TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.04.2016
16:27

Бунин-толстовец.

    Я решил сделать эксперимент над собой. Но сначала надо ввести вас, читатель, в курс дела. Я испытываю озарение, когда мне вдруг открывается принцип, который . . .

14.04.2016
17:08

Страдания по истине.

    Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...” Фридесберт Туглас . . .

13.04.2016
15:06

Кранах Старший.

    Тихий такой вопрос: почему в книге знаменитого искусствоведа Макса Дворжака “История искусства как история духа” 1924-го года (С.Пб., 2001) нет Кранаха Старшего? . . .

11.04.2016
20:33

Раб автора.

    Это я – раб автора. Войтинского. Когда смотрел его фильм “Призрак” (2015). И даже после. Ну полная невероятица там нагромождена. Абсурд, можно сказать. Или я плохие . . .

08.04.2016
12:58

Хм.

    Вы прочли название и хмыкнули, наверно… Я вам объясню. Это я в качестве затравки к повествованию. И лучшая затравка для меня – поговорить о себе. И моё “Хм” в . . .

31.03.2016
11:37

Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ

    или Искусство – что недопонятно С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Матусовский. На . . .

30.03.2016
11:45

Джорджио Кирико и Карло Карра.

    Начну с себя, как это часто я делаю. Отсутствие признания заставляет меня радоваться любым текстам, в которых я нахожу подтверждения тому, до чего я дошёл своим . . .

29.03.2016
10:59

Сколько-то ненужных слов?

    Оттолкнуться хочется от таких слов доктора филологических наук Владимира Новикова: "…многосерийной эпопее "Освобождение", которую народ окрестит . . .

24.03.2016
21:19

На волнах истории.

    Разрешите, читатель (я часто так делаю), начать с себя. Мне грустно. Я слишком отличаюсь от других людей. Например, вся область искусства мне представляется . . .

21.03.2016
12:17

Ницшеанец Владимир Абрамов.

    B> Обожаю загонять себя в тупик. А загнать – запросто, потому что у меня выработалась масса догм, скажем так. А догма – это ж нечто негибкое. Время же – идёт. И . . .

14.03.2016
11:26

Прикладное искусство Соколкина.

    На днях я позволил себе отказать в принадлежности к искусству (околоискусство я им выделил) целой группе художников с выставки “Трудности перевода” 2013 года в . . .

08.03.2016
09:08

В пику Г. Королёву.

    Мою давешнюю фразу (см. тут) с противительным союзом: “А Зайцев, тяготеющий к российскому менталитету, к традиционализму, не к прогрессу и материальному, увидел у . . .

06.03.2016
17:15

В пику Лисинкеру.

    Уж давно это было (см. тут), что я открыл ницшеанство у Чехова, самым художественным образом, т.е. нецитируемо и без образов, выразившееся в рассказе “Студент”. И . . .

01.03.2016
16:44

Интересно.

    Интересно, чем это меня зацепил фильм Зайцева “14+” (2015)? Я аж пожалел, что прожил свою раннюю юность так, как прожил, и хорошо б её пережить, если б было можно… . . .

26.02.2016
11:50

Почему из слона сделали муху.

    Убейте, если я могу словами передать, что хотела "сказать" Мухина. Мухина. Ветер. 1926-1927. Но если всё-таки попробовать, то вот: она, купеческая дочь, поверила-таки . . .

23.02.2016
12:47

Почему анархия - мать порядка.

     

    Посвящается дню защитника отечества. Именно его личная инициатива рождала в Великую Отечественную войну массовый героизм, без которого не было б победы. И как протест падению личной инициативы родилась живопись Вулоха.

    Это – продолжение статьи об Айги.

    И если правда, что идеалом Айги была анархия и выражал он её, в частности, приёмами, призванными активизровать сотворчество читателя… А также, если правда, что Айги и Вулох подружились в 1961 году… То естественно предположить, что дружба эта была основана на похожести идеала. Тогда то, что Вулох рисовал после этого знакомства, должно тоже обращаться к воображению зрителя. А тому очень даже привычно в любом пятне, например, плесени увидеть что-то осмысленное.

