TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно! Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является . . .

07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но цитировавший его Мукаржовский без обиняков их переназвал:

    "“Искусства”, т.е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо “неистовство”, участие подсознательного; более того, одно оно и придаёт произведению совершенство”” (Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С. 237).

    Но я выражаюсь ещё круче: не просто подсознательное, а подсознательный идеал. Просто подсознательное обеспечивает органическую целостность каждой фразы нашей. Когда в элементе видно целое. Мы ж не словами говорим, а фразами, не задумываясь.

    Вот фраза:

    "Таким же образом могут быть написаны поэмы о покорителях Арктики, об экспедиции в Антарктиде, о жилищном строительстве и о борьбе против колониализма. Надо только знать фамилии и иногда читать газеты”.

    Слова: "Надо только знать фамилии” и "иногда читать газеты”, - переворачивают сказанное выше о героическом в насмешку. Но она брезжит и ещё раньше – в подозрительной постановке в один ряд героического ("о покорителях… о борьбе”) и обыденного ("о жилищном строительстве”).

    (Я это написал, - вредная привычка во всём сомневаться, - и вспомнил, что, пока мой товарищ не умер, я договаривался с ним о встрече перед кладбищем. Он привозил из другого города жену на могилу её брата. Та была вблизи от могилы моей жены. Тот, инженер-строитель, погиб на стройке жилого дома, нарушив технику безопасности – не надел каску. И ему на голову упал молоток с большой высоты.)

    Целое выше процитированного заключено в названии: "Пособие для начинающих и законченных халтурщиков”. Сам текст помещён был, пишет Новиков под, а название – над таким опусом:

    СОРОК ДЕВЯТЬ

    Поэма-песня в сорока девяти днях (сокращенное издание)

     

    Суров же ты, климат охотский, -

    Уже третий день ураган.

    Встает у руля сам Крючковский,

    На отдых - Федотов Иван.

    .

    Стихия реветь продолжала -

    И Тихий шумел океан.

    Зиганшин стоял у штурвала

    И глаз ни на миг не смыкал.

    .

    Суровей, ужасней лишенья,

    Ни лодки не видно, ни зги, -

    И принято было решенье -

    И начали есть сапоги.

    .

    Последнюю съели картошку,

    Взглянули друг другу в глаза...

    Когда ел Поплавский гармошку,

    Крутая скатилась слеза.

    .

    Доедена банка консервов

    И суп из картошки одной, -

    Все меньше здоровья и нервов,

    Все больше желанье домой.

    .

    Сердца продолжали работу,

    Но реже становится стук,

    Спокойный, но слабый Федотов

    Глотал предпоследний каблук.

    .

    Лежали все четверо в лежку,

    Ни лодки, ни крошки вокруг,

    Зиганшин скрутил козью ножку

    Слабевшими пальцами рук.

    .

    На службе он воин заправский,

    И штурман заправский он тут.

    Зиганшин, Крючковский, Поплавский

    Под палубой песни поют.

    .

    Зиганшин крепился, держался,

    Бодрил, сам был бледный, как тень,

    И то, что сказать собирался,

    Сказал лишь на следующий день.

    .

    "Друзья!.." Через час: "Дорогие!.."

    "Ребята! - Еще через час. -

    Ведь нас не сломила стихия,

    Так голод ли сломит ли нас!

    .

    Забудем про пищу - чего там! -

    А вспомним про наших солдат..."

    "Узнать бы, - стал бредить Федотов, -

    Что у нас в части едят".

    .

    И вдруг: не мираж ли, не миф ли -

    Какое-то судно идет!

    К биноклю все сразу приникли,

    А с судна летит вертолет.

    .

    ...Окончены все переплеты -

    Вновь служат, - что, взял, океан?! -

    Крючковский, Поплавский, Федотов,

    А с ними Зиганшин Асхан.

    Казалось бы, чем плохи стихи? Ритм, рифмы выдержаны (споткнулся, правда, раз: "на следующий” - ну да это мелочь). – Главное, нет ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Нет подсознательного идеала. Именно подсознательного. Потому что был бы он – была б где-то какая-то недопонятность (в сознании ж, будь он тут, он же не был бы дан). И нету недопонятности. Идеал, он есть – стойкость – но он осознаваемый. То, про что была цитата, наличие "“Искусства”, т.е. сознательной преднамеренности” - имеется: логичность и стройность стиховая – чтоб выразить несгибаемость воли, достаточная длительность, чтоб передать огромный срок голодания. Не все люди смогут нарифмовать такую длину. Да и об исключительном речь. Так что и экстраординарное имеется, то есть эстетическая ценность. Может, даже кого-то могло взволновать, будь оно прочтено тогда. Как факт, спустя 60 лет его запросто печатают среди других стихов Высоцкого, словно оно чего-то стоит. А оно, может, и правда чего-то стоит, если, например, теперь по-русски – нельзя. Так назло. Да ещё и как намёк, дескать, несгибаемость вечна, в менталитете. А он веками не изменяется.

    Но это будет действие бахтинского большого времени, так называемого: каждое-де время вкладывает свой оттенок смысла в произведение искусства. – Я большой противник такого воззрения. Я за то, чтоб вживаться во время создания. А шёл 1960-й год. Хрущевская оттепель. Против шаблонного бодрячества выступила авторская песня, враг бодрячества, ибо социализм смертельно заболел вещизмом, и надо было его спасать. Но это было не в сознании бардов и их слушателей, а в подсознании. И Высоцкий уже подобрался к такому творчеству (с подсознательным идеалом), потому и смог поиздеваться этим “Сорок девять” над официальной эстрадной песней.

    Спросите меня, а почему то, что известно было ещё Платону, так и не внедряется в науку об искусстве (поверьте мне на слово: не внедряется). – Потому что тогда не только искусство, но и наука о нём станет царством свободы. Ведь тогда первосортным считать будут то, что рождено подсознательным идеалом (пусть так и не расшифрованным, а оставшимся в состоянии ЧЕГО-ТО, словами невыразимого). Или хуже того, научатся искусствоведы переводить из своего подсознания (воспринявшего подсознательный идеал автора) в сознание: своё и своих читателей. И тогда первосортным посчитают произведение с мало ли каким подсознательным идеалом. Может с таким, какое не угодно власти. В 1960-м – власти, обеспечивавшей лжесоциализм. Теперь – власти, обеспечивающей периферический капитализм. – И… мысль о подсознательном идеале не находит практического применения – опасно для карьеры искусствоведа. – И так – 2,5 тысячи лет!

    29 марта 2021 г.

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100