TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа!

    Что меня обидело в этот раз?

    Восторги по поводу эрудированности Высоцкого в разных областях даже и науки из-за такого вот стихотворения.

     

    Не отдавайте в физики детей,

    Из них уже не вырастут Эйнштейны,

    Сейчас сплошные кризисы идей —

    Все физики на редкость безыдейны.

     

    У математиков ещё какой-то сдвиг,

    Но он у вас не вызовет улыбок,

    Ведь сдвиг намечен по теорье игр,

    А также и по линии ошибок.

     

    Математики все голову ломают, как замять грехи,

    Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,

    А биологи искусственно мечтают про живой белок,

    А филологи всё время выясняют, кто такой Блок.

     

    Мы, граждане, привыкли с давних пор,

    Что каждая идея есть идея,

    А кто-то там с фамилией Нильс Бор

    Сказал, что чем безумней — тем вернее…

     

    Нет, Бор, ты от ответа не уйдёшь!

    Не стыдно ли учёным называться?

    Куда же ты толкаешь молодёжь

    При помощи таких ассоциаций?!

     

    Математики все голову ломают, как замять грехи,

    Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,

    А биологи искусственно мечтают про живой белок,

    А филологи всё время выясняют, кто такой Блок.

     

    Мы все в себе наследственность несём,

    Но ведь обидно, до каких же пор так?

    Так много наших ген и хромосом

    Испорчено в пробирках и ретортах!

     

    Биологи — у них переполох,

    Их итальянцы малость обскакали:

    Пока они у нас растят белок —

    Уж те зародыш пестуют в стакане.

     

    Математики все голову ломают, как замять грехи,

    Кибернетики машины заставляют сочинять стихи,

    А биологи искусственно мечтают про живой белок,

    А филологи всё время выясняют, кто такой Блок.

    Ну чем эти восторги отличаются от думания, что Высоцкий сидел в тюрьме, раз так проникновенно поёт блатные песни? Или что он воевал?

    Это всё равно, как любить, скажем, Шишкина за то, что как живой лес у него на картинах получался, тогда как для того это был образ развивающегося могучего народа. – И когда это выражал он? – Когда почти все передвижники плакали о судьбе этого несчастного народа, сперва освобождённого от крепостничества без земли, а потом и угнетаемого соответственно.

    Глупые космонавты на орбите заряжались мужеством Высоцкого…

    А я говорю, что Высоцкий (да и многие другие современные ему сочинители авторской песни) превзошли обычный уровень песни как прикладного искусства, приложенного к задаче усиливать в общем-то знаемое чувство (например, того же мужества). – И чего достигли авторы? – Уровня искусства неприкладного (выражающего незнаемое, подсознательный идеал автора, иначе говоря, испытывающего сокровенное мироотношение человека, подсознанием же воспринявшего тот идеал, сознаниям ни автора, ни восприемника не данный).

    Из-за такой сложности я один в углу и стою.

    Что не было дано подсознаниям нашим и Высоцкого, а воспринималось и выражалось?

    Идея настоящего социализма на фоне имевшегося лжесоциализма.

    Что это такое?

    Это когда каждый день увеличивается доля самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что и означит наступление коммунизма.

    Для власти в СССР осознание этого народом было большей опасностью, чем возвращение к капитализму, особенно учитывая теории конвергенции социализма с капитализмом, исповедуемой в верхах. Верхи думали, что слившись, они уж точно, а может, и народ, заживут материально так же хорошо, как на Западе.

    Чтоб не дать народу осознать идею настоящего социализма, власть издавна, еще с 1919 года, внушила, что хаос и анархия это синонимы. Да и анархисты, совратившись на силовые действия, много постарались, чтоб опозорить себя разбоями и издевательствами.

    Способствовали непопулярности анархии (отсутствия центральной власти) и начавшаяся гражданская война и угроза войны в мирное время, и Отечественная война и угроза новой войны в новое мирное время. Только с достижением ядерного паритета можно было начинать сворачивать тоталитаризм. Но переродившаяся уже, собственно, не советская власть не хотела делиться властью. Соответственно и народ окончательно утвердился, что анархия и хаос синонимы.

