TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

02.02.2013
09:50

Пофигизм XV?

    Мне трудно представить напрочь разочарованного человека. Я слаб, легче всего других понимаю по себе, а сам я никогда не был напрочь разочарованным. Поэтому я . . .

28.01.2013
10:43

Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.

    Прикладное искусство в принципе не может быть непонятным. По самому смыслу слова ⌠прикладное■. Раз оно к чему-то приложено, то последнее поясняет первое. Таков . . .

25.01.2013
14:19

Дюрер-ингуманист и злободневность.

    Всё-таки здорово, когда подтверждается твоё общее подозрение насчёт одного из самых глубоких обобщений касательно истории искусства. Подозрение это состоит в . . .

20.01.2013
10:46

Откликнуться, что ли?

    Опыт показывает, что тот ученый, который принял какую-то презумпцию, уже не ищет истину, а копит доводы в свою пользу. Ю. Чайковский. Я занимаюсь объяснением . . .

14.01.2013
10:12

Ранний Рахманинов.

    Жаль, я не Лев Толстой┘ Смотрите, какая прелесть: ⌠Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы. Оленин с жадностью стал вглядываться, но . . .

13.01.2013
15:02

Развоевался.

    А подумать: в чём научность поиска художественного смысла художественного произведения? В чём критерий истины обнаруженного художественного смысла? В . . .

29.12.2012
16:41

Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?

    Девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Джон Рескин. Потому что √ в двух словах √ при том строе, который . . .

29.11.2012
15:24

Любаров.

    Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить┘ Казачья песня о кошмаре, внешне. Что если взять, дать себе волю, и написать просто, как бог на душу положит┘ . . .

23.11.2012
15:37

"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное.

    Что своё и возвышенное, то и будучи ⌠высказано■ ⌠в лоб■ (иносказание √ тоже есть некоторым образом высказывание ⌠в лоб■) √ не оскорбляет, мол, грубо. Грубо по . . .

20.11.2012
09:12

Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.

    ⌠Всегда и везде, однако, все земное: бытие, все человеческие ощущения, желания и поступки являются как бы скованными и преисполненными гнетущей тяжести, в которой отражается низшая форма жизненного существования■ (С. 183).

    Конрад Виц. Эсфирь перед Атаксерксом. ок.1434-1435

    Смотрите, как эта Эсфирь ломается. Якобы она скромная. Не по Сеньке-де шапка √ выйти замуж за царя. А царь не лучше. Смотрит куда-то в сторону, когда на самом-то деле вожделеет. Нет всем по Библии известно, что ещё и за негордость он её выбрал. Однако какой-то он неуверенный, какие-то полупарализованные коротенькие ручки. То ли сидят они оба, то ли присели. То ли это они встают в важный момент выбора, и художник изобразил неоконченное действие. Как не тонко всё изображено.

    И это не от неумения. А от всегдашнего стремления искусства выражаться не ⌠в лоб■.

    Ткани, их складки изображены гораздо живее. Кажется это про них написано: ⌠┘ преисполнен приподнятой фантастично-неправдоподобной жизни┘ Он здесь становится почти до жути живым, сплетаясь как змеи в сумятицу линий, которую трудно разобрать, и которая, как пламя, стремится в высь, как бы в высшие сферы, где эта страстная динамика┘■ (С. 182). Написано про декоратвный растительный узор из другой картины, но того же стиля. Но и там и там этому ⌠противостоят фигуры ≈ тяжелые, массивные, замкнутые и компактно-пластичные■.

    ⌠В задачу немецкого художника не входили передача или художественное усиление природной игры сил, не занимал его также наглядный показ функций телесного организма ≈ его задачей являлось лишь подчеркивание массивно-телесного и субстанционально-реального в противоположность чисто духовному■ (С. 182).

    Касательно растительного узора становящегося каким-то нематериальным, конечно,

    рассуждение звучит убедительнее. Но дальше в пример приводится и проиллюстрированный Виц. И представляется уместным подменить узоры складками, хоть в самом произведении Вица тоже есть узоры, но они не так играют. Поэтому √ далее, к людям:

    ⌠Закономерное построение и формальная красота не играют здесь никакой роли, столь же мало внимания уделяется созданию близкого портретному выражения лиц. Тяжеловесный, плохо расчлененный, застывший и в положении и в движении (изображение последнего ограничивается немногими неповоротливыми линиями и пастозными цветными плоскостями) [румянец стыда у Эсфири] человек ≈ как смертная ограниченная изменчивая материя, как второстепенная и подчиненная высшему оболочка ≈ противопоставлен выражению душевных порывов.

    На почве этого противопоставления развивается своеобразный меланхоличный реализм немецкой живописи первой половины XV в. <┘> Как на сцене, где разыгрываются мистерии <┘> все это первый шаг к новому обоснованию трагедии человеческой индивидуальности и судьбы, для которой не было места в рамках средневекового антиреализма■ (C. 182-183).

    Слово ⌠антиреализм■, казалось бы, режется с чуть выше упомянутым ⌠меланхоличным реализмом■. Но это не так по сути. Язык же плохо поворачивается называть меланхоличным реализмом пафос порыва к ⌠чисто духовному■. Так и просится ⌠анти-■, так и просится понятие ⌠антиреализма■. Оно, заодно, и адекватно скованности людей.

