Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.03.2021 |
Художник Зардарян и случай с Севаном
|
19.03.2021 |
Как объяснить выкаблучивание Ларионова
|
18.03.2021 |
Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…
|
17.03.2021 |
|
16.03.2021 |
Памороки вокруг подсознательного идеала художника На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в мысли, что достаточно подсознательному идеалу в облике странности мелькнуть всего лишь в замысле. Пикассо, мол, только когда замыслил в “Авиньонских девицах” изуродовать проститукток в стиле древнего искусства, тогда и действовал под влиянием подсознательного идеала ницшеанства (абсолютного разочарования во всём Этом мире из-за неизлечиваемости и неизлечиваемости венерического заболевания, которое он подхватил в борделе). А во всех последующих произведениях, стилизованных под древние ужастики, например, с преувеличенным носом (в его автопортрете того же года, что и “Авиньонские девицы”) – действия подсознательного идеала ницшеанства уже нет. Потому что действует обретённая норма. Потому что действует эпигонство по отношению к самому себе вчерашнему. Потому что действует самоповторение. Удлинённый острый нос и пустые глаза. Пикассо. Танец с покрывалами. 1907. Оно даже и закреплено словами: есть воспоминание Пикассо, что он, дескать, с ужастиками понял, как ему дальше жить в живописи. А во что проникли слова, там уже нет подсознательного идеала. Там – осознанность. Яма состоит в том, что от художественности отрешается масса произведений после первого с ужасностью лиц. Спасением, правда, можно помыслить рождение какого-нибудь иного, чем древний, способа корёжения. Новенького. Тоже зачатого в момент замысла. Но и тут яма: все последующие, в таком же стиле нарисованные вещи, будут опять не художественными, а эпигонскими. Жестоко. Или и это не яма? Стиль древних ужастиков это всё-таки не принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Оно вполне может оставаться за пределами сознания, хоть африканские маски и подразумевают приобщение к тому свету. Или вот. Утро Угрюмый дождь скосил глаза. А за решеткой четкой железной мысли проводов - перина. И на нее встающих звезд легко оперлись ноги. Но ги- бель фонарей, царей в короне газа, для глаза сделала больней враждующий букет бульварных проституток. И жуток шуток клюющий смех - из желтых ядовитых роз возрос зигзагом. За гам и жуть взглянуть отрадно глазу: раба крестов страдающе-спокойно-безразличных, гроба домов публичных восток бросал в одну пылающую вазу. 1912 г. Какое имеет отношение составная рифма "глаза : А за”, “перина : И на”, “ноги : но ги-” и разноударная рифма "зигза`гом : За га`м” стихотворения “Утро” Маяковского к словам Маяковского в ответ на упрёк матери, что он пишет непонятно: "Если я буду писать всё ясно, то мне в Москве не жить, а где-нибудь в сибирской ссылке, в Туруханске. За мной следят, я же не могу сказать открыто: "Долой самодержавие! "”? Ведь ответ-то, что указанные рифмы имеют отношение к трагизму предательства революции интеллигенцией и Маяковским в частности. А это последнее вполне может быть загнано в подсознание. И тогда не надо соотносить с революцией слова Минералова: "Художественное сознание начала XX века, как известно, рассматривало введение новой рифмы как настоящую революцию в этой области. На протяжении обозримого предыдущего развития русской светской поэзии такой глобальной оценки новаций рифмы не удается проследить. Ниже мы попытаемся, между прочим, объективно разобраться, в какой мере такое ощущение людей серебряного века (напр., ряда поэтов-футуристов <…>) отражает реальность: может ли новая рифма типологически противопоставляться прежней как некий новый революционно возникший абсолют…” (Теория современной русской рифмы). К художественному сознанию эпохи тут нужно отнести угрызения совести у футуристов, а не революцию, вполне оправдывающего ужасы революции. (Маяковский предал большевизм, поддавшись уговорам охранки стать художником, а от большевиков отстать.) Чистые сторонники революции для творчества выбирали идеостиль типа Высокого Возрождения, а не Позднего Возрождения, как футуристы. С ужасностями кубистов нужно связывать художественное сознание людей, до последней крайности разочарованных в Этом мире, вплоть до его причинности, понимаемой как рабский гнёт (например, бордель → неизлечивающаяся венерическая болезнь → отказ от Этого мира ради иномирия). 30 января 2021 г.
|
15.03.2021 |
Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)
|
14.03.2021 |
Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
12.03.2021 |
Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
11.03.2021 |
|
10.03.2021 |
Подойти к Путину как к художественному произведению
|
09.03.2021 |
Ещё из серии огрызаний на искусствоведов
|
07.03.2021 |
|
06.03.2021 |
Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть
|
05.03.2021 |
Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»
|
04.03.2021 |
|
03.03.2021 |
С робостью о «Перекатах» Городницкого
|
02.03.2021 |
Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого
|
01.03.2021 |
Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор
|
28.02.2021 |
Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»
|
27.02.2021 |
Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"