TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного . . .

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

18.10.2020
20:35

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Седьмое продолжение.

    Как ни рискованна была моя затея попробовать проверить, не совпадает ли мой вкус со вкусом Дягилева, всё же совпадения наблюдаются по ходу чтения и наблюдаются . . .

17.10.2020
20:23

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Шестое продолжение.

    Теперь Дягилев перекинулся на организацию для французов концертов симфонической музыки.

    "Из Чайковского [а он же для меня ницшеанец] в программу включили не самую удачную Вторую симфонию (возможно, этот выбор объяснялся тем, что якобы в ней ярко проявился национальный характер)…” (с. 194).

    Я не уверен, слушал ли я её. Вот и стал слушать. И, - не знаю, как это можно связать с ницшеанством, скорее – с буддизмом, этим пассивным видом ницшеанства, - меня впечатлили медленные части. Это какой-то контраст Германии, какою я её представляю по описаниям влюблённых в неё немцев. У них это лучшая по красоте и уюту земля на планете. Из-за невысоких гор рядом с долинами. Из-за бесчисленных средневековых замков. Из-за буйного разнообразия. – А у Чайковского я представил – словами Ленина – ужас деревенской жизни. Но не как ужас, а как блаженную спокойную основу всего-всего.

    Мелодии нет. Запомнить ничего не могу. А – балдею. От шири и монотонности.

    Это, думаю, из-за ландшафта, какой, я представляю, виделся в 19-м столетии Чайковскому из кареты в долгом пути откуда-то куда-то. Сколько ни едь – одно и то же. Плоский или могуче холмистый (и потому ровный) горизонт. И пустота. Как “Владимирка” у Левитана. Так там-то ницшеанство ого как чуется – “приятие остановившегося времени” (см. тут). – Потом я нашёл подтверждение:

    "Чайковский создал образ большой впечатляющей силы. Тема вступления обладает глубиной и богатством интонационного развития, в ней ощущается широта, рожденная просторами родной земли” (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/106de272-e3b5-ba12-f4d4-c1c1c37ab236/Chaikovskii.%20Simfonia%202-Opisanie.htm).

    *

    Больше у меня не получается – что и следовало ожидать – находить вкус Дягилева похожим на мой, ценящий наличие подсознательного идеала автора.

    Постановка в Париже “Бориса Годунова” это подтверждает.

    "Конечный итог не имел ничего общего с историческим изображением средневековой Руси, за которое выдавали данный спектакль. Он представлял собой большое многонациональное надысторическое лоскутное одеяло, скроенное из самой разнообразной экзотики, которой была столь богата Россйская империя” (С. 207).

    Даже национальную исключительность, близкую к ницшеанству за какую-то вечность и неизменность менталитета, нельзя привлечь.

    А вот народный менталитет наибольшей важности “настроения сердца” (по укороченному выражению Феофана Затворника) – и мало ли, что сердцу захочется (не то, что рационалистам французам) – мог бы быть привлечён для подсознательного выражения в опере “Борис Годунов”. Но…

    *

    И, наконец, повествование Схейена подошло к знаменитым балетам. – Что тут поддаётся моей тенденциозности? Эскизы Бакста костюмов к балетам. В них живое, лица, не имеет значения, и они мертвы, а мёртвое, костюмы, выполнены очень даже живыми. Что, по Александрову, является ницшеанством для которого превыше всего "свобода, воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата” (http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf). Ну а я занудно добавляю, что столкновение странно мёртвого со странно живым даёт катарсис с содержанием: метафизическое иномирие.

    Бакст. Эскиз костюма к балету “Карнавал”. 1910.

    Мне интересно в этом ничего не говорящем сердцу повороте мысли только тот фокус, что и это вот удалось пристроить к модерну и выражаемому им ницшеанству. Ну и к проявлению подсознательного идеала, чего мне к Баксту никогда не удавалось привязать.

    А вот это мне не понятно:

    "Антинатуралистический характер балетного искусства, объединявшего формальное и чувственное начало, превращая его в идеальное средство пропаганды их [мирискусников] художественного мировоззрения”, “не навязывая… слов, всегда сковывающих мысль, сводящих её [мысль?] с неба на землю” (С. 211).

    Не понятно, как это связывается с ницшеанством.

    Когда я юношей впервые в жизни увидел балет (это была “Спящая красавица” Чаковского), я был потрясён обратным – что всё без слов так же понятно, словно были слова.

    Разве что последующие слова Бенуа что-то скажут:

    "В балете заключена та литургичность, о которой мы стали усиленно мечтать за последнее время” (С. 211).

    Им, как христианам, воспаряющим от вещного поглощения причастия (съедания тела и выпивания крови Христовой), нужно что-то похожее для улёта в метафизическое иномирие? Или всего лишь во вседозволенность?..

    20 сентября 2020 г.

16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100