TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

15.10.2021
09:13

Позиция идиота

    У меня, сознаю, идиотская позиция. Ну в самом деле: я претендую на то, что меня озаряет знание подсознательного идеала автора, который сознанию автора не был дан. Я, . . .

14.10.2021
21:15

Отчего так заласкан авангард?

    Не кокетничаю: я плохо устроен – достаточно мне задать себе трудный вопрос, как тут же появляется мой вёрткий двойник и предлагает вариант ответа. На грани XIX и ХХ . . .

13.10.2021
17:26

Надо просто не бояться ставить точки над i

    Я пишу это в “День Гнева”. Может, сойдёт мне, раз я атеист?

    .

    Я даже возьму и пойду на крайность: в первых же строках выдам самый перец. Пусть это и будет выглядеть грубо.

    Итак.

    Подсознательным идеалом позднего Микеланджело было то, что стало в 1520 году протестантством (Художник не мог же быть информирован о делах церкви. Он до всего доходил собственными духовными силами.). Содержание его подсознательного идеала было таково: в рамках католической религии нет спасения даже и в сверхбудущем. Об этом говорят усиливающиеся “к верху” “Страшного суда” (1536–1541) Микеланджело искажения фигур. А там же не грешники, а библейские персонажи! И самый главный – Иисус Христос.

    Он же ужасен своей переутяжелённостью членов! Признаемся!

    Смотрите, как про это же дипломатично пишет Якимович:

    "Формальная структура росписи, разумеется, соблюдает правила соответствующей иконографии: праведники спасаются, грешники погибают навеки. Но если уметь видеть, то нельзя не заметить, что неистовый гигант Иисус Христос, пришедший в мир для окончательного суда, здесь не собирается вникать и разбираться в нюансах. Гнев Господень неумолим. Стилистически этот “гневный Зевс” подобен античному атлету, наносящему разящий удар, но и в данном случае, возможно сработала память о гневных обличениях Савонаролы [1452 - 1498]. Именно этот человек, подобие Лютера [1483 - 1546] и Кальвина [1509 - 1564] в лоне католической церкви, настаивал на том, что среди падших людей нашего мира не найдётся праведных и достойных спасения, и всех ждёт страшное наказание” (Искусство непослушания. М. – Сергиев Посад, 2005-2008).

    И дипломатичность, видимо, притупляет сообразительность и не даёт (я так понял) Якимовичу понять те стихи Микеланджело, в которых тот физически ужасным изображает самого себя, а не безнравственное окружение.

    К Джованни, что из Пистойи

     

    Я получил за труд лишь зоб, хворобу

    (Так пучит кошек мутная вода,

    В Ломбардии - нередких мест беда!)

    Да подбородком вклинился в утробу;

    .

    Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,

    Полез к горбу; и дыбом - борода;

    А с кисти на лицо течет бурда,

    Рядя меня в парчу, подобно гробу;

    .

    Сместились бедра начисто в живот,

    А зад, в противовес, раздулся в бочку;

    Ступни с землею сходятся не вдруг;

    .

    Свисает кожа коробом вперед,

    А сзади складкой выточена в строчку,

    И весь я выгнут, как сирийский лук.

    .

    Средь этих-то докук

    Рассудок мой пришел к сужденьям странным

    (Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):

    Так! Живопись - с изъяном!

    Но ты, Джованни, будь в защите смел:

    Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!

    1512

    Мне кажется, что в этом безобразии выражен ужас краха утраты веры в гармонию высокого и низкого.

    В конце статьи Эфроса о стихах Микеланджело есть слова, что стихи повели:

    "…борьбу с верховным промыслом из-за болезни…” (http://lib.ru/INOOLD/MIKELANDZHELO/efros.txt).

    Сказано – о последних стихах. А, по-моему, можно применить и для момента смены идеала с высоковозрожденческого на поздневозхрожденческий, ещё трагико-героический, с надеждой, что можно ещё католицизм спасти (отказ от католицизма это уже следующий идеал, маньеристский, упование на протестантское сверхбудущее).

    .

    Так мне удастся по крайней мере успокоиться. А то собственная ужасность у Микеланджело вывела меня из себя.

    Если я окажусь в будущем не прав, я тут это помечу.

    15 сентября 2021 г.

12.10.2021
09:43

Я получил возражение

    Я получил возражение, дескать, как может Фофанов быть декадентом (см. тут) и катить бочку на декадентов. И приведено было в доказательство стихотворение . . .

11.10.2021
16:46

Не зарвёмся, так прорвёмся 13 сентября

    Хочу недоговорённость продлить. Она такая: "…позволяет поэту проявить характерные для его мышления приемы — например, нарочитую приблизительность . . .

09.10.2021
20:58

Мне аж страшно…

    Нет правда… Ну посудите сами. Звезды ясные, звезды прекрасные Нашептали цветам сказки чудные, Лепестки улыбнулись атласные, Задрожали листы изумрудные. . И . . .

08.10.2021
12:27

Рак рыба

    Деваться мне некуда, занять голову нечем, и я решил попробовать прочесть и понять рассказ Борхеса “Смерть и буссоль" (1944), хоть это, вроде, и детектив. Борхес же . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100