содержащая авторские суждения и выводы.
Послесловие профессора Д.И.Луковской комментирует и подытоживает научные искания автора.
Книга чрезвычайно изящно издана: матерчатая обложка, давленые (тисненые) горельефы портрета и факсимиле мыслителя, шелковая закладка (художник Валерий Глазунов).
P.S. В следующей раз побеседуем об ╚иллюстрированном романе╩ Умберто Эко ╚Таинственное пламя царицы Лоаны╩. Читатель, помнишь этого автора? Нет. Напоминаю: автор гениального романа ╚Имя Розы╩. Если Ты не читал оный, то наверняка смотрел экранизацию с Шоном Коннери в главной роли.