TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит…

    Пушкин.

    На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором статья. И понял, почему не дал статье ход. – Я в ней опёрся для вывода на очень мало “текстовых” деталей: на необоснованность смены одежды персонажами и на необоснованность попадания легковушки в распоряжение одного из персонажей, ну, и ещё пара соображений вокруг легковушки не обоснованы. Всё. А вывод – длиннейшая цепь рассуждений. Да ещё и приводящая к результату, который новинка. И отчуждает от чтения хотя бы за одно то, что новинка никем не принята.

    Ну так я второй раз решил, что я статьёй перемудрил, и второй раз не пустил её дальше.

    А сегодня на утренней прогулке, вдруг, стрельнуло в голову, что в том кино и самый первый эпизод – немыслимый.

    Ну не станет заводить серьёзный деловой разговор по телефону человек, решивший размять ноги и выйти из вагона дизель-электрохода, остановившегося на каком-то полустанке. А этот человек так поступил, увлёкся, не заметил, что поезд тронулся, и вот – остался. В дизель-электроходе проводников нет. Это единственно, что реалистично. А вот что человек, увидев тронувшийся поезд, за ним побежал, крича машинисту, это уже выдумка ради стиля комедии. Тогда этого стиля ради сделано и само отставание от поезда. Надо, чтоб музыкальный продюсер попал в глушь – пожалуйста: по нелепости. Смейтесь, зрители.

    И так – из эпизода в эпизод. Всё – ненормально. – И я смеялся то и дело. Влипают парни и влипают в самые непредставимые случаи. А на самом деле эта комедийность есть сплошь ложные сюжетные ходы. И я два раза на них, в общем, купился.

    На самом же деле в фильме огромная глубина. Как огромна глубина эпиграфа из Пушкина.

     

    Он был любим... по крайней мере

    Так думал он, и был счастлив.

    Стократ блажен, кто предан вере,

    Кто, хладный ум угомонив,

    Покоится в сердечной неге,

    Как пьяный путник на ночлеге,

    Или, нежней, как мотылек,

    В весенний впившийся цветок;

    Но жалок тот, кто все предвидит,

    Чья не кружится голова,

    Кто все движенья, все слова

    В их переводе ненавидит,

    Чье сердце опыт остудил

    И забываться запретил!

    Ведь ложных ходом осмеивается тут не романтик Ленский, а реалист, образ автора. – С какой позиции? – С позиции такого демона прямо, каким был, например, Александр Раевский, друг-враг Пушкина. Так вот Пушкин против демона. Для того Пушкин лишь ложно даёт самоосмеивать автора автору, в голосе которого слышится голос демона.

    Какая сложность, а?

    Я же претендую на сложность ещё большую. Демона я оправдываю на фоне человекодемона, не возвышающегося в своей вседозволенности до улёта в метафизическое иномирие от скуки Этого, причинного, мира.

    На место демона я ставлю режиссёра фильма и его воплощение, троицу рокеров (вседозволенности {абсурда в фильме и хаоса звуков в рок-музыке} достигающих в условности, в произведении искусства), а на место человекодемонов (со вседозволенностью в жизни) Венгра (убийцу людей) и Константина (убийцу унитазов). Венгр активный, Константин пассивный.

    Пассивному почти ничего от жизни не надо, его философия – ничто. Она выражена во всенеприсутствии:

    "Константин: Ты смотришь в одну точку перед собой и ничего вокруг себя не видишь. (Встаёт лицом назад на движущейся вперёд в составе поезда железнодорожной платформе и кричит) – Пошли вы все на хрен! – А? (показывает назад пальцем трём музыкантам) – Поезд едет со скоростью 60 километров в час. И мой крик там, уже 200 метров позади. Всё. А меня там нет. В этом смысл движения. Я могу делать всё, что хочу”.

    Но реально его дела никого не затрагивают. Даже поджог склада унитазов. – Какой-то там хозяин где-то есть в абстракции. Всё равно, что нигде.

    Венгра ради денег никакое преступление не останавливает. Свободен.

    Тогда как надо всеми тяготеет рок

    А рокеры – иначе свободны, они в иномрие улетели. Принципиально не достижиме, зато можно дать его образ.

    В общем, я статью с этим вот предварением пускаю в дело.

     

    Вот как вы отнесётесь к фильму, в котором не раз и не два применён принцип “рояль в кустах”? – Я говорю о фильме Ивана Шахназарова “Рок” (2017). Или если в нём нарочитая халатность? Например, два парня из троих попали к сектантам; те их насильно переодели в свои хитоны, а их одежду сожгли; парням удалось сбежать; и они таки некоторое время продолжают путь в этих робах, но потом вдруг оказываются в обычных рубашках. Как так? А от диалога:

    "- Одежда запасная есть?

    - Одежда есть. Пристегнись”.