    Вулох. Композиция. 1961. Картон, масло.

    Вулох. Серый пейзаж. 1963.

    Вулох. Без названия. 1963.

    Вулох. Пейзаж. 1963.

    Вулох. Без названия. 1963.

    Вулох. Утро. 1963.

    Вулох. Без названия. 1963. Холст, масло.

    Это наиболее близкие по времени картины к 1961 году.

    Первая – будто бурьян нарисован. Вторая наводит на представление, что перед нами какие-то очень молодые горы с еловым лесом, примостившимся там и сям. Третья – что тут высохшее болото. Четвёртая – какая-то Антарктида, что ли. Пятая – кусты в дюнах, наверно. Шестая – высохшая степь. Седьмая – несильно заснеженное поле.

    И кто б ни фантазировал, что тут такое, у всех, кажется, получиться должно одно и то же. Как консенсус на вече. Почему и называют анархию матерью порядка. Консенсус и рождён каждым из себя и совпадает с мнением других.

    Впрочем… В иную минуту или по иной репродукции

    "Серый пейзаж" кажется совсем не изображением гор, а видом какой-то белой ночи с лунным светом, заливающим покосившиеся хибарки и заборы…

    А дюна оказывается заснеженным пригорком…

    Вот – другой ракурс этого же пригорка.

    Вулох. Без названия. 1963.

    До знакомства с Айги Вулох ничем не выделялся.

    Вулох. Берёзы у реки. 1950-е годы.

    Разве что нарочитая бледность его отличала, чем-то напоминая Борисова-Мусатова, тосковавшего в начале ХХ века об уходе времени дворянства и изящества. – Из-за чего грустит в 1950-е Вулох? – Может, из-за начавшегося в СССР после войны отката от всплеска массовой гражданской ответственности, поднявшегося во время войны.

    Но после знакомства с Айги Вулох, наверно, скоро счёл, что слишком легко вовлёк зрителей в сотворчество (что не соответствовало гражданской пассивности большинства в СССР даже и в оттепель, так называемую, а тем более после неё), и дальше стал рисовать всё более и более непонятно.

    Не без того, чтоб и до того попадались из ряда вон непонятные вещи.

    Вулох. Фрагмент. 1962. Оргалит, темпера.

    Нет столбовой дороги в эволюции художника…

    Вулох. Без названия. 1964.

    Вулох. Пейзаж. 1965.

    Вулох. Без названия. 1965.

    Вулох. Белый пейзаж. 1966.

    Вулох. Пейзаж. 1966. Холст, масло.

    Вулох. Синий пейзаж. 1966. Холст, масло.

    Вулох. Пейзаж. 1969. Холст, масло.

    Вулох. Интерьер. 1970.

    Если в пейзажах что-то всё же можно представить, то что тут, в "Интерьере"? Сорванные со стен обои в предверии ремонта?

    Вулох. Жёлтая речка. 1971.

    Струи в реке видны? Но разве такое бывает? Или бывает, если реку загрязняют?..

    Вулох. Яркие поля. 1979.

    А тут, наверно, зимняя оттепель, асфальтовая дорога, очищенная от снега, и снег, снег, снег до горизонта в степи и бледно-голубое небо надо всем этим. А на первом плане тень от одного из проводов ЛЭП, что вдоль дороги.

    Нет, но представляете, тот консенсус в толковании, до которого доходят доверяющие художнику зрители?

    А если нет таких… То ему, анархисту, лучше не жить, чем жить, как все. И он изображает эту не`жить.

    Вулох. Композиция № 1. 1969. Холст, масло, темпера.

    Вулох. Пейзаж. 1970. Холст, масло.

    Не`жить, но не смерть. Забытьё, как у Лермонтова: чтоб в груди дремали жизни силы…

    Вулох. Деталь. 1970. Ткань на картоне, темпера.

    Вулох. Предмет. 1971. Холст, масло.

    Вулох. Белый пейзаж. 1980. Холст на фанере, темпера.

