TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.05.2016
14:04

Про Алексея Курганова.

    Любопытно…

    Пишу о статье якобы культуролога Сергея Коновалова об интервью с Алексеем Кургановым.

    Что-то меня насторожило (я и не могу себе отдать отчёта, что), и я подумал, что это один и тот же человек спрашивает и отвечает.

    Оказалось (не скажу, как я узнал), это Алексей Курганов сам с собою разговаривают – ненавязчивая форма рекламы вышедшей в Канаде новой и других там вышедших книг Курганова.

    Но речь в “интервью” об очень интересных мне вещах: читабелен ли Шекспир, об уроках литературы в школе, отвращающих учащихся от литературы, о рифмоплётстве и т.п. – о которых мне хотелось бы поговорить, но что-то не с кем (и с Кургановым не получится, раз он пишет для развлечения публики).

    А на базе произведений Курганова может получиться?

    Чёрт знает…

    Он не первый раз в РУССКОМ ПЕРЕПЛЁТЕ. Я прочёл его рассказ “Весеннее обострение” (2012). – Смог дочитать до конца (благо – короткий)! – Удивительно. Я клюнул на то, наверно, что он пишет, словно балуется. Вот начало:

    "Иван Сергеевич Кукин, приличный мужчина невзрачной наружности, сорок трёх лет отроду…”

    Уж и не знаю, почему, я не заметил грамматических ошибок. Меня подкупила насмешка в неком противоречии, что ли: "приличный” / “невзрачной”.

    Если прав Андреев, "что произведения А. Курганова печатаются именно в Канаде”, - то понятно, почему. – Там же стараются представить Россию в как можно более негативном свете; пожалуйста, Курганов так и представляет, если судить по “Весеннему обострению”. Это страна пьяниц (даже математики ходят в пивные спорить на математические темы). Это страна грубых людей. Это… Или не стоит углубляться.

    Ибо Андреев, как всегда, пишет лажу (потому что: "Рассказы Алексея Курганова опубликованы в журналах России, Новой Зеландии, Германии, Франции и Канады. “Земляки” – первая книга Алексея Курганова… Издательство: Издательский Дом “Серебро Слов” г.Коломна” - http://www.tvoyakniga.ru/magazin/magazin/233/).

    А читать ежестрочное подкалывание автором своих персонажей как-то приятно. За не злобность, что ли? – Ну вот, например:

    "- Здравствуйте, - вежливо сказал он буфетчице Тамаре, пышногрудой, видавшей виды женщине с двумя золотыми зубами на верхней челюсти. Тамара, не закрывая рта рукой, хищно-привычно зевнула и одновременно кивнула.

    - Сто пятьдесят и бутерброд с селёдкой, - обидевшись на её невоспитанность, сухо произнёс Иван Сергеевич. Он был эстетом, противником насилия в быте и не терпел плебейского поведения, особенно со стороны социально не близких ему людей”.

    Я давно знаю, что сатира – это самый нехудожественный род литературы. Теперь, со своим пунктиком, что художественность – это рождённое подсознательным идеалом, мне ясно и почему сатира так отстала в художественности: от сознания ж она вся. Собственно – прикладное искусство. Приложено к цели вызывать негативные чувства к изображаемому (как колыбельная – к вызыванию сонливости, как любовная песни – к усилению чувства любви). – Читаешь, на каждой строчке замечаешь подколку, не требуешь от такого опуса ничего большего. И всё – читабельно. (Особенно, - подсознанием, наверно, - помня, что баламут Андреев плохо отнёсся к этому автору.)

    Написав это, я подумал, что Андреев же думает про себя, что он – за Россию, а тут (по иронии интервьюирующего, “культуролога Сергея Коновалова”, Курганов и изрядно опущен как писатель, и представлен публикующимся исключительно в Канаде) – враг России перед Андреевым предстал в лице Курганова. - Я б, вроде, должен бы стать с Андреевым заодно – за Россию… - Но эта мысль оказалась мимолётной. Ибо если сатира хороша, то она хороша. Вне зависимости от того, против кого она. (И опять Андгеев не пгав, - как в анекдоте про Ленина, ЦК и Троцкого.)

    Сатира хороша, потому что играючи писана. Артистично.

    Возник побочный вопрос: почему Глотов на Курганова так взъелся:

    "Но вот что недопустимо - так это нарушение правил правописания. Раз уж ты - писатель, то пиши так, чтоб тебя не стыдно был со временем в школьную хрестоматию вставить.

    А что мы имеем? А кучу грамматических и синтаксических ошибок, на которые ПИСАТЕЛЬ права, увы, не имеет. Не знаешь грамматики - отдай текст редактору, прежде чем в люди выпускать.

