TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер.

    Боже, как меня грызут сомнения!..

    Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘

    Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но такой, который не произносит святое. Как Чехов. Как писал про его героев Скафтымов: ⌠высшие стихии души не находят себе никакого применения■ (http://chekhoved.ru/index.php/library/articles/164-2011-06-07-10-14-56), - а в чём они состоят, эти высшие стихии души, - не сказано у Чехова никогда, и Скафтымов молчит. Или слова Казанского: ⌠есть силы <┘> которые появляются откуда-то извне и которые подчиняют себе человека и заставляют его идти совсем не по той дороге, которую он себе наметил■ (http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm), - а что это за силы, ни у Чехова, ни у Скафтымова, ни у Казанского, ни у кого не сказано. Ясно, что это какой-то экстремизм. Но когда я его называю √ ницшеанством √ остаётся неприятный осадок, что очень уж многие не хотят согласиться с этим. Как с грубостью, минимум.

    А ведь именно эти неведомые силы заставили Якова из ⌠Скрипки Ротшильда■ (1894) и быть злым по жизни, и играть на скрипке так┘

    ⌠┘и раз даже хотел побить его, и Ротшильд обиделся и проговорил, глядя на него свирепо:

    ≈ Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке.

    Потом заплакал■.

    Если б этот Ротшильд объяснил, что он понял в злыдне Якове!?. √ Нет. Никогда-никогда, ни персонаж какой-нибудь, ни его автор не проговорились.

    А ведь экстремизм же может быть не только ницшеанским (индивидуалистским). Он же может быть и противоположным √ коллективистским!

    Что если я не прав, приписывая Чехову индивидуалистский?

    Что так мучило Чехова, когда он, маскируясь, всё заговаривал о том, что после смерти его вскоре перестанут читать? Индивидуализм или коллективизм?

    Вот этот Яков┘ Чехов же сделал так, что тот перед смертью создал музыкальный шедевр:

    ⌠И теперь в городе все спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка? Купил он ее или украл, или, быть может, она попала к нему в заклад? Он давно уже оставил флейту и играет теперь только на скрипке. Из-под смычка у него льются такие же жалобные звуки, как в прежнее время из флейты, но когда он старается повторить то, что играл Яков, сидя на пороге, то у него выходит нечто такое унылое и скорбное, что слушатели плачут, и сам он под конец закатывает глаза и говорит: ⌠Ваххх!..■ И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз■.

    И это ж самый конец рассказа. Такое место является самым знаковым всегда. И вот тайно мечтающий, по-моему, о вечной жизни хотя бы творческой, скоро умрущий √ он это знает √ Чехов именно в конец помещает славу творения Якова, причём с именем умершего Якова эту бессмертную, получается, музыку НИКТО не связывает. √ Так что? Есть вечная жизнь личности?

    Не кажется ль, что есть, по Чехову, - раз с такой отчаянностью, пусть и тайной, пусть и спрятанной, Чехов этот вопрос ⌠ставит■.

    Индивидуализм это?

    Горечь же слегка сквозит в безымянности авторства чудной музыки (как всем ясно, что скрипка у Ротшильда не его, так √ думаешь √ и мелодия: не его)┘

    Горечь?

    Или √ торжество? Песня стала народной┘

    И в том коллективизм?

    И сегодня умерший Алексей Герман старший не зря хотел снимать фильм по чеховской ⌠Скрипке Ротшильда■?..

    А зачем Чеховым приплетена фамилия ⌠известного богача Ротшильда■? Уж тот-то точно индивидуалист по капиталистической своей сущности┘ Как и сам Яков. Таким сквалыгой он сделан автором √ ого. Или это прерогатива дьявола √ быть причастным к творению гениальной музыки?.. (И в силу этой прерогативы через 14 лет написал ницшеанец Гумилёв о том ⌠Скрипку Страдивариуса■?) И это неотделимо: Зло и вечная жизнь, пусть даже и вечная жизнь в доброй памяти человечества? По Чехову √ неотделимо. Увы.

    А Герман, будучи антиподом в своём тоже экстремизме, экстремизме торжества коллективизма в сверхбудущем, - Герман именно потому и хотел снимать ⌠Скрипку Ротшильда■, может?

    Во всяком случае, можно думать, что Алексей Герман старший, снявший ⌠Лапшина■ по повести отца, коммуниста, и, по словам своего сына, ⌠не предал своих идеалов■, - можно думать, что Алексей Герман старший идеалы имел именно коллективистские. И Чехова хотел вывернуть наоборот.

    21 февраля 2013 г.

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

02.02.2013
09:50

Пофигизм XV?

    Мне трудно представить напрочь разочарованного человека. Я слаб, легче всего других понимаю по себе, а сам я никогда не был напрочь разочарованным. Поэтому я . . .

28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Джон Рескин. Потому что √ в двух словах √ при том строе, который . . .

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

23.11.2012
15:37

"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное.

    Что своё и возвышенное, то и будучи ⌠высказано■ ⌠в лоб■ (иносказание √ тоже есть некоторым образом высказывание ⌠в лоб■) √ не оскорбляет, мол, грубо. Грубо по . . .

20.11.2012
09:12

Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.

    ⌠Всегда и везде, однако, все земное: бытие, все человеческие ощущения, желания и поступки являются как бы скованными и преисполненными гнетущей тяжести, в которой . . .

05.11.2012
18:28

Новый 1937-й?

    Займусь очередным исключением из правила (открывать подсознательное, то есть заниматься художественным произведением) и займусь произведением═ . . .

02.11.2012
10:32

Куда - из-под крыла?

    Живут не для радости, а для совести. Савва Игнатьич. Зорин. Покровские ворота. Хочу приняться за чрезвычайно сомнительное дело. Открыть скрытый смысл . . .

28.10.2012
10:06

Не доказал?

    - Вот видишь √ веришь в Бога, а какие гадости пишешь. - Это потому, что человека всегда тянет писать о противоположном себе. Из интервью Срокина. Начнём с . . .

19.10.2012
16:28

Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.

    В Ваших сценариях всегда присутствовала романтика. Красная, белая, фронтовая, хулиганская... Для нас это очень важно. Без романтики, без идеала русский человек . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100