    А откуда могла взяться запасная одежда? Они, трое, отправились на один день в Москву выступить по радио, не взяв никакой запасной одежды. Что на них было, в том и собирались выступать. Стиль их музыки это позволял. Да и радио не телевидение. Одежда не важна.

    Раз "Пристегнись” сказано, значит – если вы фильм не видели – вы понимаете, что они едут в легковушке. Откуда она у них? А она понадобилась третьему для спасения двух, попавших в беду. Он с её помощью – сбив киллера – спас товарищей от расстрела. – Но как машина оказалась в распоряжении третьего? А умалчивается. Как и то, каким образом этот бедный, судя по всему, парень умеет водить легковую? Как и то, с какой стати он, поссорившийся с этими двумя и решивший их бросить и вернуться домой, тем не менее, заимев как-то машину, не домой поехал, как и решил, а в противоположном направлении?

    Абсурд на абсурде сидит и абсурдом погоняет.

    Жанр приключений, вообще говоря, абсурда не предполагает.

    Но его предполагает… идеал ницшеанства. И тут – причина того, как я назвал статью. Так акцентировано ницшеанство понимаю едва ли не я один. И сколько я так ни акцентирую, никто не подхватывает. Из искусствоведов. Другим профессиям этот акцент давно известен:

    "Хотя современное искусство дает нам множество примеров неявного влияния философии абсурда, в работах Ницше она обнаруживается совершенно явно: нужно лишь суметь различить ее. Ницшеанский нигилизм — это тот самый корень, из которого выросло все дерево абсурда. И если Ницше представляет нам саму философию абсурда, то о непредвиденных им зловещих последствиях предупреждает нас его старший современник Достоевский: Ницше был слеп к свету Христовой правды, которая одна способна противостоять абсурдному мировоззрению” (Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат экономических наук и директор Интернет-газеты “Протестант” Александр Сергеевич Зайченко http://www.gazetaprotestant.ru/2014/01/nicshe-i-otkrovenie-absurda/).

    “Как мировоззренческая теория, абсурдизм является частью философии экзистенциализма, и через него, очевидно, имеет своими корнями воззрения датского философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Как стройная философская концепция, абсурдизм получил своё развитие в программной работе Альбера Камю “Миф о Сизифе”, опиравшегося на идеи Шестова, Бердяева, Гуссерля, Достоевского, Ницше и Кьеркегора” (сайт “Академик” https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1166002).

    Самое непостижимое для большинства людей – как можно иметь позитивное отношение к абсурду.

    Вот посмотрите этот фильм, и, может, вам это станет понятно. Сожжённые в костре на поляне сектантами музыкальные инструменты как бы восстают из пепла (остались целыми при пожаре дома в Москве, где помещалось пригласившее их выступать радио). Парни эти музыкальные инструменты берут и сперва самозабвенно поют прямо на пепелище, а потом присваивают их и поют по дороге домой. Всё провалилось – и они счастливы. Полной неприкаянностью в Этом плохом, плохом, плохом мире.

    Если Чехов, тоже ницшеанец, делал выскакивания в абсурд почти незаметными (например, кто из обычных зрителей “Чайки” замечал, что Треплев в первом действии совершенно немотивированно поправляет дяде галстук; для массы людей Чехов-писатель до сих пор гуманист), то Иван Шахназаров делает эти выскакивания в абсурд наглыми. Но его ницшеанцем всё равно никто не назвал.

    Так Чехова можно хотя бы понять. Он был чахоточный, и каждый день ждал смерти. Религии спасения у него не было. А без позитивного Абсолюта человек жить не может. Что ж делать человеку, который считает Этот мир безнадёжно скучным, раз в нём есть смерть или хотя бы просто причинность? – Он любит иномирие (Алогичность, Апричинность, Абсурд, Вневременье и т.п.), он любит невообразимую метафизику, пусть она и принципиально недостижима (в пику христианскому Царству Божию на небе в виде бесплотных душ).

    А что довело до такой же крайности Ивана Шахназарова? – 90-е годы? Или все последующие?

    Самое смешное, что отец его, Карен Шахназаров, судя по его публицистическим выступлениям, имеет совершенно оптимистичный идеал, неплохо относится к советскому прошлому и благое будущее видит в какой-то похожести на советскость. И вот такой отец ни полсловом не высказал “фэ” этому фильму и даже техническими советами помогал. И для меня это – пусть и косвенное – доказательство того, что ни он, ни его сын не знают (как и многие), что абсурд – признак ницшеанства. А сын делал фильм, можно подозревать, искренне. То есть ницшеанское иномирие является его подсознательным идеалом. То есть я, эстетический эксремист, вынужден счесть это кино – художественным.

    Карена Шахназарова, наверно, тоже чутьё не подвело, и именно из-за художественности он и не корил сына.

    16 августа 2018 г.

     

     

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100