    Хотя┘ Очень реалистично изображена фальшь отношений. Эсфирь идёт замуж не потому, что любит, а Атаксеркс берёт Эсфирь в жёны не потому, что она скромна. По сути ⌠фэ■ фальши изображено. И тем выражен идеал противоположный: хорошо, когда от души┘ верят, и тут вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия■ (С. 179). Благодаря этим ⌠фэ■ для искусства открылись новые пути и реализовались новые художественные ценности, которые имели огромное значение для всего европейского художественного развития■ (С. 179). ⌠это ≈ внутреннее созерцание, замещающее произносимую вслух молитву. Церковь с ее литургиями и статуями, священной историей в красках и увещеваниями, перестает играть роль единственного центра религиозной жизни: в каждом отдельном человеческом сердце должна была возникнуть церковь, богатая образами и наполненная внутренними переживаниями■ (С. 180). Массовая гравюра работала на эти настроения. Внутренее должно выражаться внешним, но лицом, а не чем-то внечеловеческим: узором или складками одежды. Этому помогло и влияние нидерландского натурализма. Только не в том смысле, что натурализм ← наблюдение физических причин и взаимозависимостей ← плодотворный дух исканий быстрое развитие современных естественно-научных знаний и технического мастерства → потеря себя в том, что предлагалось природным окружением для удовлетворения потребности человека в знании и наслаждении. В Германии этот ветер повернул в ⌠новое стремление к религиозному образованию, благодаря которому то, что являлось прежде церковно-догматическим таинством, должно было глубже внедриться в знание и душевное переживание всех людей■ (С. 190). ⌠Знание есть сила ≈ эта антично-риторическая мысль, связанная с представлением об обогащении индивидуального бытия, овладела духовной жизнью целой нации и наполнила ее лихорадочным стремлением к духовным ценностям ≈ прежде всего к религиозным■ (С. 190).

    Парадокс!

    ⌠Благодаря расширению интересов по линии образования печатное изображение также приобрело для себя новые области■ (С. 191).

    С такой стороны совершенно неожиданно для сегодняшнего зрителя предстаёт портрет Дюрера его очень больной матери, сделанный за два месяца до её смерти.

    1514 г.

    Так теперь рисуют злых волшебниц, пророчащих новорождённой принцессе смерть в 16 лет. А Дюрер нарисовал свою мать.

    Безжалостный натурализм? ⌠Натурализм и связанные с ним в рамках искусства задачи приобрели такую высокую оценку, какой они до этого в течение всей эволюции искусства никогда не имели■ (С. 189)?

    Нет!

    Этот страшный натурализм применён для доказательства того, как бессильны все перипетии жизни, как они не властны над воистину благочестивой душой, видящей смысл земной жизни в стремлении к Богу и в подготовке к жизни потусторонней.

    Женщина с такой душой, могла б, казалось бы, не бояться смерти. Нет, - свидетельствует Дюрер, - она боялась смерти. Человек же грешен. Как бы он ни жил. И √ страшно.

    Но это √ сведение вне рисунка. А на нём самом┘ царствует этот отстранённый уже от мира сего взгляд. Вся душа √ уже там┘ Дюрер таки польстил матери. Как-то дошло до нас, что она обняла его, посмотрев на этот рисунок. Оценила высочайшую духовную оценку себя сыном. И ослабела √ приняла похвалу.

    Но боже! Чтоб увидеть эту похвалу через ведьмообразное всё-всё-всё, кажется┘ пришлось внимательнейшее проштудировать ⌠Историю искусства как историю духа■ Макса Дворжака. Это из неё курсивом сделаны выписки.

    Ну. А так ли искренно русские возвращаются к православию?

    Умирала вполне русская по духу моя жена. Было объявлено, что болезнь её √ смертельная. В недоверии к постсоветской медицине жена ударилась в суеверия, в религию, крестилась. И болезнь, и лечение обезобразили её. Она не могла с этим смириться, например, плакала, когда я привёл к ней общего знакомого, не предупредив: она не успела надеть парик на голову (волосы все вылезли от химиотерапии). Она тоже боялась. Но видений, которые в ней рождали наркотики, которыми ей старались облегчить существование. Я успел с ней попрощаться перед смертью. Она пришла в сознание и попросила меня её поцеловать. Это была наша взаимная благодарность друг другу за нашу хорошую совместную жизнь. Жизнь┘ Всё √ было тут, не там┘

    Мне кажется, что всё было тут, не там, и у тех православных, которые пришли громить выставку ⌠Осторожно, религия!■.

    Нет, я понимаю, что религиозные чувства √ сильные чувства. Реформация в Западной Европе отметилась десятками лет погромов и войн и сотнями тысяч убитых людей. Но то было почти полтысячи лет назад. Наука только родилась. А теперь, в XXI веке, после стольких триумфов науки, после десятков лет практически сплошного атеизма в СССР, я не верю, что не было фальши в проявлении чувств погромщиков.

    19 ноября 2012 г.

05.11.2012
18:28

Новый 1937-й?

    Займусь очередным исключением из правила (открывать подсознательное, то есть заниматься художественным произведением) и займусь произведением═ . . .

02.11.2012
10:32

Куда - из-под крыла?

    Живут не для радости, а для совести. Савва Игнатьич. Зорин. Покровские ворота. Хочу приняться за чрезвычайно сомнительное дело. Открыть скрытый смысл . . .

28.10.2012
10:06

Не доказал?

    - Вот видишь √ веришь в Бога, а какие гадости пишешь. - Это потому, что человека всегда тянет писать о противоположном себе. Из интервью Срокина. Начнём с . . .

19.10.2012
16:28

Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.

    В Ваших сценариях всегда присутствовала романтика. Красная, белая, фронтовая, хулиганская... Для нас это очень важно. Без романтики, без идеала русский человек . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100