    Предъявляю: "сорок трёх лет отроду" - сразу две ошибки; "со стилизованным по старину" - понятно, что описка, но тоже нехорошо; "Он был эстетом, противником насилия в быте" - надо "в быту"; "услышал он громкий, уверенней в своей правоте, мужской голос" - ну тут ваааще - "моя твоя не понимай"; "и энергичен, и никогда не поддавался", "Но в результате тайных козней конкурентов-ассенизаторов, был уволен" - лишние знаки препинания”.

    Это ещё 2012 год… До революции Достоинства на Украине ещё 2 года…

    Да. Но Глотов уже обязан радоваться на поношение России. А тут – всего лишь добродушные усмешки. – Плохо. Надо автора ругать. И пожалуйста: "В общем - три с минусом за правописание. За содержание - едва четверка. Ну потому что - НЕ СМЕШНО!”.

    Я же улыбался. И дочитал до конца!

    Понятно, почему я не обращал внимания на ошибки.

    Чтоб проверить себя, я прочёл ещё одну вещь Курганова – “Ложкин” (2014). Опять дочитал до конца! (Правда, опять короткий рассказ.) Опять улыбается автор по поводу никчёмности своих персонажей. (Я люблю в первые предложения вникать.)

    "Иван Степанович Ложкин не без труда поднялся по косогору, отдышался, после чего обернулся (река в это предзакатное время была особенно хороша) и, перейдя вымощенную модной цветной плиткой небольшую площадь, остановился перед Домом Поэта”.

    Ничтоже сумняшеся, у Курганова опять якобы высокопарное начало (имя, отчество и фамилия персонажа), когда объект того не стоит. Модная цветная плитка выглядит насмешкой рядом с косогором. Тоже – в заглавных буквах учреждения.

    А как с грамматическими ошибками?

    Тут другой журнал. – Нет ни одной (все – в прямой речи низменных персонажей).

     

    Но Курганов насчёт ошибок принципиален (хоть в “интервью” выпал против него делает лже-Коновалов):

    "Кстати, не отсюда ли широкое использование вами такого сочинительского приёма, как преднамеренный литературный аграмматизм? Вот, например:

    - Пруд наш полон карасями,

    Лес малиною богат.

    Ветер стОги обдувает,

    Сторож - дядька Ениват,

    Прислонив ружо к берёзе,

    Спит, собака, на посту.

    А тулуп его воняет –

    Дух учуешь за версту! -

    (Из стихотворения “Я – певец родных просторов”)”.

    Дело в том, что разговор идёт насчёт оправдания Кургановым рифмоплётства. То есть грамматические ошибки в стихотворении нельзя отнести в малообразованному лирическому “я” стихотворения.

    Курганов смутно понимает, что творит нечто нехудожественное и в прозе, и в стихах. Он как бы знает, что художественность – это рождённость в подсознании, которую артистизмом и искусством (в смысле ремеслом) не достигнешь. Что для того надо родиться художником. И ни-как и-на-че.

    Но он графоман. Он обречён писать нехудожественно. А хочет, чтоб это было принято по высшему разряду. Ибо без высшего, нечуткими к большому искусству массами, графоманство и так принято. Сплошь да рядом.

    Его “интервью” это самовыражение больной совести нехудожника, в глубине души знающего, что он делает плохо, засоряя великую русскую литературу. (Редкий случай почти всё понимающего графомана.)

    Как только он ни изощряется!

    "Знаете, что сказал Лев Толстой о своём, как нам со школьных лет вдолбили в голову, “гениальнейшем”, не подлежащем никакой критике романе “Война и мир”? "Как я счастлив, что писать дребедени многословной я больше никогда не стану". Сам сказал! Автор!”.

    Тут Курганов не знает, что именно вследствие того, что художественность – от подсознания, что именно вследствие этого и нельзя обращать внимание на слова художника вне его произведения.

    Слова эти написаны Толстым в 1871 году. Через 2 года до так называемого арзамасского ужаса, когда до него дошло, что всё – зря, ибо он умрёт. За 2 года до начала писания “Анны Карениной”, которую он создал, открывая для себя так называемое толстовство, некий уход из жизни. После того он и вообще запретил себе писать что-либо иное, кроме поучений крестьянским детям.

    Это разные люди: человек в трансе вдохновения, в изменённом психическом состоянии, и просто человек, издевающийся над собой, что был в трансе. Второй вариант – не "Мало ли чего он может сказать сгоряча…”. Это – остыв.

    Графоман истошно кричит:

    "- Но ведь сказать! А прежде чем сказать – наверняка подумать! На то он и гений! Поэтому предлагаю смотреть на классиков (в том числе, и непрочитанного мною Шекспира) как на ЛЮДЕЙ. Со всеми их страстями, успехами и поражениями, достижениями и ошибками, достоинствами и пороками, уверенностями и сомнениями. То есть, со всеми теми качествами, которые можно увидеть в ЛЮДЯХ, а не в МОНУМЕНТАХ! Тогда и классику мы будем воспринимать как ЖИВОЕ слово, а не как закаменелость!”.

