Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.10.2021 |
|
||
24.10.2021 |
|
||
23.10.2021 |
|
||
20.10.2021 |
Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.
|
||
17.10.2021 |
|
||
16.10.2021 |
|
||
15.10.2021 |
|
||
14.10.2021 |
|
||
13.10.2021 |
Надо просто не бояться ставить точки над i Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист? . Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть грубо. Итак. Подсознательным идеалом позднего Микеланджело было то, что стало в 1520 году протестантством (Художник не мог же быть информирован о делах церкви. Он до всего доходил собственными духовными силами.). Содержание его подсознательного идеала было таково: в рамках католической религии нет спасения даже и в сверхбудущем. Об этом говорят усиливающиеся “к верху” “Страшного суда” (1536–1541) Микеланджело искажения фигур. А там же не грешники, а библейские персонажи! И самый главный – Иисус Христос. Он же ужасен своей переутяжелённостью членов! Признаемся! Смотрите, как про это же дипломатично пишет Якимович: "Формальная структура росписи, разумеется, соблюдает правила соответствующей иконографии: праведники спасаются, грешники погибают навеки. Но если уметь видеть, то нельзя не заметить, что неистовый гигант Иисус Христос, пришедший в мир для окончательного суда, здесь не собирается вникать и разбираться в нюансах. Гнев Господень неумолим. Стилистически этот “гневный Зевс” подобен античному атлету, наносящему разящий удар, но и в данном случае, возможно сработала память о гневных обличениях Савонаролы [1452 - 1498]. Именно этот человек, подобие Лютера [1483 - 1546] и Кальвина [1509 - 1564] в лоне католической церкви, настаивал на том, что среди падших людей нашего мира не найдётся праведных и достойных спасения, и всех ждёт страшное наказание” (Искусство непослушания. М. – Сергиев Посад, 2005-2008). И дипломатичность, видимо, притупляет сообразительность и не даёт (я так понял) Якимовичу понять те стихи Микеланджело, в которых тот физически ужасным изображает самого себя, а не безнравственное окружение. К Джованни, что из Пистойи
Мне кажется, что в этом безобразии выражен ужас краха утраты веры в гармонию высокого и низкого. В конце статьи Эфроса о стихах Микеланджело есть слова, что стихи повели: "…борьбу с верховным промыслом из-за болезни…” (http://lib.ru/INOOLD/MIKELANDZHELO/efros.txt). Сказано – о последних стихах. А, по-моему, можно применить и для момента смены идеала с высоковозрожденческого на поздневозхрожденческий, ещё трагико-героический, с надеждой, что можно ещё католицизм спасти (отказ от католицизма это уже следующий идеал, маньеристский, упование на протестантское сверхбудущее). . Так мне удастся по крайней мере успокоиться. А то собственная ужасность у Микеланджело вывела меня из себя. Если я окажусь в будущем не прав, я тут это помечу. 15 сентября 2021 г.
|
||
12.10.2021 |
|
||
11.10.2021 |
Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября
|
||
09.10.2021 |
|
||
08.10.2021 |
|
||
07.10.2021 |
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…
|
||
05.10.2021 |
|
||
03.10.2021 |
Да здравствует, мол, упрощенство!
|
||
01.10.2021 |
|
||
30.09.2021 |
|
||
30.09.2021 |
|
||
29.09.2021 |
Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"