TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в мысли, что достаточно подсознательному идеалу в облике странности мелькнуть всего лишь в замысле.

    Пикассо, мол, только когда замыслил в “Авиньонских девицах” изуродовать проститукток в стиле древнего искусства, тогда и действовал под влиянием подсознательного идеала ницшеанства (абсолютного разочарования во всём Этом мире из-за неизлечиваемости и неизлечиваемости венерического заболевания, которое он подхватил в борделе). А во всех последующих произведениях, стилизованных под древние ужастики, например, с преувеличенным носом (в его автопортрете того же года, что и “Авиньонские девицы”) – действия подсознательного идеала ницшеанства уже нет. Потому что действует обретённая норма. Потому что действует эпигонство по отношению к самому себе вчерашнему. Потому что действует самоповторение.

    Удлинённый острый нос и пустые глаза.

    Пикассо. Танец с покрывалами. 1907.

    Оно даже и закреплено словами: есть воспоминание Пикассо, что он, дескать, с ужастиками понял, как ему дальше жить в живописи. А во что проникли слова, там уже нет подсознательного идеала. Там – осознанность.

    Яма состоит в том, что от художественности отрешается масса произведений после первого с ужасностью лиц.

    Спасением, правда, можно помыслить рождение какого-нибудь иного, чем древний, способа корёжения. Новенького. Тоже зачатого в момент замысла.

    Но и тут яма: все последующие, в таком же стиле нарисованные вещи, будут опять не художественными, а эпигонскими.

    Жестоко.

    Или и это не яма?

    Стиль древних ужастиков это всё-таки не принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Оно вполне может оставаться за пределами сознания, хоть африканские маски и подразумевают приобщение к тому свету.

    Или вот.

    Утро

    Угрюмый дождь скосил глаза.

    А за

    решеткой

    четкой

    железной мысли проводов -

    перина.

    И на

    нее

    встающих звезд

    легко оперлись ноги.

    Но ги-

    бель фонарей,

    царей

    в короне газа,

    для глаза

    сделала больней

    враждующий букет бульварных проституток.

    И жуток

    шуток

    клюющий смех -

    из желтых

    ядовитых роз

    возрос

    зигзагом.

    За гам

    и жуть

    взглянуть

    отрадно глазу:

    раба

    крестов

    страдающе-спокойно-безразличных,

    гроба

    домов

    публичных

    восток бросал в одну пылающую вазу.

    1912 г.

    Какое имеет отношение составная рифма "глаза : А за”, “перина : И на”, “ноги : но ги-” и разноударная рифма "зигза`гом : За га`м” стихотворения “Утро” Маяковского к словам Маяковского в ответ на упрёк матери, что он пишет непонятно: "Если я буду писать всё ясно, то мне в Москве не жить, а где-нибудь в сибирской ссылке, в Туруханске. За мной следят, я же не могу сказать открыто: "Долой самодержавие! "”?

    Ведь ответ-то, что указанные рифмы имеют отношение к трагизму предательства революции интеллигенцией и Маяковским в частности.

    А это последнее вполне может быть загнано в подсознание.

    И тогда не надо соотносить с революцией слова Минералова:

    "Художественное сознание начала XX века, как известно, рассматривало введение новой рифмы как настоящую революцию в этой области. На протяжении обозримого предыдущего развития русской светской поэзии такой глобальной оценки новаций рифмы не удается проследить. Ниже мы попытаемся, между прочим, объективно разобраться, в какой мере такое ощущение людей серебряного века (напр., ряда поэтов-футуристов <…>) отражает реальность: может ли новая рифма типологически противопоставляться прежней как некий новый революционно возникший абсолют…” (Теория современной русской рифмы).

    К художественному сознанию эпохи тут нужно отнести угрызения совести у футуристов, а не революцию, вполне оправдывающего ужасы революции. (Маяковский предал большевизм, поддавшись уговорам охранки стать художником, а от большевиков отстать.) Чистые сторонники революции для творчества выбирали идеостиль типа Высокого Возрождения, а не Позднего Возрождения, как футуристы.

    С ужасностями кубистов нужно связывать художественное сознание людей, до последней крайности разочарованных в Этом мире, вплоть до его причинности, понимаемой как рабский гнёт (например, бордель → неизлечивающаяся венерическая болезнь → отказ от Этого мира ради иномирия).

    30 января 2021 г.

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно… "Мне со школы это стихотворение . . .

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100