    Так то-то и плохо (для художественности как подсознательности), что "прежде чем сказать – наверняка подумать!”.

    Тысяча раз, что без сознательного движения к цели не может быть закончена не только эпопея, но мельчайший эпизод её. Главное – в подсознательном источнике большинства, если и не всех строк.

    Критик обязан заметить, есть или нет подсознательное начало в произведении…

    Вот я вначале признался, что не понимаю почему, но заподозрил, что Коновалов и Курганов это один и тот же человек. Так, может, хоть это якобы интервью имеет подсознательное в своём происхождении?

    Думаю, нет.

    Просто автор темнит, и я поддался: есть ЧТО-ТО.

    Если я, зная, что это не два человека, стану перечитывать, я сразу увижу, что оба не читали Шекспира (и косым, и прямым шрифтом написано одно и то же):

    "А почему вы Шекспира-то не читали?

    - А вы читали?

    - Ответ принципиальный! Это называется “умыли”".

    Или наоборот. Прямым шрифтом и за чтение произведений Шекспира:

    “Классиков вообще нужно читать”, -

    и за чтение ПРО Шекспира:

    "…предлагаю смотреть на классиков (в том числе, и непрочитанного мною Шекспира) как на ЛЮДЕЙ”.

    Кто меня прежнего знает (дескать, художественное – это противоречивое), скажет: “Вот – противоречивость налицо. Чем не подсознательное – геометрическая, так сказать, сумма противочувствий?”

    Но это не те противоречия, которые дают сумму. От того, что один персонаж говорит одно, а потом противоположное, следует только, что он взвешивает, что более верно. И более верным признано одно, вынесенное в заглавие – что Шекспира читать не нужно для делания поделок, а поделки – это по-своему хорошо.

     

    30 мая 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
335292  2016-05-30 14:07:19
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- В пику Андрееву и Глотову.

28.05.2016
13:02

Ещё одна авантюра.

    Критики Вячеслава Иванова… склонны были усматривать в его поэзии бездушный и бессмысленный “филологический бред”. Аверинцев Эпиграф я приписал после . . .

23.05.2016
16:43

Повторяемость идеостилей в веках.

    Хочется поплакаться в жилетку… Тысячи (наверно, тысячи) озарений, причём разнообразно подтверждающихся, не оценены по достоинству. Вспоминается одна . . .

21.05.2016
17:51

Нарываюсь...

    1) Имеем стихотворение Ахматовой. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим . . .

20.05.2016
13:28

Про "Белеет парус одинокий".

    Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную . . .

16.05.2016
12:45

Торжество идеи значимости подсознательного.

    "Искусства”, т. е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придает . . .

13.05.2016
12:21

Опять хитрящий Говоружин.

    Когда я начал работать инженером, меня удивил мой мозг. Я мог утром проснуться с осознанием сделанной вчера ошибки в таком-то месте. Приходил на работу и исправлял. . . .

12.05.2016
10:19

Замилова.

    Представьте себе начётчкика, у которого с теорией не сходится практика. Например, древнего астронома, теория которого говорит, что во имя Совершенства центром . . .

06.05.2016
21:02

Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.

    Ну что хорошего в этой картине? Никонов. Геологи. 1962. Правильно пишут: плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монотонность . . .

01.05.2016
16:21

Казала Настя: "Як вдасться..."

    Ну, Боже правый, выручай! Это ж Ты на меня, атеиста, нагоняешь озарения?.. – Давай, про “Настю” (1993) Данелия озаряй. Впрочем, я буду заниматься подгонкой под идеал . . .

30.04.2016
12:45

Против безвкусицы.

    Я обещал больше не читать посты Королёва. Но. Грешен… Пост 334611 показателен: эстетическое безвкусие выдаётся за русскость. И это есть больное место всего РП. (Я, . . .

28.04.2016
16:02

Говорухин, наконец...

    Говорухин, наконец, создал нечто художественное – “Конец прекрасной эпохи” (2015). Раздумывая, как писать дальше, я вспомнил своего давнего знакомого… Он что-то . . .

23.04.2016
14:01

Анти-Гамлет.

    Сначала надо рассказать, что такое “Гамлет”. Надо, хотя бы потому, что настоящий художественный смысл пьесы может быть понят только при отнесении её к стилю . . .

22.04.2016
10:40

Бунин-реалист.

    По какой-то странной причине мне не было скучно читать рассказ Бунина “Танька” (1892)… Впрочем, надо читателя ввести в курс дела: почему я называю странным то, что . . .

17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100