    Впрочем, я не понимаю ни как одно и то же по смыслу вдохновение держится долго, ни как оно удовлетворяется достижениями в части своего выражения, сколь ни разного, но… какого-то одинакового.

    Это же, правда, можно и о фигуративной живописи сказать, не только об абстрактной.

    Разница только, что в абстрактной как-то не видится поле для умения, что ли.

    Скажем, была ли проблема в последней картине при наложении темперы выдерживать прямизну, общую параллельность и довольно одинаковую бугристость мазка? – Наверно, была. А сравнима ли эта проблема с обеспечением, например, такого вида берёз в упомянутой картине Вулоха "Берёзы у реки", чтоб они не вызывали своим видом умиления, которое они

    обычно вызывают, даже будучи увидены в контражуре (против света).

    Может, и сравнима. Надо ж было Булоху просто догадаться приглушить белизну стволов – и всё: умиление исчезло.

    Но нет. Выбор и выдерживание нужного колорита в фигуративной живописи как-то представляется задачей более трудной, чем перечисленные проблемы в "Белом пейзаже".

    До моего сознания как-то не доходило, что в первобытном коммунизме была анархия с консенсусом решений коллектива. А присущая анархии федерация федераций представляла просто договор с соседями о том, какая территория – своя. Коллективы-то были маленькие.

    Пусть идеальное родилось среди ещё долюдей, в стаде, где волосатые внушатели, и в первую очередь, вожак, внушали безволосым внушаемым отдавать детей на съедение всем стадом. Это ж приматы. У них имитативность большая. Действие внушателя-вожака по внушению может же повторить любой член стада (и волосатые внушатели, и безволосые внушаемые). Но! Нельзя никому этого делать – ради стада, ради МЫ. И никто этого не делает в силу наличия в мозгах всех этого идеального МЫ. Но если безволосые умудрились делать нечто, равносильное приемам внушения внушателя, но не равное…

    Камень из пещеры Болмбос. 75.000 лет назад.

    Если безволосые делают это (условное, назовём его так) вместе, ради более узкого МЫ: чтоб парализовать внушателя-вожака и не отдать своего ребёнка… То это ж есть из-за со-знания безволосых (тем ставших людьми). Оно, сознание, да, существует только в коллективном виде.

    Может инерция его в тысячелетиях и существует как, например, русская сельская община с консенсусом в решениях… (Слово “консенсус”, предполагающее наличие индивидуальности – это уже позднейший нарост из-за наступившего после первичного коллективизма – индивидуализма; и оба так с тех пор и существуют вместе и борются друг с другом.)

    Может, оттого вдруг анархия возрождается и побеждает время от времени там и сям…

    Вот и в Вулоха вселилась…

    Только первобытным людям сделать каждую царапину прямой было, думается, намного труднее, чем Вулоху сделать мазки в "Белом пейзаже" прямыми и пр.

    23 февраля 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333783  2016-02-23 12:53:34
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Продолжение 333777

И в честь Дня защитника отечества.

333784  2016-02-23 12:57:34
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- Продолжение 333777

И в честь Дня защитника отечества.

21.02.2016
16:02

Ай да я... Айги...

    Есть шанс что-то понять в удивительнейшем поэте Айги. Согласившись, что он, как пишут, – авангардист. Что я мыслю под словом “понять”? – Введение в систему моих . . .

20.02.2016
11:45

Почему я побаиваюсь современных безвестных поэтов.

    Начну издалека, с рассказа, как меня озадачил один кандидат филологических наук вскоре после того, как я с ним познакомился. Я ему всунул читать одну мою изданную . . .

16.02.2016
11:24

Коэффициент полезного действия - ноль.

    Или почти ноль. У искусства. Нет, что-то остаётся… Например, забыл, с какого класса начальной школы я помню Никитина (и фамилию!): Под большим шатром Голубых небес . . .

10.02.2016
12:38

То, что не захотели публиковать в другом журнале.

    Предуведомление. Написано после написания статьи. В неё вкралась ошибка. Но я её не хочу исправлять. Есть же мнение о вообще принципиальной многозначности . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100