    Это самым благоприятным образом сказалось на искусстве левых шестидесятников, пытавшихся спасти социализм от лжесоциализма. – В чём благо? – В сохранении настоящего социализма глубоко в подсознательном идеале.

    Вообще же самодеятельность естественна и тянется сквозь тысячелетия в более или меняя явном виде от первобытного строя. Русская сельская община один из таких атавизмов. Советский коллективизм тоже оттуда родом.

    А естественность и наука – противоположности в чём-то. Точнее – революции в науке.

    Вне революции – наоборот. Наука упорядочивает. И у пресыщенных может вызвать отторжение. У ницшеанцев, например. Или у обделённых хищников. Например, у футуристов. Поэтому от накопления порядка к концу XIX века в Европе случился взрыв нового порядка в культуре. И так случилось, что с этим совпала революция в физике. Она породила даже и нравственные драмы, ибо отрытые законы микромира оказались не такими, как законы макромира. Отсюда – угрызения совести художников-футуристов, оптимистов, и искажения классического элемента в их “текстах”. (У Маяковского роль угрызений совести выполнило его следование нажиму царской охранки: бросить большевизм ради искусства. Но мы ж рассматривает тему науки.)

    Шестидесятничество, как попытка изменить лжесоциализм (в капитализм – у правых, в настоящий социализм – у левых), естественно привела к повторному, как в начала ХХ века, внедрению неклассических форм (НКЛ): рифмы, ритма, – в стихосложении.

    Но естественность самодеятельности для Высоцкого этому процессу препятствовала. Что мы видим и в подсчётах классических (КЛ) и неклассических форм в его творчестве:

    http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/fomina-stihoslozhenie/stihoslozhenie-vysockogo.htm

    "Наличие неклассических форм в творчестве Высоцкого – поэта конца 60-70гг. ХХ века – является предсказуемым, поскольку в этот период русские поэты, пройдя через опыт символистов, В. Маяковского, считают использование НКЛ не экзотическим приёмом, а стилевой нормой… у Ю. Левитанского – 32,4%... до 83,4% у Р. Рождественского… Привлечение контекста общего фона стихосложения современной поэзии показывает, что Высоцкий улавливает новаторские тенденции развития русского стиха ХХ века. Однако его стихосложение свидетельствует о том, что классический стих не только продолжает функционировать в русском стихосложении, но даже может преобладать” (Там же).

    Вот соответственно – противоположно авангардистам начала ХХ века – у него должно было сложиться отношение и к революциям в науке.

    Но впрямую он это выразить не мог. Ему подсознание шептало, что отказ от тоталитаризма и переход к настоящему социализму это прогресс; революции в науке – тоже прогресс, так нельзя ж просто взять и выступить против нового в науке. И он нашёл выход: сказ. Он отдал слово какому-то тёмному типу. – Смотрите на ауру слов: "Не отдавайте в физики детей” – будто иного, чем некий домострой в семье, лирический герой не понимает, а участие родителей в определении будущего своего ребёнка считает всё ещё нормой. Отсюда, из темноты, ироническое множественное число "Эйнштейны”. Отсюда же "сплошные кризисы идей” – отголосок клише советской пропаганды типа: кризис сознания, духовный кризис, культурная элита переживает тяжелый кризис, гуманизм переживает кризис, финансовый кризис. Совершенный ляп: "физики безыдейны”. Какое отношение имеет идеология к негуманитарной науке? Не соответствуют друг другу "Математики” и "грехи”. Грубость: "Кибернетики машины заставляют”. Программируют, наверно. А это "искусственно мечтают”! Абсурдно словосочетание: "живой белок”. Так теперь безграмотные хозяйственники называют искусственный корм. И тавтология; "каждая идея есть идея”. Или вот это амикошонство: "А кто-то там с фамилией Нильс Бор”. Я уж молчу, что Нильс это имя, а не фамилия. И т.д. и т.д.

    В общем, у меня волосы дыбом встают, красно говоря, от дремучести ведущего Дзен-канала “СтихиЯ Высоцкого” в его статье-похвале Высоцкому:

    "…мы видим, вполне внятно обыгрываются многие научные проблемы и изыскания 60-х годов ХХ века”.

    И ведь у него почти тысяча подписчиков, соответствующих по темноте…

    13 февраля 2021 г.

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100